Русская линия
Русская линияПротоиерей Вячеслав Пушкарев27.08.2010 

Дело не столько в самом оглашении, сколько в искренней любви к оглашаемым
Из живого журнала священника.

Сегодня прочитал реплику отца протодиакона Андрея Кураева в его ЖЖ по поводу всеобщей катехизации: http://www.liveinternet.ru/users/lj…;/post133149417/.

Со всей репликой согласен, но только в смысле идеала, а на деле из текста видно, что отец Андрей не является священником и некоторые аспекты этого вопроса ему не близки, а значит и не понятны. Что бы компетентно рассуждать о церковном обиходе надо обязательно послужить приличное число лет в иерейском сане, и тогда не появится желание писать столь категорично. Мы все (наверное) в юности были категоричны по отношению к оглашению и вообще народному просвещению, и надо сказать очень много на этом поле сделали, но практика жизни привносит свои коррективы и они имеют под собой как положительную, так и отрицательную сторону.Протоиерей Вячеслав Пушкарёв. Иркутская область. Село Хомутово

Приведём один общеизвестный пример. Большинство окружающих нас священников и вышедших в иерейскую жизнь из нашего алтаря (а их уже скоро три десятка будет) не были крещены нами, но приняли таинство крещения как правило в малосознательном возрасте. Так же и их будущие матушки. Призвал же их Господь через нас точно так, как призывал апостолов, т. е. с их светских рабочих мест на которых мы их обрели. Было и так, что они сами находили нас не имея и малейших представлений о жизни во Христе. Мы их приняли и научили в меру наших сил (а крещение у них давно уже было), и вот они верно служат Богу и Церкви и ещё нет ни одного отлучённого, запрещённого и отказавшегося.

Что в них произросло и что их привело в Церковь Божию (без знаний)? Не иначе как только Дух Утешитель в условном синергизме с их свободой воли, действовавший в них порой даже против их желания. Они неведомыми путями услышали Его и послушали и вот они с нами. Но мы ведь их не катехизировали! А ведь так же дело обстоит и сотнями тысяч мирян. Нас ведь тоже никто не единой йоте православия не учил. Мы как-то вдруг почувствовали непреодолимое стремление к неведомому Богу и Он открылся нам, когда мы сами искали правду о Нём. Увлечённые желанием всех привести в Церковь Божию мы всяко людей катехизировали, но практика показала, что катехизация заинтересованных в крещении взрослых людей даёт мизерные результаты. Да, люди смиренно находят время после работы на посещение катехизаторских встреч в течение нескольких недель и даже месяцев, но окрестившись они забываются, и мир вновь поглощает их часто на большое время отрывая от общения с телом Христа Спасителя. Да, они уважают, доверяют, поддерживают, но не живут в Боге, так как нам бы этого хотелось в идеале. И это почти все, кто прошёл курс катехизации.

А кто же стоит на многочасовых вечерних богослужения в наших Храмах? Кто не пропускает Воскресных богослужений, кто всё вокруг себя посвящает жизни во Христе? Только те, кого Дух Утешитель Сам призвал и привёл видя их ищущую Истинного Бога душу. Христос в Евангелие от (Иоанна 15:16,17) сказал нам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга». Так вот, не катехизация является залогом успеха в присоединении нового христианина к Церкви Христовой, а только призыв Божий, помноженный на любовь проявленную к таковому Духом Святым и водимыми Им людьми (чаще всего пастырями).

Вопрос исследования в каждом конкретном случае для новокрещаемых вторичен. Первична любовь, которую пастыри разливают на пришедших к ним в Храм крестится новобранцев. Другое дело, что есть церковное правило, что если священник не проповедует, то да будет отлучён. Это верно и справедливо. Но для пробуждения души от греховного сна достаточно порой взгляда святого человека, а чаще всего — нескольких слов поучения из уст чистого сердцем священнослужителя. Такая проснувшаяся душа сама всё найдёт о своём возлюбленном и сама Его познает. Замечательно и очень желательно, если при этом у неё будет добрый наставник, но и без него чистых сердцем Бог не уничижает. Только таковая душа пригодна для Царствия Небесного (по учению отцов), а правду об остальных хранит в себе Бог, а не мы. Дух Святой дышит где хочет.

За многие годы служения мы пришли к выводу, что достаточно одной продуманной беседы (в течение часа или несколько более) сказанной от чистого сердца перед самым крещением и это нормально работает в нашей сибирской сельской местности, где расстояния 400 км на 250 км, более 100 маленьких деревень и всего 21 священник. Мы потом видим этих новокрещённых христиан в наших храмах в той мере, в какой они лично откликнулись на призыв Духа Святаго посредством наших уст и сердец. Потом мы проповедуем при каждом удобном случае. Поднимается, крепнет и растёт у нас Церковь Божия (http://www.liveinternet.ru/users/va…;/post124464972/). Без всякого на то насилия над спящими катехезируемыми. Всякая обязательность обязательно приводит к лицемерию. Бог ни кого не насилует, а мы то с чего взяли, что имеем на то право? Любить своих крещаемых надо и не выпускать их по возможности из виду, оставляя им при этом всю благословлённую Богом полноту свободы.

Нет у нас ни какого кризиса миссии! У нас есть кризис любви и произрастающего из неё трудолюбия — подвижничества. Вот где корень проблемы, а не в отсутствии «должной» системы катехизации. Мы с братьями (в контексте православного учения о свободе воли) против всякого навязывания и обязывания, ибо это точно приведёт нас на католические грабли XV—XIX вв. Просящему надо давать с добрым скромным поучением и более надеяться при этом на промысел Божий, чем на свою образованность и талантливость. Простите.

Протоиерей Вячеслав Пушкарёв, Иркутская область, село Хомутово

http://rusk.ru/st.php?idar=43568

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Дмитрий Свербягин    31.08.2010 22:02
Как говорится из крайности в крайность. Отец Андрей категоричен в своих суждениях (порою слишком), и ваша точка зрения впадает в крайность. Поясните тогда практику древней Церкви крестить один раз в год на Пасху, когда оглашение длилось до нескольких лет??? Или сейчас другое время? Это же смешно. В Евангелии Господь осуждает иудеев в том что они пройдя большие расстояния находят одного принявшего Единого Бога, и…- делают его сыном геенны огненной. Не уподобляемся ли и мы осуждаемым, совершая великое Таинство без должного приготовления человека?
"Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное" да, да покаяние необходимое условие для крещения, если же крестится ребенок пусть крестные принесут покаяние, и дадут обет возрастить крестника православным не по букве,а по Духу.
А надеяться на свою святость…. об этом предупреждают Святые Отцы, право не стоит. Без условно пастыря должно быть как отношение именно пастыря, а не наемника, здесь и говорить не о чем. Но отвергать оглашение на корню, и писать об этом на весь мир наверное не стоит. Вас могут прочитать молодые священники, и успокоиться, совесть их не будет обличать (наверное).
И на мой взгляд (православный священник) – оглашение, что это, как не проявление отеческой любви к своему чаду, за которого душа разрывается, когда я знаю что после крещения он продолжит свою прежнюю жизнь не изменив её ни на сколько. Оглашение же позволяет разглядеть в человеке, готов ли он стать христианином или крёстным родителем.
  Виталий Койсин    31.08.2010 13:16
Заключительное "нет у нас ни какого кризиса миссии", на мой взгляд, звучит слишком оптимистично. Как быть с тем, что крещены у нас около 80% населения, а воцерковлены – в 10 раз меньше? Выходит, остальные 9/10 крестились/были крещены не для того, чтобы жить в Церкви, а по каким-то другим причинам? Может быть, они (или их крестные родители) даже не понимали тех слов и обетов, которые произносили во время таинства?

В статье предлагается, так сказать, post-christening катехизация: покрестить, а потом потихоньку "просвещать" обычной храмовой проповедью и т.п. Но вопрос ведь в том, сколько из новокрещённых придёт слушать проповедь? Было бы интересно узнать, сколько крещений состоялось в селе Хомутово за последние, скажем, 10 лет и сколько постоянных, регулярно приступающих к таинствам, прихожан?
  Елена 2010    27.08.2010 11:44
Горячо поддерживаю! Вы совершенно правы, отец Вячеслав. Невежество в вопросах веры – вещь плохая, но недоверие к человеку, пришедшему креститься по зову сердца еще хуже (когда ему невыносимо жить во мраке, он устремился к Свету, пришел в храм, а тут еще волокита с крещением начинается).

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика