Санкт-Петербургские ведомости | Ю. Трефилов | 22.07.2003 |
— Творческая дружба со священнослужителями и музейщиками Пскова началась три десятилетия назад, — вспоминает Юрий Бобров. — Тогда был подписан договор о деловом содружестве с Ленинградским институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где впервые началась подготовка специалистов в области реставрации живописи и иконописи. За минувшие годы были подготовлены десятки высококлассных мастеров, в том числе и для Пскова. Наша выпускница Наталья Ткачева четверть века назад отправилась в Псков и сейчас возглавляет отдел реставрации в местном историко-художественном заповеднике. И многие студенты нашего вуза проходят летнюю практику на берегах реки Великая под ее началом.
— За тридцать лет было отреставрировано около 400 икон древнерусской живописи для музеев и храмов Пскова, Изборска, Любятова, Усотья, — продолжает Юрий Бобров. — Большинство из них уникальные. Например, икона XV века Успенье Богоматери для одноименной церкви, что напротив Псковского Кремля. Много хлопот было с серией икон на евангелийские темы «Праздный ряд» XVI века и реставрацией других оригинальных творений древнерусской живописи.
Кроме того, выполняются работы по научному исследованию фондов музеев, восстанавливаются забытые имена мастеров живописи прошлого. В частности, заново был открыт ряд псковских художников 20-х годов прошлого столетия, среди которых Таран, Иванов, Аникиенок, Лабас… Найдены, отреставрированы их произведения, организованы выставки.
— Любое создание художника — будь то картина, икона, фреска, акварель, пастель, мраморная статуя или дворцовый комплекс, — все они в конечном счете есть воплощение духовного в материальном, — рассуждает Юрий Бобров. — Пока неизменна материальная структура, до тех пор художественный образ сохраняется в своей первозданной красоте. К сожалению, камень не вечен, наша загрязненная атмосфера разъедает прекрасный мрамор, жухнут краски, пастель и уголь осыпаются с бумаги. На памятниках искусства веками накапливаются различного рода наслоения. Если древние культуры и искусство античности были открыты археологами, то живопись Древней Руси вошла в сокровищницу мировой культуры во многом и благодаря развитию реставрационного дела. Колоссальный вклад внесли специалисты мастерской Русского музея, выполнившие за минувшие десятилетия огромную работу по спасению и раскрытию памятников иконописи. Многие годы этим занимаются в мастерской Института имени Репина Российской академии художеств. Многие возрожденные произведения впервые увидят гости, приглашенные на 1100-летний юбилей Пскова.
На днях ведущие академики во главе с президентом РАХ Зурабом Церетели осмотрели отреставрированные произведения иконописи. Оценка самая высокая.
— Принято решение внести дополнительные средства на переоборудование нашей мастерской, — итожит Юрий Бобров. — Рассматривается вопрос о создании при академии мастерской по реставрации скульптурных произведений.