Русская линия
Русская линияБывший епископ Рашко-Призренский Артемий (Радосавльевич)17.05.2010 

Епископ Артемий: «Вопрос Косово необходимо было убрать с повестки дня»
В своём первом интервью после Собора СПЦ владыка заявил, что за его удалением из края стоят Запад и сербские власти

Епископ Рашско-Призренский АртемийВ своём первом интервью после отстранения в феврале сего года от управления епархией, епископ Рашко-Призренский Артемий (Радосавльевич), находящийся ныне по решению Собора Сербской Православной Церкви на покое, рассказал о ходе Собора и подоплёке принятого на нём решения. В разговоре с корреспондентом сербского журнала «Печат» владыка Артемий, не определившийся ещё даже с местом своего дальнейшего пребывания, поделился своими переживаниями по поводу того, почему ему запрещено вернуться в Косово, кому помешала его борьба за святую сербскую землю, и как выглядит путь от епископа до политического противника.

По мнению епископа Артемия, главной причиной его удаления из Косово, стала та активная позиция Рашко-Призренской епархии, которую она занимала при нём в вопросе отделения края от Сербии. «Моя борьба за Косово и Метохию является причиной неустанной травли, продолжавшейся три месяца, которую, особенно в начале и во время Собора, проводили массмедиа в Сербии. Я не отвечал на клевету, хотя и сталкивался с ужасными инсинуациями и открытой ложью», — сказал владыка.

«Вопрос Косово необходимо было убрать с повестки дня, а моё присутствие там мешало этому замыслу, — пояснил владыка. — Моя борьба за Косово известна во всем мире, от Америки до Австралии. Были годы, когда я пять-шесть раз ездил в Америку, и не было такого года до провозглашения независимости Косово, чтобы я не съездил в эту страну. Кого я только не принимал в Грачанице, из международных дипломатов — ООН, НАТО, КФОР, УНМИК, всегда защищая позицию, что Косово и Метохия не только часть Сербии, но и её сердце, колыбель сербской культуры, духовности и государственности».

Отвечая на вопрос о том, какую роль в этом деле «сыграло Ваше сопротивление приезду Байдена в монастырь Дечаны, а также критика в адрес президента Тадича», владыка подчеркнул, что «вопрос Байдена, который во время посещения Белграда и Приштины без предупреждения решил посетить монастырь Дечаны, переполнил чашу». «Я решительно сопротивлялся этому визиту. Байден не смог этого вынести, и удар пришёл с той стороны. Это стало спусковым крючком, а я — перманентным препятствием для того, чтобы завершить дело вокруг Косово при помощи Брюсселя, Вашингтона и, к сожалению, при помощи и наших властей в Белграде».

При этом владыка подчеркнул, что президент Сербии Борис Тадич уже давно позволял себе неуважительное отношение к правящему архиерею Рашко-Призренской епархии. «Он дважды приезжал в монастырь Дечаны, но при этом не сообщал об этом соответствующему епископу, хотя бы протокола ради. Представьте, скажем, что кто-то заходит в его кабинет и разговаривает с чиновниками о важных вещах, не предупреждая об этом хозяина. Запад и наша власть, как его продукт, способствовали тому, чтобы найти какой-нибудь повод для того, чтобы начать процесс против меня, который довел бы до того, что произошло. Не удалось найти ничего, и тогда была придумана афера о финансовой деятельности», — заявил владыка.

«За последние 15 лет финансовый контроль не проводился ни в одной епархии, а в епархии Рашско-Призренской дважды, в 2006 и 2010 годах.., — продолжил бывший правящий архиерей. — Через день после прибытия второй комиссии в епархию, начались манипуляции в общественности, и тогда впервые была упомянута сумма в, ни больше, ни меньше, 350 тысяч евро, которая в глазах народа выглядит чудовищно огромной. Приписать эту недостачу епископу было бы несколько чересчур, и потому обвинили моих ближайших соратников, прежде всего, отца Симеона, объявленного главным преступником. А он рядом со мной, под моим надзором и духовным руководством провел 22 года. Я его знаю лучше всех, о чём свидетельствует и награждение чином архимандрита. Обвиняя в растратах, стреляя по нему, попадали по мне. Но это обвинение в растратах не соответствует реальности, так как они видели квитанции, документирующие выплаты из кассы, но не захотели посмотреть, во что эти деньги были вложены, так как существуют объекты, построенные на эти средства».

Говоря о ходе заседания Собора и о своём отстранении от управления епархией, епископ Артемий отметил, что разбор дела проходил скомкано и без должного внимания. «Я наказан и через первое решение Синода, и через второе решение Собора без суда и приговора, без права на защиту. Это факт, — заявил владыка. — Были дискуссии в Соборе со стороны епископов, поддержавших мои уставные права, но решение не могло быть принято консенсусом, единодушно. Тогда прибегли к голосованию, нетипичному для Церкви, в которой действует Святой Дух и важен принцип: „Угодно Духу Святому и всем нам“. Вместо этого Собор превратился в городскую скупщину, где решение принимается большинством голосов».

Вместе с тем, епископ Артемий подчеркнул, что он, как архиерей Сербской Православной Церкви, со смирением принимает решение Собора. «Как я принял решение Синода, хотя с ним и не согласен, так как оно противоречит уставу, так я принял и решение Собора, — сказал он. — Сначала мне предлагали, чтобы я попросил разрешения или отправки на пенсию по здоровью. Я сказал: «Извините, вы обвиняете меня в том, что я нарушил множество канонов, а сейчас подталкиваете меня на то, чтобы я нарушил ещё один, сказав ложь. Нет, это не рассматривается. Вы принимайте, какое захотите решение, а я его приму».

Отвечая в связи с этим на вопрос о том, не станет ли раскол в СПЦ чем-то большим, чем просто предположение, владыка воскликнул: «Нет, сохрани Господь! О расколе и разговора нет. Это даже в рассмотрение не берётся. Это выдуманное утверждение, чтобы мой груз был как можно большим. Разумеется, непринятие сложившейся ситуации не означает непринятия СПЦ, Патриарха или Синода. Суть в том, что люди чувствуют неправду и на этом можно поставить точку. Я буду жить там, где буду принят как гость и приму духовный разговор со всяким, кто ко мне придёт, но в дела епархии вмешиваться не буду. Если владыка-хозяин позовет меня где-нибудь вместо него или с ним отслужить Литургию — с радостью соглашусь, но сам — никак. И мои монахи, если будут приняты владыкой, у которого я буду, останутся лояльны Церкви, как и прежде. Когда-нибудь раньше монахи в Архангелах бунтовали? Не было потребности и не будет. Это измышленный фарс».
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика