Московские новости | Е. Иванова | 07.08.2004 |
Театр в Русской православной церкви — явление необычное, в определенной степени ломающее традиции, согласно которым лицедейство — дело заведомо греховное. Но пьеса Иона Друцэ, которого давно волнуют духовно-религиозные жизни, посвящена святому Павлу, которого автор считает одной из самых загадочных, колоритных и противоречивых фигур древнего мира, и потому вполне достойна быть представлена в храме. Апостол Павел, продолжает Друцэ, человек, привыкший, по его собственному выражению, умирать каждый день: «И если род человеческий делится, согласно Святому писанию, на разбрасывающих и собирающих камни, то апостол Павел был великим собирателем камней». Обращенный из гонителя христиан в страстного проповедника веры Христовой, апостол Павел оставил множество посланий, наставляя современников на пути истинного служения Богу.
Действие «Апостола Павла» происходит в середине первого века новой эры в Македонии. Ее сюжетом Ион Друцэ избрал один из дней апостола, который он провел на тайной разбойничьей стоянке, где торговцы разложили свои товары в ожидании пиратских кораблей. Собеседниками святого Павла оказываются дак, эллин, женщина, скиф, финикиец, они же воин, хлебопашец, философ, хозяин, раб, жрица любви, представляющие весь космос своего времени (их роли исполняют известные актеры — Николай Пастухов, Юрий Авшаров, Александр Ильин, Светлана Чуйкина). Однако в эпилоге мы узнаем, что каждый из тех, кого апостол спасал, кинул в него камень. Павел обречен, и Виктор Гвоздицкий играет в первую очередь обреченность своего героя.
Пресса, не особенно широко освещавшая постановку «Апостола Павла», тоже поспешила накидать своих камней, упрекая пьесу и спектакль в художественной невыразительности. Но даже, как пишет один из наиболее милосердных рецензентов, новую работу режиссера Аркадия Левина («Творческое объединение Дуэт» и «Anno Domini») ждет нелегкая судьба: кто-то увидит в нем знамение времени, кто-то примет его эпатаж. Пусть каждый останется при своем мнении.