Русская линия | Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) | 28.06.2010 |
«В России стал широко известным ряд подобных случаев, произошедших во Франции и Финляндии, потому что они непосредственно касались российских граждан и их детей из так называемых „смешанных“ семей, — отмечает владыка. — В нашей стране также есть факты, когда детей разлучали с родителями, родными или приёмными, на основании недоказанных обвинений или из-за „неудовлетворительного материального состояния“ семьи. Эти случаи привели к тому, что в России возникло мощное общественное движение против введения института ювенальной юстиции в целом».
«Что же настораживает в той системе, которая нам предлагается?, — задаётся вопросом архиерей. — Прежде всего, достаточно бесцеремонное вмешательство во внутренние дела семьи, приоритет „прав ребёнка“ над правами родителей, самая вольная трактовка понятий: что является благом для детей и опасностью для них. За исключением случаев насилия, прямо оговоренных законом и являющихся уголовным преступлением, суждения об этом выносятся в рамках определенной системы ценностей. Были примеры, когда вполне нормальные, как нам кажется, действия родителей по воспитанию детей трактовались ювенальщиками как „насилие над детьми“ (требование помыть руки перед едой, запрет есть сладкое перед обедом, родительский шлепок, когда чадо расшалилось)».
«Был случай, когда в одной из зарубежных стран у русской, православной матери детей отобрали за то, что они сказали в школе, что соблюдают пост, — а это якобы создает опасность для их здоровья. Все эти случаи, которые расцениваются сторонниками ЮЮ как „единичные профессиональные ошибки“, всё же отображают некую сложившуюся систему, и возможность привнесения её в нашу жизнь не может не тревожить», — подчеркивает епископ.
По словам владыки, русскому человеку глубоко чужд «приоритет интересов ребёнка над интересами семьи (то, что стало нормой в западном мире)». «Для нас, христиан — это следствие полного разрушения традиционного семейного уклада, который, согласно Священному Писанию, основан вовсе не на отношениях „равного партнерства“, а на уважении младших к старшим: Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 2−4); Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу (Кол. 3, 20); Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их (Притч. 17, 6)», — пишет епископ Лонгин.
«Свою оценку системе ювенальной юстиции дал в своей резолюции ХIV Всемирный русский народный собор „Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества“, прошедший 25−26 мая в Москве, — напоминает правящий архиерей Саратовской епархии. — Участники Собора выразили обеспокоенность в связи с активизацией деятельности сторонников ювенальной юстиции по скорейшему внедрению этого института в России… Участники Собора вполне обоснованно утверждают, что оградить детей от насилия, от нарушения их прав, от вовлечения их в преступность может только защита семьи и её укрепление, и предлагают ряд мер, направленных на поддержку семьи, которые должны быть приняты на уровне государства».
«Безусловно, в России много „детских“ проблем, признаёт владыка. — Но прежде, чем заимствовать „зарубежный опыт“, стоит разобраться, почему не работают российские законы в области защиты прав несовершеннолетних, сложившаяся в государстве система воспитания детей-сирот и реабилитации малолетних нарушителей (на бумаге у нас созданы все условия для этого). А новые законопроекты, если они необходимы, должны создаваться на основе отечественного опыта и перед принятием подвергнуться глубокому анализу профессионалов и пройти широкое общественное обсуждение».
Русская линия