Московские новости | Александр Солдатов | 12.03.2004 |
Двенадцать активистов Союза православных граждан (СПГ) — наиболее заметной и шумной церковно-политической организации России — стали в декабре депутатами Госдумы. Симпатии к «Родине» в Русской православной церкви (РПЦ) еще недавно были всеобщими. Накануне парламентских выборов и иерархи, и рядовые бабушки связали с ней свои лучшие надежды. Но «Родина» разочаровала уверовавших в нее. Дмитрий Рогозин повел себя как политический прагматик, провозгласив безоговорочную верность Путину как единственному «лидеру нации». Сергей Глазьев потихоньку впал в державный романтизм, заявив о своем стремлении возродить в капитализирующейся России «традиционные духовно-национальные ценности, основанные на вековом православии». Тут, правда, возникла загвоздка — Глазьев сам слабо посвящен в ценности православия. Он имеет экономическое, а не богословское образование, к тому же, как говорят люди из его окружения, его образ жизни весьма далек от «духовно-национального» идеала. Поэтому формирование «православного компонента» своей программы Глазьев полностью доверил «экспертам» из СПГ, среди которых особенно выделяется главный пиарщик и пресс-секретарь этого Союза Кирилл Фролов.
СТАРТ
Юный и энергичный Кирилл Фролов пришел в СПГ на рубеже веков — как раз тогда, когда со сменой власти и политического курса в России перед православными гражданами открылись новые политические перспективы.
У него очень запоминающаяся внешность: яркий южный тип лица, пронзительный взгляд, порывистые движения, характерный говорок с напором. Если и есть в нем какая-то детская несолидность, угловатость, то она с лихвой компенсируется страстью трибуна, азартом политического игрока — свойствами, совершенно нетипичными для православной тусовки. Кроме того, Фролов обладает талантом переводить чаяния и устремления православной массы, обычно выражаемые невразумительными церковными терминами, на язык светской политики.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Кирилл Фролов не имеет законченного образования и определенных занятий. Попытка получить высшее церковное образование в Российском православном университете оказалась для него неудачной.
Одно время он пользовался репутацией «церковного тусовщика». Именно тогда, в середине 90-х, за ним закрепилась странная кличка Казя-Базя, намекающая то ли на его необычную внешность, то ли на образ жизни. Многие привычки Фролова, кажущиеся странными его православным соратникам, восходят к самому раннему периоду его биографии: еще в школе он проникся идеями неохипповского движения. В Церковь юный хиппи Фролов пришел через ВООПИК (Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры), чьи добровольцы реставрировали православные храмы.
МЕТАНИЯ
Страстная натура Фролова предопределила его увлечение радикальными идеями. Следуя тогдашней моде, он стал гневным обличителем официального руководства Московской патриархии и примкнул к «альтернативной» Российской Православной Свободной (ныне — Автономной) Церкви, где его духовником стал протоиерей Михаил Макеев, который называл РПЦ «тоталитарной сектой». Наделенный определенными лидерскими качествами, Фролов привлек к «расколу» внимание значительной части тогдашней православной молодежной тусовки Москвы. Сейчас Кирилл Фролов категорически отрицает эти факты своей биографии, с какой-то подозрительной озлобленностью «обличая» «адептов суздальского раскола». Более того, «сатанинской сектой» и «церковью антихриста» теперь, по его мнению, является именно РПАЦ. Риторика осталась прежней, а объект сменился на противоположный.
К «суздальскому» периоду биографии Фролова относятся первые скромные пробы пера. Уже в тех ранних филиппиках, разоблачающих заговор канадского историка Поспеловского против русского православия, угадывается стиль, которому Фролов верен по сей день.
ВЫБОР
Возвращение Кирилла Фролова в официальную РПЦ стало результатом разочарования в РПАЦ как в узком междусобойчике. Активность и пассионарность будущего идеолога новых патриотов лучше подходили для «большой Церкви», играющей заметную социально-политическую роль в современной России.
Став пресс-секретарем СПГ и «научным сотрудником Института стран СНГ» (институт — общественная организация, которую возглавляет профессиональный «борец за права русских» Константин Затулин), Кирилл Фролов вынужден был адаптировать свой радикализм к респектабельности своего нового положения. Призывы пойти кого-нибудь «замочить» звучат теперь из его уст только в частных разговорах. Основной идеей его официальных выступлений от имени СПГ (а в последнее время и от имени «Родины») стало постепенное превращение РПЦ в государственную Церковь России. Проблемы «абстрактных прав человека» или «свободного нравственного выбора» просто непонятны Фролову, равно как и политикам, пользующимся его шпаргалками. Одна из последних цитат идеолога СПГ: «Главное — добиться признания самим обществом, народом нашим невозможности „нравственного плюрализма“, „двух мнений“ по принципиальным вопросам веры, культуры и самой жизни».
Для решения таких серьезных задач Фролову, да и СПГ в целом, не хватает самой малости — денег. Обидно ведь, что в стране есть и «национально ориентированный» бизнес, и православные банкиры, а средств не хватает даже на борьбу с самыми микроскопическими секточками. В ближайшее время пресс-секретарь СПГ намерен, говорят, официально обратиться к сенатору Сергею Пугачеву с просьбой помочь деньгами — ну, хотя бы теми, что тот отсудил у политтехнолога Глеба Павловского, персонального врага Кирилла Фролова.
Конечно, борьба с «виртуальным расколом» не единственное направление деятельности идеолога СПГ и духовного консультанта «Родины». Признаки коварного заговора против РПЦ и русского народа он усматривает в призрачном проекте «Русский ислам», который Фролов выявил и разоблачил в недрах аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Пара фраз, брошенных советником Сергея Кириенко по вопросам конфессиональной политики Сергеем Градировским, выросла в жадном до поиска заговоров сознании Фролова в целый «широкомасштабный антиправославный проект». Его разработчики, как считает Кирилл Фролов, намерены на деньги богатых стран Аравийского полуострова сначала приучить россиян к мысли, что ислам так же традиционен для России, как и православие, а потом подорвать «духовную монополию» РПЦ.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Пока рано говорить о полном торжестве фроловских идей в блоке «Родина». Но несомненным успехом талантливого православного пиарщика является раскрутка СПГ, о котором до 2001 года не знал никто, кроме узкого круга специалистов да немногочисленных читателей православно-патриотических изданий. Первым пиар-экспериментом Фролова стало проведенное в мае 2001 года при поддержке ЛДПР шествие по Тверской в знак протеста против визита Папы Римского на Украину.
Вдохновленные первым опытом массового зрелищного мероприятия, православные граждане стали проводить регулярные пикеты у посольств Украины, Ватикана и Казахстана (это когда Папа собрался посетить другую «братскую республику»). Апостольскую нунциатуру даже пытались забросать какой-то гадостью. Но на антикатолические мероприятия СПГ, ставшие дежурными, являлось все меньше и меньше сознательных граждан, а перспектива проводить пикеты с участием 10−15 человек казалась опасной с точки зрения пиара. Поэтому руководство православных граждан переключилось на борьбу с органами образования, требуя включения в школьную программу «Основ православной культуры» с последующим их переименованием в «Закон Божий».
По мере вовлечения СПГ в большую политику, а особенно после триумфа «Родины» на думских выборах, на смену шумным акциям пришли парламентские методы борьбы. Руководство СПГ сосредоточилось на разработке всяческих программ и наказов, снабжая религиозно не просвещенных лидеров «Родины» готовыми наборами традиционалистских лозунгов. Религиозный фактор, который многие российские политологи уже было списали со счетов, оказался неожиданно востребованным той политической силой, которая провозгласила опору на традиционные ценности и «возрождение общинности».
На своем Всероссийском совещании в конце января СПГ официально поддержал кандидатуру Сергея Глазьева на президентских выборах. С одной стороны, это логичное решение — ведь Глазьев сопредседатель Союза. Но с другой стороны, такое решение ставит СПГ в весьма щекотливое положение. Дело в том, что эта организация никогда не допускала и мысли о какой-либо оппозиционности действующему президенту. В своих документах СПГ называет его «первым православным президентом», «благочестивым мирянином», «покровителем православия». Анализируя наказ, который дал Союз Глазьеву, можно понять, какие именно претензии имеют православные граждане к Путину: от Глазьева требуют добиться безвозмездной передачи РПЦ земель, в которых она нуждается, наделения ее всяческими налоговыми льготами, введения повсеместного преподавания «Основ православной культуры», запрета нападок на РПЦ в СМИ.
* * *
Феномен Кирилла Фролова как православного идеолога «Родины» — это не только признак страшного интеллектуально-кадрового голода в среде левой оппозиции, но и сигнал о том, что политическое православие рано списывать с политтехнологических счетов. В руках радикалов и проходимцев это архаичное оружие еще может выстрелить.