На июльском заседании Архиерейского синода Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) фактически была подведена итоговая черта под 80-летней историей этого церковного образования, созданного белогвардейскими эмигрантами в годы Гражданской войны. Синод принял весьма спорное и с юридической, и с нравственной точек зрения решение отправить в отставку престарелого первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова). Многие «зарубежники» рассматривают своего первоиерарха как живое связующее звено РПЦЗ с дореволюционной Россией, где родился митрополит, и с Белой армией, вместе с которой он покинул Крым, прибыв сначала в Константинополь, а затем в Сербию. Вместе с тем собратья-архиереи воспринимали митрополита Виталия как основное препятствие на пути сближения с «матерью-церковью» — Московской патриархией, которая, по их мнению, только и может спасти РПЦЗ от превращения в «секту» или даже полного исчезновения в новых исторических условиях.
Последнее обострение отношений Московского патриархата и РПЦЗ возникло в начале 1990-х гг., когда на территории России стали появляться «зарубежнические» приходы, стараниями которых РПЦ могла потерять свою духовную монополию. Однако тесная спайка с государством, которую РПЦ удалось сохранить даже в условиях распада СССР и торжества демократии на постсоветском пространстве, позволила ей одолеть «конкурента», нередко с помощью силовых методов.
Тем временем в самой РПЦЗ возник кризис самоидентификации. Дело в том, что эта Церковь всегда определяла себя как «временно самоуправляющуюся часть Российской Церкви», существующую самостоятельно лишь до тех пор, пока церковное управление в Москве является марионеткой и послушным орудием «безбожной власти». В общем, РПЦЗ, основанная изгнанными с родины эмигрантами, если и не была политической организацией (как утверждала советская пропаганда), то изначально встраивалась в четкий политический контекст — в России господствуют безбожники и Церковь порабощена ими; только за границей может существовать реально свободная Русская Церковь. Отсюда главным своим оппонентом РПЦЗ всегда считала высшее руководство Московской патриархии, которое «предает» Церковь ее врагам.
В годы «холодной войны» все было ясно: по ту сторону «железного занавеса» коммунистический концлагерь с порабощенной Церковью, по эту — демократия и свободная Церковь, обличающая этот концлагерь и прославляющая его жертвы. После падения коммунизма в России привычная схема разрушилась — «безбожной власти» больше нет (хотя нет и монархии, за восстановление которой всегда ратовала РПЦЗ), но и Московская патриархия как будто не кается, а у ее руководства остаются те же иерархи, что были послушным орудием «безбожной власти». Поначалу «зарубежники» жили мощной инерцией прежних десятилетий, не веря в серьезность демократических преобразований в России, считая демократов «перекрасившимися коммунистами». Но к концу 1990-х годов стало совершенно ясно, что прежний политический контекст («порабощенная» Россия — «свободный» Запад) исчез безвозвратно, и иерархия РПЦЗ всерьез задумалась: каким же путем вести Церковь дальше?
Консерваторы, представленные в основном приходами в России и новообращенными американцами, призывали поместить РПЦЗ в новый, «деполитизированный» контекст. То есть обосновать ее каноническую самостоятельность не по отношению только к Московской патриархии, которая на самом деле уже не является орудием «безбожной власти», а по отношению ко всему официальному «мировому православию», которое «погрязло в ересях».
На Архиерейском соборе РПЦЗ 2000 года прагматически настроенные иерархи, которых в РПЦЗ оказалось большинство, прямо заявили, что не хотят превращения Зарубежной церкви в «самозамкнутую секту», но стремятся к ее вхождению — на тех или иных условиях — в сообщество официальных православных церквей, возглавляемое Московским и Константинопольским патриархатами.
Их страх потери приходов вызван реальным непониманием большинством русскоязычных прихожан РПЦЗ, почему их священники до сих пор не поминают московского Патриарха. Основную часть многих русскоязычных прихожан зарубежных приходов составляют «новые эмигранты» из России, которые совершенно не имеют опыта противостояния Московской патриархии, но которые, наоборот, начинали свою церковную жизнь на родине — именно в храмах Московской патриархии. Их поддерживают и немногие «старые эмигранты», всю свою долгую жизнь на чужбине чаявшие освобождения России от безбожного коммунизма и спешащие на исходе своей жизни хотя бы духовно «воссоединиться» с Родиной. Кроме того, русские зарубежные иерархи побаиваются того незавидного материального положения, которое станет их уделом в случае превращения РПЦЗ в маргинальную «истинно-православную» церковь. Несколько последних лет Московская патриархия активно «возвращает» себе собственность, принадлежавшую РПЦЗ (храмы и монастыри в Палестине, Германии, Италии). В случае перехода РПЦЗ на «непримиримые» позиции этот процесс усилится во много раз. В этом случае РПЦЗ не сможет рассчитывать на помощь международных межцерковных организаций и, как было сказано выше, ее покинет часть (возможно, довольно большая) прихожан.
Тормозивший это объединение митрополит Виталий был отправлен в отставку на заседании Синода, формально приуроченном к юбилею его архиерейского служения. Было решено не ждать до Архиерейского собора, который намечен на октябрь. При этом синодалы обошлись с 91-летним митрополитом довольно грубо: на заседание не пустили его личных секретарей, а самого старца полчаса распекали за «Окружное послание», в котором он отвергает курс на подчинение Московской патриархии. В результате юбиляр покинул заседание со словами: «У нас с вами нет единомыслия! Мне здесь делать нечего…» В ответ Синод отправил митрополита Виталия в отставку. Сам митрополит задним числом подписал это решение Синода, однако спустя месяц он издал заявление, в котором утверждает, что совершенно здоров (официальным поводом для отставки было «болезненное состояние» митрополита) и продолжает исполнять обязанности первоиерарха. В РПЦЗ возникло реальное двоевластие, которое чревато ее расколом.
Тем временем в Московской патриархии уже не воспринимают РПЦЗ как врага или даже конкурента. Митрополит Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, недавно выразил надежду, что уже в ближайшее время «чада» РПЦ и РПЦЗ будут молиться вместе. Хотя митрополит Кирилл оговорился, что в Зарубежной церкви еще есть силы, компрометирующие идею соединения «двух частей Русской церкви», но по тону иерарха было ясно, что эти силы уже погоды не делают.
Так незаметно окончила свой 80-летний исторический путь Русская зарубежная церковь. Объединение с Московской патриархией неминуемо обернется для нее расколом. Теперь главной «альтернативой» Московской патриархии собственно в России становится Российская православная автономная церковь с центром в Суздале, объединяющая несколько десятков приходов, не собирающихся идти на компромиссы с «господствующим исповеданием».
Досье МН
РПЦЗ образовалась в 1921 г. на I Всезарубежном русском церковном соборе в Сремских Карловцах (отсюда расхожее название ее последователей — «карловчане»). Для идеологии этой церкви характерны монархизм, консерватизм, неприятие советской власти. В настоящее время объединяет около 400 приходов (в том числе около 70 в России), которыми управляют 19 архиереев.