Русская линия
Русская линия Александр Ермолин 04.01.2011 

Православие на пороге глобального мира

1.Глобализация.

Современный мир неотделим от понятия глобализации. ГлобализацияТрадиционно под этим термином понимаются процессы всемирной экономической, политической и культурной интеграции.

В мире, идущему по рельсам глобализации, наблюдаются тенденции к созданию единого финансового, политического, языкового и культурного пространства.

На планете существует несколько основных валют, обеспечивающих абсолютное большинство торговых операций — доллар, евро и фунт стерлингов.

В рамках политической глобализации существует тенденция к созданию международных организаций, политических (Европейский союз), военных (Организация Североатлантического договора Североатлантический альянс) торгово-экономических союзов (Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества, Всемирная Торговая Организация, Евразийское Экономическое Общество) образовательных (Болонская группа) и религиозных (Всемирный Совет Церквей, Организация «Исламская конференция») и др.

Также можно говорить о постепенном создании единого языкового пространства. Речь идет о так называемых мировых языках. По статистике, на английский язык является родным для 320 млн. человек, при этом в мире на нем говорит до 1 млрд. человек. Таким образом, английский язык является основным мировым языком. Для сравнения, арабский язык в основном обслуживает нужны арабского мира — он является родным для 240 млн., но во всем остальном неарабском мире на нем говорят лишь 40 млн. Русский язык является родным для 165млн, а также вторым разговорным для 155 млн, то есть обслуживает лишь довольно узкую группу стран: РФ плюс государства СНГ и части бывшего СССР.

В мире постепенно размываются границы, что происходит по двум направлениям: уничтожение физических границ (создание Шенгенской зоны и т. д.) и интеграция в мировое пространство с помощью Интернета.

Благодаря повсеместному распространению сети Интернет возможен обмен любой информацией между людьми, находящимися в разных частях мира.

И сейчас перед мировым сообществом встает вопрос информационной открытости.

Ярким примером того, что может получиться в результате бурного развития Интернет технологий является создание сайта WikiLeaks http://213.251.145.96/
Благодаря Джулиану Ассанджу мир узнал тайну переписки американских дипломатов, цифры потерь мирного населения в Ираке и Афганистане, объекты особого значения для США на территории России и так далее.

Появление этого сайта для мира стало примером того насколько важную роль играют Интернет технологи современном мире.

Так каким же будет будущий мир? Мир, который мы увидим через 15−20 лет? Если названные нами глобальные тенденции продолжатся, то:
1. Будет формироваться глобальная мировая финансовая система. Возможно появление либо одной ведущей мировой валюты, либо двух-трех валют. Естесственно, что экономики отдельных стран попадут в зависимость от глобальной финансовой системы.
2. Будет развиваться тенденция к созданию одного или нескольких глобальных государств. Мы можем предположить создание больших стран, таких как США, союз Латинской Америки, Единая Европа, Арабский Союз и т. д.
3. В мире будет существовать некий единый язык. Это будет язык максимально простой для передачи информации, язык, в котором у слов будет минимальное число значений. (и это наводит на мысль что русский язык с его огромным числом синонимов и иносказаний не будет является мировым)
4. Будет создано единое информационное пространство, которое позволит разрушить очень многие барьеры в общении, но при этом может угрожать существованию и стабильности нашего мира. И сейчас мы подходим к главному вопросу нашей статьи — проблеме доминирующей мировой религии. Какими признаками должна обладать эта конфессия? Она должна быть открыта окружающему миру, иметь подлинно вселенский характер и не может ограничивать себя всего лишь национальными рамками.

2.Современное русское православие.

Теперь обратимся к состоянию современного русского православия.

После падения советского режима перед Православной Церковью в России, казалось бы, открылись большие перспективы. И действительно, с одной стороны, динамика роста храмов, семинарий и иных структур РПЦ в России впечатляет и порождает в нас надежды. Однако в современном русском православии существует целый ряд серьезнейших внутренних проблем:

Крайне низкий уровень катехизации и образования прихожан. Зачастую во многих храмах познания прихожан заканчиваются лишь обрядовыми суевериями.

Русское православие оторвано от вселенского. Русское православие замыкается на своей «русскости». Лозунг «русский значит православный» извращает всю суть понимания Церкви как вселенского богочеловеческого организма.

В Церкви нет богословской школы и все попытки ее создания натыкаются на непреодолимые преграды внутреннего консерватизма и нежелания что-то менять в устоявшейся практике.

В Церкви есть образованные священники и богословы. Но они зачастую вынуждены действовать по устоявшимся алгоритмам поведения. В итоге мы наблюдаем парадоксальную ситуацию — молодые священники, имеющие как духовное, так и светское образование находят себе иной плацдарм для деятельности. Понимая, что в храме их могут не понять, они идут в университетские аудитории и выговариваются там.

И если новое глобальное общество будет характеризоваться информационной открытостью (одной из первых ласточек которой служит сайт WikiLeaks), то на данный момент русское православие не обладает такой открытостью и мобильностью. Простой пример — на сайте Московской Патриархии информация о богослужениях Святейшего Патриарха идет в прошедшем времени. Иными словами, не так то и просто попасть на Патриаршью службу.

3. Что же ждет РПЦ в будущем?

Представим себе Церковь, застывшую в своем развитии. Во-первых, в ней появятся ультраконсервативные группы, постепенно скатывающиеся к сектам. Одним из ярких примеров современности является группа «архимандрита Константина», о секте которого писала «Комсомольская правда».

Во-вторых, Церковь постепенно окажется в информационном вакууме.

В-третьих, нам грозит переориентация образованных пастырей в нейтральные сферы деятельности.

При дальнейшем развитии подобной тенденции русское православие вступит в мир глобализации полностью не готовым ни духовно, ни физически.

А как мы знаем, для глобального общества будет нужна и глобальная религия. Новое правительство и новый мир будут интересовать открытые и отвечающие религиозным потребностям большинства конфессии.

4. Что делать?

Что делать? — вопрос, интересовавший еще Чернышевского. Авторы статьи глубоко верят в то, что у русского православия все же есть будущее. И еще они понимают, что будущее-это то, что создается в настоящем. И если сейчас мы будем избегать крайне нездорового консерватизма, займемся созданием собственной богословской школы, то у нас есть будущее. А, как известно, все великие дела начинаются с малого. Один восточный мудрец напоминал нам, что если каждый день приносить по одной корзине земли, то к концу нашей жизни получится целая гора. И в современной ситуации каждый православный человек как раз к этому и призван — каждый день совершать свое маленькое служение Церкви, делать свой вклад в возрождение русского православия.

http://rusk.ru/st.php?idar=45903

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Александр Ермолин    09.01.2011 11:39
Авторы относятся к Церкви как к Богочеловеческому организму. А человек в свою очередь как образ и подобие Божие несет ответственность как за свои личные поступки, так и за судьбу Церкви, членом которой он является. Поэтому для верующего человека вопрос "что делать?" стоит всегда и сама постановка такого вопроса естественна для христианина, заботящегося о судьбе Церкви.

Что касается здорового консерватизма. В Церкви традиционно существуют две движущие силы – здоровый консерватизм (как справедливо отметил уважаемый Посетитель77), так и необходимый либерализм. Если здоровый консерватизм поддерживает Церковь, не позволяет ей распастись, то необходимый либерализм является стимулом развития. Самый элементарный пример – апостольский Собор в Иерусалиме. Здоровый консерватизм вменил язычникам в обязанность соблюдать минимум этических и нравственных норм иудаизма, а либерализм открыл язычникам двери в Церковь. И в итоге христианство стало мировой религией.
  Иоанн Николаевич    08.01.2011 21:24
Статья однозначно сыровата. Хотя приятно осознавать то, что в Православной Церкви есть люди, которые понимают, что мир стоит на пороге новой эпохи. Эпохи абсолютно новой и довольно интересной по содержанию. В которой Православие так близко к реализации того, о чем мы молимся на каждой литургии, т.е. " о соединении всех". И соединении не путем объединения религий, а именно тем о чем написано в данной статье. Заинтересовать мировое сообщество Православным Христианством вполне возможно и не либерализмом, а открытостью, мобильностью, открытием новых граней христианства, которые не были замечены католическими и протестантскими Церквями.
Недостатки данной статьи заключаются в отсутствии четкой связи первой и второй частей статьи, расплывчатости некоторых формулировок, которая привела к тому что многие их довольно приватно поняли. Так же существует целый ряд политологических и географических ошибок, например создание единого государства в Латинской Америке я целиком отношу к фантазии авторов. Но, поскольку, все это использовалось как пример, ничего катастрофического в этом нет.
  Иван Федорович    06.01.2011 19:15
Авторы относятся к Церкви только как земной организации верующих определенным образом христиан. Хочется задать вопрос авторам : "А в Бога Вы веруете?" Если да, то вопросов "что делать?" у Вас не должно возникать.
  Посетитель77    06.01.2011 00:54
Что делать, извечный вопрос!

Стоять на позиции здорового консерватизма, не слушать «живоцерковников», которые стремятся разорить Церковь.

Твердо поддерживать Священноначалие. Глава Церкви Христос, кто может что против Него?
  сух    04.01.2011 15:21
Конечно, конечно – к сравнит.богословию, догматическому богословию и др.богословиям в прав.духовн.академиях и семинариях, ввести в практику проповеди с амвона диалектический материализм, науч.коммунизм, тору, коран, бхагавадгиту и католическую шелуху, с протестантскими извивами богословской мысли, а то не толерантно будет православие своей ортодоксальностью в свете устремлений в глобализм!

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика