Русская линия
Московские новости Александр Солдатов30.06.2002 

Лавр русского зарубежья
Новым Первоиерархом Русской зарубежной церкви избран архиепископ Лавр (Шкурла). Это значит, что вопрос о ее объединении с Московским патриархатом, скорее всего, предрешен

Тема раскола Русской церкви на «сергиан» и «карловчан», продолжающегося уже более 70 лет, вновь оказалась в центре внимания. Интерес к ней подогрел внеочередной Архиерейский собор Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), который проходит в эти дни в Нью-Йорке. Главным итогом Собора стало избрание нового главы РПЦЗ, объединяющей почти 500 православных приходов во многих странах мира, в том числе в России. Им стал архиепископ Лавр (Шкурла), которого через несколько дней после избрания возвели в сан Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского.
Новый Митрополит — очень осторожный и дипломатичный сторонник слияния РПЦЗ с Московским патриархатом. Бывая в России, он неофициально несколько раз встречался с высшими иерархами Русской православной церкви (РПЦ) и, как говорят очевидцы, без труда находил с ними общий язык. Однако эти встречи никогда не афишировались, а скорее, наоборот, скрывались. В этом и состоит осторожность нового Первоиерарха, прекрасно отдающего себе отчет в масштабах внутреннего кризиса РПЦЗ, разделившейся на ревностных поборников объединения и категоричных его противников.
Казалось бы, у такой благородной задачи, как объединение Русской церкви, не должно быть противников, во всяком случае — среди православных. Однако раскол возник не на пустом месте, и противники объединения, которые не могут «поступиться принципами», приводят весьма веские аргументы в защиту своей позиции. Московский патриархат продолжает считать РПЦЗ «расколом» и предлагает ей воссоединиться через покаяние в этом самом «грехе раскола». Значит, зарубежники, объединяясь, пусть и в очень мягкой форме, но вынуждены будут признать неправоту своей позиции. Нынешняя высшая иерархия РПЦ была в массе своей избрана или назначена еще в советские годы, когда вовсю процветало «сергианство» (по имени митрополита Сергия Страгородского), заявившего в 1927 г. о «полной лояльности» Церкви атеистическому государству. Собственно, РПЦЗ и отделилась от Московского патриархата из-за этого «сергианства» и всегда признавала неканоничными архиереев, не избранных свободными Соборами, а назначенных Политбюро ЦК КПСС. Наконец, РПЦ продолжает входить во Всемирный совет церквей — международную экуменическую организацию, членов которой РПЦЗ предала анафеме в 1983 г.
Есть еще имущественные споры о «канонических территориях» и т. д. Новое руководство РПЦЗ фактически предлагает закрыть на все это глаза, действуя по принципу: сейчас мы объединимся в порыве любви и покаяния, а потом разберемся. Один из идеологов «нового курса» РПЦЗ, мюнхенский протоиерей Николай Артемов, так и заявил на днях в прямом эфире TB-6 (программа «Глас народа»): «Ну, не спустят же нас с лестницы, когда мы вольемся в РПЦ». А почему, собственно, «не спустят»?
Численное соотношение архиереев РПЦЗ и РПЦ — 1 к 10. Это значит, что отстаивать свои права в новой, объединенной церкви они не смогут. Следовательно, речь может идти лишь об объ-единении без всяких предварительных условий, с постепенной (в лучшем случае) потерей всей своей самостоятельности. Таким будет конец 80-летней истории РПЦЗ, хранившей многие церковные традиции, утраченные в России, стремившейся быть «совестью русского православного народа"… Да, триумфальным такой конец никак не назовешь.
К капитуляции готовы в РПЦЗ не все. Часть духовенства предлагает другой путь, к которому, собственно, призывала РПЦЗ все эти десятилетия. Надо созвать новый свободный Поместный собор всей Русской церкви, наподобие великого Собора 1917 — 1918 гг., собрав на него все уцелевшие «ветви» русского православия (может быть, даже старообрядцев позвать). Спорящие стороны — в частности РПЦЗ и РПЦ — должны иметь равные права на этом Соборе, никто не должен председательствовать или требовать от оппонента немедленного покаяния. В такой атмосфере действия отдельных иерархов и церковных групп в смутном XX веке должны быть подвергнуты тщательному каноническому и нравственному анализу. Нарушения и ошибки (а, возможно, одной из них и окажется «сергианство») подлежат осуждению, а положительный опыт — одобрению. Примирившись таким образом, стороны совместно выберут новое священноначалие, которое с чистой совестью смогут признать все «ветви».
Но такой романтический путь выглядит слишком неправдоподобно в наш прагматичный век. Особенно, если учитывать, что последний Архиерейский собор РПЦ почти отменил Поместные соборы, сохранив за ними лишь ритуальную функцию выбора нового Патриарха (впрочем, по новому Уставу РПЦ, и в этом вопросе решающее слово принадлежит только архиереям).
Митрополит Лавр стал пятым Первоиерархом РПЦЗ, сменив на этом посту ушедшего на покой 91-летнего Митрополита Виталия (Устинова). Нового Первоиерарха избрали «критическим большинством» голосов. Согласно Положению о выборах главы РПЦЗ, за него должно проголосовать не менее 2/3 действующих иерархов (таковых сейчас в Русской зарубежной церкви 18). Митрополита Лавра выбрали 12 голосами, значит, 6 иерархов проголосовали против него. Еще это значит, что при выборах имел решающее значение каждый голос, в том числе голос российского епископа Агафангела (Пашковского), всего полтора месяца назад подписавшего обращение Совещания российских приходов РПЦЗ о безусловной поддержке Митрополита Виталия. Сам владыка Виталий тоже в голосовании не участвовал, считаясь уже ушедшим на покой. Оба этих обстоятельства — «критическое большинство» и неучастие предшественника в выборах — не имеют прецедентов в истории РПЦЗ. Легитимность нового Первоиерарха оказывается, так сказать, «на грани».
Среди голосовавших против Митрополита Лавра — два российских архиерея (архиепископ Лазарь и епископ Вениамин) и епископ Каннский Варнава, вокруг которого сплотилось консервативное западноевропейское духовенство РПЦЗ. Вполне возможно, что они откажутся признать нового Первоиерарха и будут считать своим главой Митрополита Виталия. К этому располагает и крайне некрасивая история, сопровождавшая избрание нового Митрополита. Как только стало известно об избрании нового Первоиерарха, Митрополита Виталия (напомним: ему 91 год) «попросили» немедленно освободить его кабинет в здании Синода в Нью-Йорке. По словам очевидцев, он оказался на улице даже без подрясника, скуфьи и панагии — основного знака епископского достоинства — и с небольшой суммой денег. В таком виде Митрополит вынужден был добираться до квартиры своего знакомого священника, где его в буквальном смысле одели и обогрели.


+ + +

В заключение, как водится, небольшой прогноз. Церковная история содержит не один десяток примеров того, как поспешность в преодолении раскола приводила к возникновению нового (или новых), порой еще более масштабного. Так было, например, когда в начале XIX века старообрядцев силой решили загнать в единоверие (то есть в «господствующую» церковь), а получили лишь количественный рост «раскольных» общин. Скорее всего, новое священноначалие РПЦЗ положит к стопам московского Патриарха несколько исторических храмов и монастырей Русского зарубежья. Но российская паства нью-йоркских архипастырей по разным причинам может объединиться с другими «альтернативными» православными юрисдикциями, образовав внутри России куда более мощный противовес РПЦ, чем тот, который она имела за границей. Может быть, это обстоятельство, наконец, создаст предпосылки для созыва рано или поздно свободного Поместного собора Православной российской церкви…

ДОСЬЕ МН
Митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в селе Ладоморово (Словакия). С юных лет жил при монастыре преподобного Иова Почаевского, основанном монахами, бежавшими из Почаевской лавры на Украине в годы революции. В 16-летнем возрасте стал послушником, а после войны переехал с братией в США, где в городке Джорданвилле под Нью-Йорком был основан Свято-Троицкий монастырь. В 1948 г. пострижен в монашество с именем Лавр, а в 1954 г. рукоположен во иеромонаха. Вскоре стал инспектором Свято-Троицкой духовной семинарии. B 1967 г. рукоположен во епископа Манхэттенского и назначен секретарем Архиерейского синода РПЦЗ. В 1976 г. переведен в Троицко-Сиракузскую епархию, назначен настоятелем монастыря в Джорданвилле. С 10 июля нынешнего года исполнял обязанности Первоиерарха РПЦЗ в должности его заместителя.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru