Русская линия
ИА «Белые воины» Георгий Листвин24.05.2011 

Памятные кресты
24 мая исполняется два года со дня освящения Патриархом Кириллом мемориала белым воинам в Донском монастыре

24 мая исполняется два года со дня освящения Патриархом Кириллом мемориала белым воинам в Донском монастыре
Владимир Оскарович Каппель
Владимир Оскарович Каппель
На долю генерала Каппеля выпал беспокойный земной путь, но и прах его долго не мог обрести вечного покоя. За отличие в боях Владимир Оскарович был награжден несколькими орденами, среди которых значатся два высших воинских ордена — Георгиевские кресты IV и III степеней. Его жизненный путь отмечен несколькими памятными крестами.

Легендарный генерал был отпет в феврале 1920 года в Чите, и его тело предано земле в ограде кафедрального собора св. Александра Невского. Осенью того же года, с оставлением белыми Забайкалья, прах генерала Каппеля был перевезен в столицу белой Маньчжурии город Харбин и упокоен у храма Иверской иконы Божьей Матери на Офицерской улице. На второй могиле В.О. Каппеля был установлен небольшой мраморный крест, постаментом которому служил памятник, сложенный из дикого камня в виде Голгофы. Памятник был поставлен на средства, собранные каппелевцами. Однако в 1955 году, в период улучшения советско-китайских отношений, памятник был снесен китайскими властями по просьбе советского правительства. Храм был закрыт, а вскоре и сам некрополь Иверской церкви пришел в запустение, и, казалось, даже точное место захоронения Каппеля было утеряно. Однако на протяжении более полувека сведения о точном местонахождении могилы в глубокой тайне бережно сохранялись узким кругом белых эмигрантов.

В России по инициативе Иркутского казачьего войска и его атамана Николая Меринова для увековечения памяти генерала В.О. Каппеля 25 июля 2001 года в районе станции Утай, в Иркутской области, на предполагаемом месте его гибели, был установлен четырехметровый деревянный крест. Памятный крест освятил настоятель Тулунской церкви отец Валерий.

Но само место захоронения Каппеля оставалось затерянным в далекой Маньчжурии.
В декабре 2006 года в ходе поисковой экспедиции, снаряженной предпринимателем, руководителем проекта «Белые воины» А.Н. Алекаевым, останки Каппеля были найдены и возвращены на Родину. Следует отметить, что, если бы экспедиция проекта «Белые воины» не увенчалась успехом, останки генерала Каппеля могли быть утрачены навсегда. Харбинские власти планировали реконструировать район Офицерской улицы, а территорию бывшего русского некрополя закатать под асфальт. Подробную информацию о месте захоронения В.О. Каппеля передал участникам поисковой экспедиции потомок русских белоэмигрантов Николай Николаевич Заика.

о. Димитрий Смирнов и А.Н. Алекаев у памятника генералу В.О. Каппелю
о. Димитрий Смирнов и А.Н. Алекаев у памятника генералу В.О. Каппелю
Сначала предполагалось вернуть останки Каппеля в Читу, по месту первоначального погребения, но власти Читы и Читинской области отказались принять прах белого генерала. Тогда его останки были перевезены в Москву, где по благословлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II были упокоены 13 января 2007 года в некрополе Донского монастыря рядом с могилами генерала А.И. Деникина и философа И.А. Ильина. На могиле В.О. Каппеля поставили памятный деревянный крест.
В тот же год деревянный памятный крест на могиле Каппеля в Донском монастыре был заменен на новый памятник, а прежний крест перенесен на его родину — в г. Белёв Тульской области, где установлен 27 сентября 2007 года у алтарной стены Никольского храма рядом с могилой его отца Оскара Павловича Каппеля.

Таким образом, русский патриот, «белый рыцарь», почитавший для себя «высшей наградой на земле от Бога — смерть за Родину», наконец-то обрел покой в родной земле. Вместе с тем многие участники Гражданской войны на востоке России, солдаты и офицеры белых армий, окончили свой земной путь без предсмертного покаяния, без заупокойной молитвы, а их останки так и не были погребены в суровых условиях Великого Сибирского Ледяного похода. Одно из таких мест массовой гибели людей — русло реки Кан в его нижнем течении от Подпорожной до д. Барги. Существует непреложное правило — пока не похоронен последний солдат, война не считается оконченной. Бремя Гражданской войны продолжает довлеть над нами. Но, если нельзя упокоить останки, надо хотя бы упокоить души умерших.

В январе 2010 года в ознаменование 90-летия прохода каппелевцев по Кану было решено свершить важное дело — установить памятный крест на месте массовой гибели русских людей и отслужить по ним поминальную молитву. Инициатором и главным организатором проекта стал руководитель красноярского филиала ОАО «Сибирьтелеком» Сергей Михайлович Иванов. Но эти места и сегодня остаются труднодоступными, поэтому для осуществления проекта Сергеем Ивановым был организован экстрим-пробег на снегоходах «Taiga-Drive 2010», в котором приняли участие 20 человек на 14 снегоходах. Для участия в проекте объединились неравнодушные люди из Железногорска, Зеленогорска, Красноярска, Новосибирска и Москвы, к которым присоединился даже гражданин Швейцарии. В составе группы были предприниматели, менеджеры, государственные служащие, работники ближайшей муниципальной администрации — закрытого территориально-административного образования г. Зеленогорска. При этом участники проекта воспринимали происходящее как глубоко личное дело.

23 января основная группа участников похода во главе с Сергеем Ивановым выступила из Железногорска, прошла на снегоходах по тайге через верховья Кантата, Большой Тели, вышла к Большому Итату и вдоль его русла спустилась на Кан. Дальнейший путь участники экстрим-пробега прокладывали, повторяя путь каппелевцев, по руслу Кана. Зеленогорскую часть экспедиции организовал однокурсник Сергея Иванова Сергей Лупянников. Группа из Зеленогорска вышла на пяти снегоходах при двух грузовых нартах. Встреча участников проекта произошла уже в полной темноте в заранее намеченном месте — таежной избе в устье речки Шуличёвки, сюда же из Зеленогорска в разобранном виде заранее был доставлен двухметровый деревянный крест и стальная основа для его крепления. Большую работу по подготовке экспедиции и радушный прием ее участникам в таежной избе оказали Игорь Агошков и Олег Жуль. Вечер был посвящен общению и песням под гитару. Звучали романсы былой России, бардовские песни и, конечно же, в канун дня рождения Владимира Высоцкого, его песни. После короткого ночлега участники экспедиции двинулись к месту установки памятного креста.

Отец Дмитрий – духовник похода
Отец Дмитрий — духовник похода
Первоначально предполагалось установить крест на восточной оконечности безымянного острова в районе р. Большого Итата. Рядом с этим местом заканчивается вторая Караульная шивера, на которой 8 и 9 января 1920 года погибли многие участники Зимнего прохода по Кану. Однако не исключена возможность затопления этого места во время сильного ледохода. В конечном итоге местом для установки креста был выбран высокий левый берег Кана в районе Крутой шиверы — так называемый Кан-мост. Здесь в ночь с 9 на 10 января 1920 года в ожидании возможности прохода по Косому порогу скапливалось большое количество участников похода. Колонна возов и саней растянулась до Соколиной горки. Силы людей и лошадей были на исходе. Здесь так же, как и на Караульных шиверах, замерзло очень много людей.

В процессе подготовки экспедиции было установлено, что Кан в этих местах все еще не промерз и по руслу вдоль левого берега потоком идет вода. Разведка местности, проведенная на снегоходах зеленогорцами Виктором Винокуровым и Максимом Орловым за неделю до установки памятного креста, подтвердила, что, несмотря на долгие крещенские морозы, Косой порог оставался непроходимым. Поэтому первоначально планировалось, что экспедиция обойдет его по правому берегу Кана, совершая глубокий обход по таежной сопке. Но буквально накануне намеченной даты Косой порог застыл, и Кан «пропустил» участников похода. При этом, как и 90 лет назад, под глубоким снежным покровом на льду стояла вода. К месту установки креста снегоходы с грузовыми нартами добрались только под вечер. С погодой повезло: снегопад прекратился, мороз «отпустил» и температура воздуха с 35−40 градусов поднялась до минус 25, ветер стих, а в момент поминальной молитвы и освящения креста на несколько минут выглянуло солнце. Вершины сопок правого берега Кана закат окрасил в багровые тона.

С окончанием работ по воздвижению креста в память об усопших, погибших при обстоятельствах общественного бедствия были совершены лития (греч. — «усердная молитва») и освящение памятника. Службу провел уникальный человек, специально прилетевший по этому случаю из Москвы и преодолевший путь по Кану на снегоходе от Зеленогорска, — протоиерей Димитрий Смирнов. Отец Димитрий является председателем Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, проректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Его пастырский путь тесно связан с именем генерала В.О. Каппеля. Отец Димитрий служит в Благовещенском храме (в районе станции метро «Динамо»), прихожанкой которого была мать В.О. Каппеля — Елена Петровна Постольская, дочь генерал-лейтенанта Петра Ивановича Постольского — участника Крымской войны 1853−1855 годов, героя обороны Севастополя, награжденного боевыми орденами Св. Георгия IV степени и Cв. Анны III степени с мечами.

Установка Поклонного креста
Установка Поклонного креста
В декабре 2006 года отец Димитрий принимал самое деятельное участие в экспедиции проекта «Белые воины» по поиску могилы генерала Каппеля в Китае и возвращению его останков в Россию. В момент, когда время, отпущенное китайскими властями для эксгумации останков генерала, заканчивалось, а поиски могилы все еще не давали результата, он вселял надежду в участников проекта на благополучный исход дела. После отказа читинских властей принять останки белого генерала именно он лично обратился к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II с просьбой о разрешении перевезти останки генерал-лейтенанта В.О. Каппеля в Москву для перезахоронения в некрополе Донского монастыря.

Пожалуй, не буду далек от истины, если предположу, что с 1628 года, с момента первого прохода русских казаков через эти места, отец Димитрий стал первым священником, отслужившим молебен в таежной глухомани нижнего Кана. Во время сотворения литии и освящения памятного креста на его груди был тот самый нагрудный крест, с которым он вел службу в далеком Харбине, участвовал в перезахоронении саркофага с гробом Каппеля в московском Донском монастыре.

Во время поминальной службы в память о сотнях военнослужащих и членов их семей, погибших в этих местах в годы Гражданской войны, были зажжены поминальные свечи. Следуя давней армейской традиции, были отданы воинские почести троекратным ружейным салютом. Участники экспедиции возвращались к своим повседневным делам, а на высоком берегу Кана оставался поминальный крест с надписью:

«Вечная память жертвам Гражданской войны, погибшим на месте сем во время Великого Сибирского Ледяного похода.

Крест сей установлен месяца января 24 день 2010 года от Рождества Христова теми, кто помнит и чтит».

Уже при спуске к реке вспомнились забытые слова из знаменитого марша Алексеевского добровольческого полка, написанного неизвестным автором в 1918 году, которые довольно точно выражают суть происходившего и происходящего:

«Не плачь о нас, Святая Русь,
Не надо слез, не надо.
Молись о павших и живых,
Молитва — нам награда».

Отрывок из книги: Листвин Г. В. Следуя долгу чести. Хроника Великого Сибирского Ледяного похода белых армий адмирала Колчака в Красноярском и Канском уездах Енисейской губернии (январь 1920 г.). Зеленогорск, 2010. С. 77−83.

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Фаворский    24.05.2011 18:26
Помяни господи души всех русских воинов положивших живот свой за други своя.
Преклняясь перед памятью всех белых воинов ,чьи останки разбросаны по всем городам и весям русского рассеяния хотелось бы чтобы к местам их захоронения на Родине подходили бы более избирательно. И Деникин и Каппель большую часть своей жизни провели все же в Санкт-Петербурге. Здесь они учились в академии Генерального штаба, преподавали . В Москве уже давно занимаются поисками новых кандидатов на перезахоронение исторических деятелей, чьи биографии никоим образом не соприкасались с первопрестольной. По Ильину и Шмелеву вопросов нет -Деникин и Каппель судьбой были связаны прежде всего с имперской столицей и там же должны были быть похоронены.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика