Московские новости | Александр Солдатов | 13.02.2004 |
Главой Русской православной старообрядческой церкви — крупнейшей древлеправославной конфессии России — стал сравнительно молодой и неплохо образованный епископ Андриан (Четвергов). При том, что светская власть и РПЦ хотели бы видеть на этом месте другого кандидата.
Итак, Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) выбрал митрополитом всея Руси Андриана (Четвергова). Сенсационность случившегося в том, что светская власть и «господствующая Церковь» — РПЦ — практически открыто поддерживали другого кандидата: 78-летнего Иоанна (Витушкина):
В школьных учебниках истории, изданных в советское время, утверждалось, что старообрядчество — нечто вроде нашей доморощенной версии протестантизма. В какой-то степени учебники правы. Незыблемость традиции и строгое отношение к обряду сочетаются у староверов с весьма либеральными взглядами на устройство своей общины. Старообрядческие иерархи и духовенство далеки от монополии на церковную власть; порой голос авторитетного мирянина оказывается более решающим, чем «мнение священноначалия». А незыблемость традиции и постоянные ссылки на каноны надежно оберегают старообрядцев от попыток внешнего вмешательства светской власти в их церковную жизнь. Напротив, даже слабые попытки такого вмешательства вызывают самое бурное отторжение в старообрядческой среде. Нынешний Собор отчетливо это продемонстрировал.
Накануне Собора несколько священников РПСЦ на условиях анонимности сообщили корреспонденту «МН», что их (впервые за 15 лет!) вызвали в областные управления ФСБ. Старообрядческих батюшек вежливо расспрашивали, поедут ли они на Собор в Москву, за кого будут голосовать, как смотрят на перспективы отношений с «господствующей» РПЦ. Затем чекисты переходили к более прямым вопросам относительно личности епископа Андриана. Почти у всех собеседников корреспондента осталось ощущение, что «органы» с недоверием относятся к этой кандидатуре. Один из чекистов даже прямо призвал своего гостя голосовать на Соборе за епископа Иоанна.
В поддержку этой же кандидатуры, по слухам, выступил накануне Собора и самый влиятельный иерарх РПЦ митрополит Кирилл (Гундяев), с которым встречалась старообрядческая делегация во главе с протоиереем Леонидом Гусевым.
Почему власть — светская и духовная — так обеспокоилась столь частным, казалось бы, вопросом: кто возглавит старообрядческую Церковь, общее число приходов которой едва ли наберет один процент от числа приходов «господствующей» РПЦ? Самый очевидный ответ: усиление РПСЦ может представлять серьезную угрозу религиозной монополии РПЦ. В отличие от разного рода современных православных «расколов», которые получили возможность легального существования лишь в начале 1990-х гг., старообрядчеству никак нельзя отказать в статусе «традиционной конфессии», непрерывно существующей как минимум 300 лет. Историческая оппозиционность старообрядчества, его стремление держаться подальше от власти обеспечивают ему симпатии либеральной интеллигенции — которая так или иначе влияет на формирование общественного мнения. Наконец, старообрядчество не было замешано ни в одном из политических или экономических скандалов, в которые оказалась вовлечена РПЦ.
Говоря проще, потребность общества в некоем моральном авторитете, стоящем над властью и независимым от нее, сохраняется. И почему бы старообрядцам хотя бы немного не приподнять выпавшее из рук РПЦ знамя такого морального авторитета?
Дабы избежать перечисленных опасностей, РПЦ (а под ее влиянием — и светская власть) разработала два сценария. Первый попытались реализовать в 1999 — 2000 гг., когда под эгидой митрополита Кирилла в возглавляемом им Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) была создана особая комиссия по диалогу со старообрядчеством. Пару раз посовещавшись с отдельными представителями древлеправославия, эта комиссия выдала на-гора «меморандум», который и было предложено подписать представителям. В целом политкорректный документ содержал все же намек на доминирующее положение РПЦ и на признание старообрядцами ее эксклюзивного права представлять интересы всех православных перед лицом власти. Практически накануне подписания в РПСЦ успели уловить этот намек и от ратификации отказались. ОВЦС обиделся. Комиссия по диалогу со старообрядчеством фактически прекратила свое существование.
Вскоре на смену провалившемуся сценарию пришел другой: насколько возможно, по максимуму, маргинализировать старообрядчество — чтобы светское общество, как в советские времена, взирало на него как на курьезный пережиток «старины глубокой». Сразу поползли слухи, что старообрядческий Митрополит Алимпий двух слов связать не может, что старообрядцы напрочь лишены «интеллектуального ресурса» и у них нет «духовных школ». Закономерной развязкой этого сценария и должно было стать избрание полуслепого и глухого 78-летнего епископа Иоанна новым Митрополитом Московским и всея Руси (Митрополит Алимпий скончался 31 декабря прошлого года в возрасте 75 лет, пробыв во главе Церкви 18 лет). Появление такого духовного лидера дало бы недоброжелателям повод говорить, что у старообрядцев нет даже кадрового ресурса.
Но беспрецедентное давление с использованием всемогущего «административного ресурса» в случае с РПСЦ потерпело фиаско. 162 участника Собора (из 260) проголосовали за епископа Андриана. Епископ Иоанн фактически взял самоотвод, сославшись на свой возраст и тяжелое состояние здоровья, однако его имя все же внесли в бюллетень для голосования. Престарелый иерарх, невольно оказавшийся «кандидатом власти», набрал всего 58 голосов. После всех усилий светской и церковной властей такой результат голосования, как выразился один из экспертов, стал подобен тому, как если бы на других выборах проиграл кандидат Путин.
Кто же он, новый старообрядческий Митрополит всея Руси? Получив образование инженера, будущий епископ много лет проработал в одном из казанских НИИ. Одновременно он был чтецом и певцом в казанском старообрядческом храме, настоятелем которого служил его брат, о. Геннадий Четвергов. Время шло, но будущий епископ по каким-то причинам не вступал в брак. Это во многом и предопределило его судьбу — безбрачные клирики и миряне, не имеющие канонических препятствий для рукоположения, большая редкость в современном старообрядчестве. А потребность в них велика — ведь по православным канонам только монах может стать епископом.
Архиерейская хиротония епископа Андриана состоялась в начале мая 2001 года в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище. За два с половиной года своего служения на Казанской кафедре он стяжал репутацию гиперэнергичного и современного епископа: наладил активную издательскую деятельность, открыл несколько сайтов в Интернете, провел молодежный епархиальный съезд: В общем, нет никаких сомнений, что при Митрополите Андриане старообрядчество станет намного более заметным явлением религиозно-общественной жизни страны, нежели до него. И, возможно, старообрядчество наконец скажет — от имени тысячелетней традиции — свое весомое слово о том, «как нам обустроить Россию».