Московские новости | Александр Солдатов | 06.12.2004 |
Восемь лет ожидания
Российские власти в течение восьми лет — с тех пор как президент Ельцин торжественно провозгласил курс на сближение с Китаем — демонстративно отказывали Далай-ламе XIV во въездной визе. Духовный лидер смирялся — как и подобает человеку, стремящемуся к нирване; но его паства громко возмущалась. Настолько громко, что Госдеп США постоянно отмечал нарушение прав российских буддистов, которым не дают встретиться со своим верховным пастырем.
Чего же боялись российские власти, чем их так напугал Далай-лама? Их страхи были навеяны китайским руководством, которое могло усмотреть признаки поддержки сепаратистов в самом факте выдачи Далай-ламе XIV визы РФ. Когда-то далай-ламы были не только религиозными, но и политическими лидерами — они управляли буддийским государством Тибет, в начале 1950-х годов присоединенным к Китаю. Нынешний Далай-лама в юности был вынужден бежать из Тибета в соседнюю Индию, в город Дхармасала, где он возглавил тибетское правительство в изгнании. Политические лидеры многих стран Запада все эти десятилетия открыто поддерживали «справедливую национально-освободительную борьбу тибетского народа». Сейчас накал этой борьбы ослаб, и представители Далай-ламы стали наводить мосты с Пекином. Укрепились, как известно, и российско-китайские отношения, в жертву которым недавно ритуально принесли полтора амурских острова.
Вот на таком фоне — осторожно, с оговорками — российские власти позволили Далай-ламе навестить свою российскую паству. Оговорки состоят в том, что высокий гость не имеет права встречаться с официальными лицами РФ, делать политические заявления и выезжать куда-либо за пределы Элисты.
Унизительно? И все-таки лучше, чем ничего.
«Конфессиональный» или «миссионерский»?
За четыре дня до начала визита, 25 ноября, представитель Далай-ламы в Москве д-р Таши был почти уверен, что визит не состоится. 26-го истекал срок рассмотрения документов на получение визы, которые подал лидер буддистов в российское консульство в Дели. Но именно 26 ноября последовало пространное заявление официального представителя МИД РФ Александра Яковенко о том, что виза Далай-ламе выдана, а его визит пройдет с 29 ноября по 1 декабря.
По мнению аналитиков, подобная стремительность преследовала двоякую цель. Во-первых, исключалось массовое паломничество буддистов в Элисту, которая весьма удалена от основных центров российского буддизма — Бурятии и Тувы. Во-вторых, три дня — слишком малый срок для того, чтобы китайская дипломатия успела выступить с серьезным демаршем.
Допустив визит Далай-ламы, российские власти пошли на компромисс с Западом, который недолюбливает коммунистический Китай. При этом, по словам Яковенко, «у нас нет изменений в подходе к российско-китайским отношениям». Россия считает «тибетский вопрос» внутренним делом Китая, и визит Далай-ламы «не является вкладом в его урегулирование».
Яковенко назвал этот визит «сугубо конфессиональным». А его непосредственный шеф Сергей Лавров — видимо, не слишком хорошо владеющий религиоведческой терминологией — назвал его «миссионерским». Вот уж в буддийском миссионерстве российские власти нисколько не заинтересованы! Буддизм, в отличие, например, от православия, не имеет строгой иерархии и четко очерченных институциональных границ. На почве буддийской традиции в ХХ веке возникло немало неоориентальных культов, приспособленных к европейской ментальности. Мода на эти культы, которые в России принято обзывать тоталитарными сектами, уже лет 30 процветает в Европе и США. Едва ли власти России, которые столь бережно заботятся о духовном здоровье своего народа, позволят развращать его всяким там «евробуддизмом».
С благословения Пекина?
Однако нельзя исключать, что приезд Далай-ламы на территорию основного стратегического партнера Китая прямо согласован с Пекином. Либерализация политической системы Поднебесной продолжается уже несколько лет. Говорят, она весьма ускорилась в рамках подготовки к пекинской Олимпиаде 2008 года. Пару месяцев назад в Пекине произошло неслыханное событие — правительство Китая провело переговоры с личным представителем «сепаратиста N 1» Лоди Гьяри.
Параллельно смягчаются позиции Дхармасалы. Далай-лама не только отказался от национально-освободительной риторики, но и допустил, что Тибет способен успешно развиваться под китайской юрисдикцией, а сам институт Далай-ламы может быть упразднен. Дхармасальское правительство в изгнании продолжает по мелочи критиковать Китай, но уже не требует суверенитета Тибета. Поводами для критики стали захоронение ядерных отходов на территории Тибета, слабая поддержка тибетской культуры, социальное неравенство тибетцев и китайцев.
Сакральный ресурс Калмыкии
Есть у нынешнего визита Далай-ламы и еще один «сепаратистский» аспект. Тот факт, что из всех буддийских регионов России буддийский лидер выбрал для своего визита именно Калмыкию, безусловно укрепляет положение местной элиты. А у нее, между прочим, уже начала было уходить почва из-под ног. Совсем недавно официальные российские телеканалы не без удовольствия смаковали подробности несанкционированных акций в Элисте, направленных против «илюмжиновской диктатуры».
Культурно-политическое положение Калмыкии уникально. Она является единственным буддийским регионом в Европе. Грех не использовать это обстоятельство в политических целях — тем более что курьезным попыткам Илюмжинова построить «национальную идею» на шахматах не суждено было сбыться. Устраивая визит Далай-ламы, калмыцкая власть убивает двух зайцев: отвлекает собственную оппозицию и представляет себя Москве чуть ли не в качестве субъекта международного права. Или, во всяком случае, как весьма деликатный регион, где опасно менять власть указами из Москвы: по сравнению с живым Богом Конституция — вещь суетная и скоропреходящая.
Калмыцкий народ в целом сохранил верность буддизму, несмотря на то, что в республике были разрушены все буддийские храмы и монастыри, а большинство калмыков депортировано в Сибирь и Казахстан. Храм Сякюсен Сюме, который освятил 30 ноября Далай-лама, стал для Калмыкии чем-то вроде храма Христа Спасителя для Москвы. Это попытка выразить в камне «национальную идею», самобытность и «возвращение к истокам».
Лидером калмыцких буддистов является 31-летний шажин-лама Тэло Тулку Ринпоче, родившийся в США и учившийся в Индии. В свое время он настолько приглянулся Далай-ламе, что тот провозгласил его реинкарнацией одного из буддийских святых. Но Ринпоче не оправдал высокого доверия. Оставив монашество, он женился, занялся бизнесом и основную часть жизни проводит в Колорадо. При этом достойной замены ему в Калмыкии пока не нашлось, так что Тэло Ринпоче остается главой местной буддийской общины.
После визита Далай-ламы единственным религиозным лидером мирового масштаба, которому закрыт путь в Россию, остается Папа Иоанн Павел II. В окружении Папы говорят, что он дал обет Божией Матери всеми силами добиваться визита в нашу страну. Но силы оставляют пожилого понтифика… А российские католики, принадлежащие к вполне «традиционной» конфессии, остаются в более дискриминационном положении, чем их соотечественники-буддисты.
Досье МН
Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо (в переводе с тибетского — «Океан, Хранитель Учения») родился 6 июля 1935 года в маленькой деревне Такцэр в районе Докхам на северо-востоке Тибета. В 1937 г. в деревню прибыла комиссия лам, искавшая после смерти Далай-ламы XIII его новое перерождение. Церемония возведения Тэнзин Гьяцо на престол Далай-ламы состоялась 22 февраля 1940 года.
В начале 1950-х гг. Далай-лама сдал экзамены в присутствии 20 000 ученых-монахов и получил звание доктора богословия. В 1950 г. китайские войска вошли в Восточный Тибет. 10 марта 1959 года в Лхасе произошли вооруженные столкновения между китайской армией и местным населением. Далай-лама бежал в город Дхармасала (штат Химачал Прадеш, Индия), где разместилось правительство Тибета в изгнании. За прошедшие 45 лет 99 процентов тибетских монастырей были разрушены полностью.
Далай-лама XIV активно занимается миротворческой деятельностью, он посетил 41 страну, издал 17 книг.
N46 за 2004 год (03.12.2004)