Русская линия | Протодиакон Андрей Кураев | 27.12.2010 |
«Здесь собрались люди, которые не намерены мириться с событиями, произошедшими в Москве 11 и 15 декабря. Я считаю, что причиной беспорядков в Москве стал накопившийся гной, который выплеснулся наружу», — сказал Шендерович в интервью РИА Новости.
По его словам, организовать митинг его заставили события, произошедшие на Манежной площади в Москве. «Там люди на Манежной говорили от имени русского народа, от имении российского народа, от имени России, мы своим долгом считаем сказать, что они самозванцы, что они никакое не народ, что есть другой народ как минимум», — сказал он.
Прокомментировать это событием мы попросили профессора Московской Духовной академии протодиакона Андрея Кураева:
«Если не обращать внимания на политический контекст и организаторов этой акции, то лозунг „Москва для всех!“ вполне естественен. Если Москва претендует на то, чтобы быть имперской столицей, одной из столиц многополярного глобального мира, и если мы хотим влиять на всё, то очевидно, что это всё тоже будет влиять на нас. Константинополь во время расцвета Византийской империи никогда не был городом для греков, и тем более для византийцев, потомков тех, кто жил когда-то в городке под названием Византий. Сама по себе, открытость Москвы для людей разных традиций и культур — это не новость. Даже во времена Ивана Грозного была Немецкая слобода, татарские кварталы и т. д. Если формально, быть открытой для Москвы — это традиционно.
Вопрос в другом. Сами организаторы этого митинга на Пушкинской площади считали, что он является ответом на ту боль, которую другие люди вынесли на другую московскую площадь, на Манежную площадь, в начале декабря. Там, может быть, не было таких рафинированных интеллигентов и мастеров плетения словес, как на Пушкинской площади, люди просто кричали от боли. Там были не только какие-то спортивные фанаты или подростки-нацисты. Там были люди, в жизни которых была реальная боль. Был человек, чья дочь была изнасилована кавказцами, был человек, над которым эти люди издевались на пустом месте. То есть те люди, которые были на Манежной площади, и те миллионы, которые поддерживают этих людей, говорят о том, что будь то Нью-Йорк или Константинополь, Москва или Петербург — если город открыт, то должны быть и правила проживания в нём — понятные, открытые и соблюдаемые. Правила культурного пребывания совместно людей разных вер, традиций.
Первым из этих правил является уважение к культуре основателей этого города, к культуре большинства, к культурно созидающей и государство образующей традиции, которая характерна для этой страны. Будь то Византия или Российская империя, или Российская Федерация, или Соединенные Штаты Америки, или Великобритания. Когда это правило нарушается, когда Москва для некоторых групп северо-кавказцев начинает восприниматься как „территория свободной охоты“, то и возникают проблемы. Напомню — это формулировка Ходорковского, который однажды, уже находясь под арестом, написал большую, очень интересную статью, в которой говорил, что ошибка олигархов в 90-х гг. была в том, что Россия для них была „огромной территорией свободной охоты“, они вели себя безответственно по отношению к стране и её населению. Это же слово Ходорковского можно применить и по отношению к очень многим выходцам с Северного Кавказа и их поведению в российских городах.
Что же касается митинга, организованного на Пушкинской площади, то забалтывать ситуацию толерантными кричалками — это неумно. Несмотря на то, что на Пушкинской площади были люди, которые считаются демократами, вроде бы им положено выступать за свободную дискуссию, они, тем не менее, пробуют ввести табу на дискуссию о реально важных темах. Вторая странность этих людей в том, что они, называя себя демократами (демократия — это власть народа), должны озвучивать позицию большинства, но всегда озвучивают позицию либерального меньшинства — это исконная странность так называемой российской демократии. Вчера на Пушкинской площади мы и видели эту странность».
Русская линия