Русская линия
Православие и Мир Александр Марков20.01.2011 

Элладская Православная Церковь как субъект политики

Мировой экономический кризис и крах греческой экономики в прошлом году спровоцировал планы правительства Г. Папандреу по дальнейшей секуляризации, прекращению государственной поддержки церковных институтов и конфискации церковных земель. Такая связь политики секуляризации исключительно с вопросами экономии бюджета, а не с бюрократическим упорядочением распределения средств, для Греции достаточно традиционна. Но поражает, что планы правительства не вызывают широких протестов населения, в отличие от тех мер последних 15 лет, которые были вызваны политическим давлением ЕС: вопрос об исключении графы о вероисповедании из удостоверения личности нового образца (2000) или вопрос о строительстве мечетей в центральных районах Греции (2006).

Прошлогодние жёсткие заявления Синода Греческой Церкви были направлены на осуждение пассивности правительства в ситуации кризиса, готового действовать по указаниям МВФ и неспособного выработать самостоятельную политику.

В свою очередь официальные представители правительства обвинили Синод в нереалистичном видении проблем и неуважительном отношении к предпринимаемым сверху интенсивным мерам. Фактически правительственная риторика стремится дискредитировать Церковь как часть стихийной оппозиции против планов правительства по сокращению расходов, несмотря на полное дистанцирование церковного руководства от митинговой активности.

Газета «Та неа» ["Новости"], занимающая в целом проправительственную позицию, вышла 21 декабря 2010 г. с передовой статьёй, в резких выражениях осудившей «вмешательство Церкви в политическую жизнь страны». Архиепископ Афинский был обвинён в сближении с правыми силами и в притязаниях на систематическое вмешательство в политическую жизнь. Редакционная статья подозревает греческих митрополитов в том, что они действуют из «личного тщеславия» и требует от них впредь ограничиваться «социальными проблемами страны, а не издавать политические манифесты». Антицерковная риторика этой статьи основана на стандартных для Греции штампах политических дискуссий: враждующие силы обвиняют друг друга в стремлении узурпировать влияние на власть, — и потому вписывается скорее в общую динамику традиционных греческих политических дискуссий, чем говорит о переходе правящих левых сил к агрессивной политике в отношении Церкви.

В действительности новая секуляризация представляет собой часть общего сокращения расходов на обеспечение внутренней безопасности страны. Газета «Та неа» сообщает о планах министра внутренних дел Янниса Ранкусиса в наступившем году: расходы на оплату труда и социальные нужды не будут сокращены только в области среднего образования и медицины, в том числе профилактической, тогда как Церковь разделит нелёгкое бремя кризиса с армией, полицией и пожарной службой. Циркуляр министра, выпущенный прямо накануне Нового года, уже начиная с 3 января 2011 г. широко обсуждается в греческой прессе.

На заседании Синода Греческой Церкви 10 января 2011 г., как пишет авторитетное греческое издание «То вима» ["Трибуна"] в статье с красноречивым названием «МВФ требует уменьшения числа священников?», некоторые из архиереев потребовали вернуться к обсуждению требований МВФ по сокращению бюджетных расходов страны. По мнению членов Синода, сокращение аппарата государственных служащих ударит «по священнослужителям всех уровней, а также по многочисленным церковным служащим». Синод сформировал специальную комиссию для переговоров с министром внутренних дел, «до прояснения ситуации». Но некоторые архиереи сочли это полумерой, и обратились к Архиепископу Иерониму Афинскому с требованием более решительных заявлений и переговоров, упреждая возможные протесты духовенства. Часть собравшихся решила сделать ставку на юридическое различие между «служащими» (церковными администраторами) и «служителями» Церкви, и таким образом, добиться того, чтобы сокращение бюджетных расходов не затронуло священнослужителей.

Также по сообщению «То вима», в ответ на циркуляр министра внутренних дел, Министерство образования Греции заявило о намерении добиваться льгот при налогообложении и оплате труда как для сотрудников образовательных учреждений, так и для служащих Церкви, доказывая, что иначе невозможно будет эффективно решать социально значимые задачи. Позиция министерства закономерна: сокращение расходов на образование было главным в требованиях секуляризации образования, а невысокая оплата труда и слабая социальная защищённость как учителей, так и служащих Церкви заставляет их действовать сообща.

Консервативная «И Катимерини» ["Ежедневная газета"], пишущая о Церкви неизменно доброжелательно, видит в секуляризаторских планах правительства выражение общей слабости Церкви перед лицом глобализации. Необходимость усиления общественной роли Церкви стала одной из главных тем предновогодних номеров газеты. По мнению обозревателя «И катимерини» (26 декабря 2010 г.), более активное участие греческой Церкви в международных благотворительных программах усилило бы позиции Церкви равно внутри и вне страны. В другой статье того же номера с характерным подзаголовком «Влиятельная часть иерархов против всякого вмешательства в текущую политику» рассказывается о конкретных предложениях греческих архиереев как по усилению социальной работы, так и по решению национального вопроса в северных епархиях, где проблема отношений между греческими, албанскими, турецкими и славяно-македонскими группами по-прежнему стоит очень остро. Учитывая, что газета «И Катимерини» уклонилась от подробного освещения заседания Синода 10 января 2011 г., ограничившись перепечаткой заметки новостного агентства, газета явно не хочет лишний раз обращать внимание на разногласия среди членов Синода, которые могли бы дать преимущества в политической игре антицерковным политическим силам.

Реакция греческой прессы на позицию Синода в отношении планов реформ показывает, что как греческие церковные иерархи, так и журналисты объясняют инициативы правительства исключительно давлением международных структур. На этом фоне политическая самостоятельность правительства представляется ослабленной; правительство стремительно теряет авторитет, а Церковь, напротив, набирает политический вес, несмотря на воздержание от проведения каких-либо публичных акций. Усиление политического влияния Церкви встречается в штыки левой проправительственной прессой, и с большими и даже чрезмерными надеждами — оппозиционной консервативной прессой.

http://www.pravmir.ru/elladskaya-pravoslavnaya-cerko/


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru