Московские новости | С. Кириллова | 08.05.2002 |
На вопросы обозревателя «МН» Светланы Кирилловой отвечает сопредседатель Координационного совета по взаимодействию Минобразования и Русской православной церкви, заместитель министра образования РФ Владимир Шадриков.
— В Конституции РФ не говорится, отделена ли церковь от школы. Сегодня во многих государственных школах стал обязательным курс «Основы православия». Может, церковь и школа давно объединились?
— Церковь отделена от школы, это записано в Законе о свободе совести и религиозных объединениях, в Законе об образовании. Но сегодня в обществе нет консенсуса по вопросу взаимоотношений религии и образования — в отличие от времени, когда главной идеологией страны был воинствующий атеизм. Теперь, когда каждый может свободно ходить в церковь и изучать основы религии, бывшие работники кафедр научного атеизма, организовавшись, начали публиковать в прессе одну статью за другой: караул, нарушается принцип светскости государства!
— А что еще сказать, если на Рождественских чтениях министр образования Владимир Филиппов и патриарх Алексий в деталях обсуждают, как преподавать основы православия в государственных школах?
— Думаю, в данном случае министр скорее выступает как личность. Чиновники тоже люди. Но министерство руководствуется законом. В соответствии с Законом о свободе совести и религиозных объединениях оно устанавливает связи с различными конфессиями. Мы уже подготовили соглашение с Советом муфтиев России, ведется работа над соглашением с представителями иудейской конфессии. Вы говорите, некоторые родители не хотят, чтобы у детей были уроки православия? Но, согласитесь, если бы 100 процентов противились, можно ли было бы привести в школу православного священника? Следовательно, есть некое большинство, под влиянием которого это происходит.
На основе Закона о свободе совести и религиозных объединениях Минобразования в июне 1999 года разработало инструктивное письмо, которое должно храниться в каждом РУНО, в каждой школе. В соответствии с ним религиозные организации имеют право обучать детей основам религии в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений. Однако претендовать на такую деятельность могут только традиционные конфессии, зарегистрированные юридическими органами, а изучать религию в школе можно только факультативно.
— Но некоторые директора утверждают, что Минобразования другим инструктивным письмом разрешило вводить курс православия в программу государственной школы по договоренности с местными епархиями.
— Я, как заместитель министра, занимающийся, в том числе, взаимодействием с церковью, такого письма не подписывал. Кто его подписал, не знаю. Но давайте поставим вопрос шире: какие претензии могут быть к директору школы, если у нас высшие руководители страны присутствуют на официальных богослужениях? Некоторые руководители сознательно поддерживают православие, которое способно помочь укреплению России как единого государства. Хотя, может быть, они при этом нарушают образовательное законодательство.
— В договоре между Министерством образования и Московской патриархией, подписанном 2 августа 1999 года, есть пункт: «Стороны обязуются соблюдать конфиденциальность в отношении полученной от другой стороны информации». Конфиденциальность полная: пресса ничего не знает о принятых решениях.
— Решений пока нет. Заседания проходят раз в квартал. Их пока было немного. На последнем мы обсуждали вопросы образования и воспитания в рамках Социальной концепции РПЦ. Я готов подписаться под направлениями воспитательной работы, которые содержатся в этой концепции.
— Некоторые академики Российской академии образования вообще предлагают переложить вопросы воспитания детей на плечи церкви. Но ведь в лоне православной церкви не возникло ни одного яркого педагогического имени, такого, как Дон Боско в Италии или создатели педагогики иезуитов…
— Боюсь, вы недооцениваете отечественный опыт. Беда в том, что на протяжении 70 лет церковь в России была лишена возможности активно заниматься воспитанием детей. Но сейчас опубликован целый ряд блестящих работ, например, «Православная педагогика» протоиерея Зеньковского. По дореволюционной педагогической концепции, школа отвечает за обучение, а за воспитание отвечает церковь и семья. По-моему, это правильно. Думаю, воспитывать может само религиозное учение.
— Между представителями РПЦ и Минобразования возникают разногласия?
— Мы находим компромисс, потому что люди, входящие в состав Совета, не являются воинствующими атеистами. Дискуссия идет о том, как вписать некоторые тенденции христианского воспитания в светские законы.
— Представители церкви настаивают на внесении поправок в Закон об образовании?
— Они недовольны некоторыми позициями другого закона — о свободе совести. Но их поправки пока не сформулированы как законодательные инициативы.
— Какой из обсуждаемых вопросов кажется вам наиболее важным?
— Проблема соединения теологического мировоззрения и научного взгляда на мир. Однажды вместе с церковной делегацией я присутствовал на уроке природоведения в государственной гимназии и задал ученикам второго класса вопрос: «Как произошел наш мир?» «Господь Бог создал», — заговорили дети. Я спросил высших иерархов местной епархии: «Как смогут дети сочетать это убеждение с научным мировоззрением?» Это проблема. Некоторые деятели церкви ее понимают, но многих она просто не волнует. Их и ребенок не очень волнует. А представьте, что у нас не было бы никакого контакта с представителями церкви. Мы и проблемы бы не видели.
— В прошлом году два десятка государственных вузов заманивали студентов тем, что у них преподавалось богословие…
— Лицензию на преподавание богословия от Министерства образования пока получили только Алтайский и Омский университеты.
— Разве подобное разрешение выдает не церковь?
— С 1994 года министерство разрешило государственным вузам обучать бакалавров и магистров-теологов. Был разработан стандарт по теологии для государственных вузов. Стандарт выполнен так, чтобы его можно было реализовать в стране со многими конфессиями.
— Христианским и исламским теологам будут преподавать богословие по одному госстандарту?
— Представители Совета муфтиев обратились в министерство с такой просьбой. Сегодня в России нет ни одного образовательного учреждения, которое бы готовило служителей культа для ислама. На территории СССР их было два, и оба остались за границей. Случается, служителей культа там готовят представители достаточно радикальных исламских течений. Пока мы сидим и спорим, светское или не светское у нас государство, там уже подготовили несколько тысяч соответствующих служителей. Так что надо делать? Умиляться отделенностью церкви от государства или решаться на что-то?
ДОСЬЕ «МН»
Координационный совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской патриархии РПЦ создан 2 года назад. Официально его возглавляют министр образования РФ Владимир Филиппов и архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных академии и семинарии. Проводит заседания Координационного совета его сопредседатель — Владимир Шадриков.