Русская линия | Иеромонах Агафангел (Белых) | 08.04.2011 |
«К сожалению, ситуация развивается по тому же плану, что и в печальной памяти чукотских событиях, — продолжил отец Агафангел. — С одной стороны громко, публично задаются риторические вопросы, на которые, вроде как и не ожидается никакого ответа. Совершается разделение на «чистых и нечистых» — под первыми подразумеваются авторы всех этих «Открытых писем Патриарху», под вторыми, — те, кто имеет иное суждение. С другой стороны — молчание, суетливые и некомпетентные комментарии третьестепенных церковных чиновников и, в итоге, торопливые прещения смутьянам, совершаемые без церковного суда и разбирательства. «Если мы будем соблюдать процедуру, — мы проиграем. Каноны здесь не работают».
«Конечно, не правы отцы, скоропалительно отказавшиеся поминать Предстоятеля по совершенно несущественным для такого фатального решения поводам, — подчеркнул игумен. — Ведь сдавали они в семинариях и академиях церковную историю и патрологию. Могли бы вспомнить, что были в этой истории и куда более серьёзные моменты, но и тогда даже, иереи и епископы отказавшиеся, по разным причинам, от поминовения священноначалия своей поместной церкви, апеллировали к авторитету всей полноты Церковной и требовали разбирательства».
Говоря о том, что делать в данной ситуации, чтобы умирить раскол, отец Агафангел отметил, что «нужно быть честными и искренними со всеми, нужно не бояться говорить об острых проблемах и вообще не бояться говорить, а прежде того — уметь услышать, что же хочет донести собеседник. «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией». Каждый человек любим Господом, за каждого человека Христос умирает на Кресте».
«Мне сказали, что отец Андрей Кураев так выразился о ижевских священнослужителях: «Таких много существует, пусть найдут себе друзей. Мало кому интересна их судьба». Я не соглашусь с ним. Их судьбы интересны Богу, прежде всего. И, если эти люди безразличны московскому церковному бомонду, который живет какой-то своей, невообразимо далекой от реальных проблем жизнью, то пресловутым 80-ти процентам номинальных православных, живущим за МКАДом, то, что говорят эти батюшки как раз любопытно и даже очень», — заявил отец игумен.
«Однако, в этих, как мне кажется, слегка пренебрежительных словах отца протодиакона, есть зерно правды: «Таких много существует», — продолжил он. — И, если это так, то разве можем мы молчать? Или наше сердце так окаменело, что заблуждения братьев по вере, их искренняя боль и вопрошания и вправду оставляют нас безучастными? Чукотка, Ижевск. кто следующий? Эта цепочка, несомненно, продолжится и, несомненно, по слову отца Андрея, эти «многие» найдут себе и многих друзей в Русской Православной Церкви, увеличивая разделение». «Так будет, если мы сегодня же не начнем честный и нелицеприятный разговор и не дадим ясные ответы на вопросы, волнующие немалое число православных христиан России», — заключил отец Агафангел.
Русская линия