Русская линия | Диакон Георгий Малков | 02.09.2010 |
В ряде последних выступлений на «Русской линии» православный предприниматель Василий Бойко-Великий постоянно озвучивает свою православную христианскую позицию в отношении современного трагического состояния нашей российской жизни (например, в интервью от 1 сентября с. г. «Мы не собираемся отступать ни на шаг»).
Увы, не часто встречаясь со столь последовательно церковной принципиальностью в изложении взглядов на все проблемы и беды России — даже и в собственно церковной среде, я счел полезным душевно отозваться на его подлинно евангельские призывы к русскому человеку — как на исполнение им, рабом Божиим Василием, своего христианского долга перед Богом и нацией, — хоть в какой-то мере поддержав утверждаемое им христианское понимание нынешней российской судьбы.
Вот эти заметки.
PS. 1
…Всякое сопротивление общенациональному духовному просвещению — сопротивление со стороны отдельных ли лиц, общественных ли организаций или тех СМИ, что ангажированы либертарианскими, на поверку псевдодемократическими и почти всегда антирусски настроенными (и, чаще всего, безбожными) силами, — должно встречать ныне всё более и более неукоснительный и самый жесткий отпор самых широких слоев патриотической общественности, всего подлинно русского народа, русского «мира».
Любые антицерковные выступления, любые попытки ущемления духовного права Церкви на традиционно-религиозное просвещение русского человека и на её активное, самое всестороннее участие в русской общественной жизни должны восприниматься каждым православным, действительно любящим Россию, — о христианском спасении которой в Господе и заботится Русская Православная Церковь, — как преступление против нации, против общенародной нравственности и как плевок в себя лично, в свою собственную душу!
Мы обязаны защищать нашу Церковь как сердце России — и за нас это не сделает никто.
Случающимся же ныне заявления со стороны отдельных «миротворцев"-плюралистов (некоторые из которых порой смеют называть себя христианами и даже пребывают в церковной среде) — с осуждением твердой православной позиции в отношении богоборцев (как якобы нарушающей «демократические нормы» общественной жизни) можно противопоставить совершенно ясные в своей бескомпромиссности призывные слова великого святителя Иоанна Златоуста: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутьи или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющего Того (Царя)… Пусть узнают и иудеи и эллины [т. е. противники Христа и язычники. — Г. М ], что христиане — хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что — именно — им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не услышал, не напал и сильно не побил… исправляй по крайней мере хоть со-раба, хоть равного себе, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять… это будет для тебя мученичеством… до смерти борись за истину» (Св. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. Беседа первая // Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского… Том второй. Книга первая. СПб., 1899. С. 25).
Отвечает святитель здесь же и тем, кто пытается утверждать, что демократический «цивилизованный» плюрализм требует, мол, равнодушия (ныне его называют толерантностью!) даже к чужим заблуждениям и что нам, верующим, нужно заниматься только самими собой, своими проблемами и в своей лишь «социально-культурной нише».
Ответ святителя на подобную позицию звучит следующим образом: «И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, что и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие» (Там же. С. 25−26).
И потому христианин не должен безразлично проходить мимо заблудшего и даже закосневшего в свой Богопротивности человека, ибо как можно пройти мимо гибнущего? Ведь, — продолжает святитель Иоанн, — даже «если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник — тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление…» (Там же. С. 26)
Слова эти были сказаны более тысячи шестисот лет назад, но остаются точно так же жизненно актуальными и евангельски справедливыми и сегодня. Православный человек не имеет права и не может быть равнодушным к духовному состоянию окружающего его мира. И только православная традиция — веры, мирочувствия, норм человеческого общения, культуры — лишь только она и способна являться определяющей доминантой всей духовной жизни общества, стремящегося к обретению и сохранению своего положительного бытия.
Именно поэтому все те, кто стремятся ныне вновь стать из «постсоветских» подлинно русскими людьми, должны вновь занять религиозно-ответственную и религиозно-осмысленную позицию, столь свойственную во многом прежним, дореволюционным поколениям российских граждан.
Народ, если только он хочет продолжить своё историческое существование, не превратившись при этом в «Иванов, не помнящих родства» и дебиллизированных — до степени скотства — охотников за фальшивыми «радостями жизни» (сколько таких среди сегодняшних «новых» — якобы «русских»!), должен вновь почувствовать такую сердечную нужду в Боге (без Чьей помощи вообще нельзя добиться ничего подлинного), должен проявить такую преданность Его Церкви и так ее выражать, чтобы само по себе, самым естественным образом, в нашем обществе стало бы попросту неудобным, неприличным и даже небезопасным бесстыдно и нагло противопоставлять общенациональной системе духовных ценностей, русской христианской культурной традиции, — иные, чуждые ей и нам, ее носителям (тем более — враждебные), жизненные установки и понятия.
http://rusk.ru/st.php?idar=43672
Страницы: | 1 | |