Русская линия
Московские новости Александр Солдатов27.08.2004 

Икона возвращается на тормозах
Передача копии Казанской иконы Божией Матери пройдет «в рабочей обстановке». И при явном недовольстве в Татарстане

Одиннадцать лет назад в личных покоях Папы Иоанна Павла II появилась необычная русская икона. Американские католики выкупили на одном из аукционов и преподнесли в дар понтифику Казанский образ Божией Матери, удивительно похожий на тот, что был украден из Казани в 1904 году. Папа, не слишком разбирающийся в тонкостях русской иконографии, сразу решил, что это и есть подлинная чудотворная икона, явившаяся вскоре после присоединения Казани к России и прославившаяся бесчисленными чудесами.

Вскоре глава Римско-Католической церкви предложил Патриарху Алексию II забрать икону, но с одним условием: сделать это непосредственно из рук Папы. Глава же Русской церкви, как известно, с понтификом встречаться не хочет. Такая встреча весьма опасна с точки зрения церковной политики. Во-первых, Патриарх на ней неизбежно будет выглядеть «младшим», а значит, встреча будет иметь оттенок «капитуляции», признания Русской церковью правильности ватиканской политики на постсоветском пространстве (напомним, что в РПЦ эту политику называют «прозелитизм»). Во-вторых, в РПЦ сейчас, безусловно, доминируют консервативные настроения, и встреча Патриарха с Папой чревата массовыми протестами церковных «низов». С другой стороны, если икона, хранящаяся у Папы, действительно подлинная и чудотворная, то Патриарх опять-таки рискует получить осуждение паствы за то, что он ничего не делает для вызволения такой святыни из рук еретиков-католиков. Такая вот непростая дилемма.

НА «РУССКОМ» НАПРАВЛЕНИИ

Для Ватикана «русское направление» внешней политики является принципиально важным. Ведь РПЦ — крупнейшая Православная церковь мира, и ее роль в церковной геополитике постоянно возрастает. Благодаря энергичным усилиям митрополита Кирилла (Гундяева), «министра иностранных дел» РПЦ, Московская патриархия (МП) становится самостоятельным «субъектом международных отношений», открывая свои представительства при европейских структурах в Брюсселе и Страсбурге. «Нормализация отношений с православными» (в перспективе — восстановление церковного общения с ними) остается для папского престола задачей номер один со времен Ферраро-Флорентийского собора (XV в.).

Визит в Россию — старая и заветная мечта Иоанна Павла II, первого славянина на папском престоле. Подбираясь к Москве, он объездил многие страны бывшего Советского Союза — Украину, Казахстан, Грузию, Армению, Азербайджан. С «казанским проектом» совпала смена папского нунция — посла Ватикана в Москве. В 2002 году им стал архиепископ Антонио Меннини. В бытность нунцием в Софии он успешно организовал папский визит в Болгарию — также традиционно православную страну. Монсеньор Меннини быстро сориентировался в российской специфике и понял, что повтор болгарского триумфа Папы здесь маловероятен. Нунций решил сыграть на сохранявшихся в эпоху «раннего Путина» противоречиях между Москвой и Казанью и вступил в сепаратные переговоры с руководством Татарстана. Задумка нунция состояла в том, чтобы «вернуть» икону непосредственно «народу Татарстана», в Казань, приурочив это событие к предстоящему празднованию 1000-летия города. Ради этого был задуман особый визит Папы в Монголию, где католиков насчитывается немногим более 600 человек, с остановкой в Казани «для дозаправки самолета». Но Москва вскоре покончила с последними остатками татарстанского суверенитета, а РПЦ заявила, что Казань является такой же неотъемлемой частью «канонической территории» Московского патриархата, как и сама Москва. Поэтому визит туда Папы без согласия Патриарха Московского невозможен. Окончательное фиаско «казанский проект» Ватикана потерпел после распространения слуха о том, что «икона-то — ненастоящая!». Как по команде, российская «православно-патриотическая общественность» начала вопиять, что Папа в очередной раз хочет нас обмануть и пытается подсунуть русскому народу копию вместо подлинной чудотворной иконы. В Рим направилась авторитетная богословско-искусствоведческая комиссия, которая внимательно осмотрела образ и пришла к заключению, что он является позднейшей копией — скорее всего, XVIII века — и особой сакрально-культурной ценности не представляет. Копий Казанской иконы подобного уровня в России насчитывается не менее десятка — одна из них, весьма почитаемая православными москвичами, находится в иконостасе Богоявленского собора в Елохове.

РОССИЙСКИЕ КАТОЛИКИ — NON GRATA

Несколько лет назад российские католики — само существование которых на «канонической территории» Московского патриархата, напомним, является официальным препятствием для нормализации отношений двух Церквей — почувствовали резкую смену курса своего ватиканского руководства. Если в 1990-е годы в Ватикане с пафосом говорили о «возрождении католических структур» в России, то в начале 2000-х началось сворачивание всех католических инициатив в РФ. Большинство ватиканских политиков (прежде всего, госсекретарь Анджело Содано и председатель Папского совета по христианскому единству Вальтер Каспер) пришли к выводу, что плетью обуха не перешибешь и надо начинать «договариваться» с руководством РПЦ. Любой ценой. В Москву потянулись «частные делегации» от разных католических епархий и монашеских орденов с богатыми дарами Патриарху и с разными общехристианскими святынями, которые, однако, выставлялись для поклонения верующих исключительно в православных храмах. Особенно задел чувства московских католиков недавний приезд группы итальянских доминиканцев с мощами св. Валентина. Святыня несколько дней простояла в номере гостиницы «Даниловская», где разместили гостей, но так и не добралась до католического кафедрального собора Непорочного Зачатия на Малой Грузинской.

Крупнейшие благотворительные организации католической Церкви, такие как «Реновабис» и фонд «Помощь Церкви в нужде», патронируемый лично Папой, резко сократили свои «инвестиции» в российских католиков, переведя их на благо РПЦ. Даже по официальным отчетам объем ежегодной помощи этих организаций разным православным проектам в России, курируемым, как правило, «министерством» митрополита Кирилла, достиг нескольких миллионов долларов. На католические деньги был, например, запущен православный миссионерский теплоход-храм по Волге, открыты несколько епархиальных газет и учебных заведений, организованы бесплатные «паломнические поездки» за рубеж. Одновременно издание российской католической газеты «Свет Евангелия» сведено к минимуму, большинство русскоязычных католических интернет-ресурсов закрыто, епархии и приходы католиков в России перестали получать финансовую помощь на строительство храмов. Говорят, глав российских католиков митрополит Тадеуш Кондрусевич, наблюдая столь радикальный разворот ватиканской политики в России, как-то сказал в сердцах, что вынужден будет подать в отставку и признать свою миссию невыполнимой.

Впрочем, этот разворот не мешает Московскому патриархату продолжать распространять страшилки о безудержном католическом «прозелитизме» на «канонической территории» РПЦ, о захвате православных храмов на Западной Украине и о принудительном обучении католической вере детдомовцев где-то под Новосибирском. Характерно, что прямо на следующий день после визита кардинала Вальтера Каспера в Москву в феврале нынешнего года официальный «спикер» РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин призвал епархии и приходы активнее присылать информацию о «любых фактах католического прозелитизма». Несомненно, что тому же кардиналу Вальтеру Касперу, который привозит в Москву Казанскую икону, придется выслушать очередную порцию претензий от руководства РПЦ.

Тем временем московские католики предпринимают отчаянные усилия, чтобы уговорить Ватикан поместить икону в ночь с 27 на 28 августа в собор Непорочного зачатия. Скорее всего, их усилия окажутся тщетными.

ОСКОРБЛЕНИЕ ТАТАРСКИХ ЧУВСТВ

Что будет дальше с возвращаемой иконой, пока неизвестно. Тот же о. Всеволод Чаплин сообщил, что ее судьба всецело находится в руках Патриарха. Для возвращения иконы в Казань, которое логично смотрелось бы в рамках празднования 1000-летия столицы Татарстана, возникли непредвиденные препятствия.

С резким протестом против привоза святыни в Казань выступил Всетатарский общественный центр. В заявлении этой влиятельной среди татар организации икона названа «символом колониального ига». Примечательно, что авторы протеста считают возвращение святыни в Казань актом надругательства не только над национальными, но и над религиозными чувствами большинства татарского народа.

Тем временем в РПЦ бытует «сакрально-географическая» концепция, согласно которой икона должна вернуться в Казань. Эту концепцию недавно изложил в эфире НТВ профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов. Как утверждает о. Максим, важнейшие чудотворные иконы Божией Матери как бы ограждают Россию крестом. С севера географический крест венчает недавно вернувшаяся из Америки Тихвинская икона, с запада — Смоленская, с востока — Владимирская, ну, а с юга, стало быть, Казанская. С одной стороны, удивляют скромные размеры остающейся внутри такого кривого сакрального креста «канонической территории». Но с другой стороны, РПЦ четко дает понять, что ей без Казани не обойтись, и заслуг Ивана Грозного в священной истории России никто умалять не собирается. И это особенно знаменательно на фоне усиливающихся разговоров о канонизации Грозного царя.

ДОСЬЕ

Чудотворная Казанская икона Божией Матери была обретена 8 июля 1579 года 10-летней девочкой Матроной на пепелище сгоревшего дома недалеко от Казанского кремля. Это событие произошло через два десятилетия после взятия русскими Казани и ознаменовало включение бывшей столицы Казанского ханства в «сакральное пространство» Московского царства. Казанская икона находилась в рядах ополчения Минина и Пожарского, освободившего Москву от польских интервентов. В память об этом событии на Красной площади был построен Казанский собор. С начала XVII в. в разных регионах России появляются чудотворные копии Казанской иконы. Одной из них, написанной в начале XVIII в., и является возвращаемый из Ватикана образ. Подлинная Казанская икона хранилась в соборном храме Казанского Богородицкого монастыря, откуда была украдена в 1904 году. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Копию Казанской иконы Патриарху Алексию II 28 августа передаст после литургии в Успенском соборе Московского Кремля представительная делегация Ватикана во главе с председателем Папского совета по содействию единству христиан кардиналом Вальтером Каспером.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru