Русская линия
Московские новости К. Страни08.05.2002 

Папа едет на Bосток
Первый за тысячу лет визит Папы в Грецию стал репетицией посещения им канонических территорий РПЦ

Реакция греческой общественности на визит Папы в эту древнейшую православную страну была бурной и многоцветной. Это и понятно: высказанное во время этого визита покаяние Папы за множество обид, нанесенных Ватиканом православной церкви за почти 1000 лет раскола, имеет огромное значение для православных всего мира.
С самого начала атмосфера визита была напряженной. Тот факт, что ни в аэропорту, ни на приеме в президентском дворце понтифика не встречал ни один представитель греческой православной церкви, оставил тягостное впечатление. Не отличалась мягкостью и речь греческого архиепископа Христодула. Он заявил, что православные ждут от Папы покаяния за разнообразные обиды — от схизмы (раскола) в 1054 году до проблемы разделения Кипра. Отвечая на эти заявления, Папа попросил Бога простить католиков за все совершенные против православных грехи, особо отметив погром, учиненный в Константинополе крестоносцами в 1204 году. Свою речь Папа завершил словами: «Пусть визит этот станет счастливым поводом для улучшения нашего взаимопонимания с православными братьями, помогая нам и дальше продвигаться к полному единству христиан».
Как же реагировали на это историческое событие сами православные греки — и священники, и миряне? Конечно, визит Папы не превратил их в католиков. В речи Папы многие отметили и тот факт, что Папа просил прощения за прегрешения католиков не у самих православных, а у Бога: «За все грехи прошлые и настоящие, когда сыновья и дочери католической церкви согрешили действием или небрежением против своих православных братьев и сестер, пусть Бог даст нам прощение, о котором мы молим Его». Многие греческие издания подчеркивают, что в своем покаянии Папа не упомянул проблему Кипра. Как известно, в 1974 году северная часть населенного преимущественно греками острова Кипр подверглась турецкой оккупации. Христодул в своей речи прямо указал, что на фоне того внимания, которое Папа уделяет конфликту в Израиле, его молчание по поводу разрушения христианских святынь на апостольском острове Кипр вызывает удивление. Не менее бурные эмоции вызывает у греков и молчание Папы по вопросу об униатах — христианах, соблюдающих православны е обряды, но подчиняющихся церковному авторитету Папы.
Давно уже принявшая скандальный характер на Украине проблема униатов горячо обсуждается и в Греции, где 95 процентов населения являются «классическими» православными и часто видят в униатах «занимающуюся прозелитизмом секту». Недавно униаты тем не менее построили собственную церковь в Афинах. Первоначально планировалось, что Папу во время его визита будет сопровождать униатский кардинал, но потом его визит был отменен по просьбе самих греческих униатов.
Как видим, для греческих православных визит Папы был связан с теми же проблемами, что и для православных российских и украинских. Тем не менее общий язык был найден. Демонстрации против визита Папы носили ограниченный характер, а участвовали в них в основном фанатичные монахи и представители маргинальных группировок. Только в Афинах эти демонстрации против «Антихриста» и «Ересиарха» носили сколько-нибудь массовый характер, а репортажи Си-эн-эн сильно преувеличивали размах этих протестов. Греческий МИД сделал даже специальное заявление, в котором говорится, что «сборища религиозных группировок, находящихся на обочине общественной жизни, не представляют мнения огромного большинства греческого народа».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru