Русская линия
Московские новости С. Кириллова07.05.2002 

Немой свидетель
В пасхальную ночь на канале НТВ состоялась премьера. Очередной фильм из цикла «Новейшая история» называется «Пятое евангелие» и рассказывает о дискуссиях вокруг подлинности погребального покрова Иисуса Христа — Туринской плащаницы

Фильм снимался почти год. Съемки шли по всему свету: в Иерусалиме, Константинополе, Эдессе, в замке Лирэ (Франция), в Орвьето и Турине в Италии. Обычно для фильмов цикла «Новейшая история» нужно, чтобы были в живых свидетели события, — говорит создатель фильма Сергей Костин, сценарист и продюсер сделанных на НТВ документальных фильмов о Ленине, Сталине и Андропове. — В данном случае свидетель жизни и смерти Христа — сама Туринская плащаница.
Свидетель этот хранил молчание столетия. Заговорить его заставили современные ученые. С 1898 года, когда снимки фотографа Секондо Пиа доказали, что изображение на плащанице является негативом, реликвия уже не выпадала из поля зрения исследователей. Одни искали доказательств, что перед нами — погребальный покров распятого Иисуса Христа.
Другое мнение выразила профессор Марина Линоли: «Перед нами — след древнего преступления». Военные и криминалисты испытывали к реликвии особый интерес. Первый исследователь плащаницы Джон Джексон, лейтенант военно-воздушных сил США, добился уникальных результатов, приложив к плоскому изображению на плащанице методы расшифровки съемок из космоса. Когда изображение стало объемным, оно раскрыло свои тайны: следы монет времен Понтия Пилата на глазах, следы от гвоздей на запястьях, следы ран и бичеваний, точно воспроизводящих сцены страстей Иисуса Христа. Некоторые ученые заявили: вероятность того, что изображенный на полотне человек — не Иисус, равна 1 против 82 944 000. Из этого следовало: плащаница — свидетель смерти и воскресения Христа. Однако в 1988 году ученые доказали, что свидетель — вовсе не свидетель. Лаборатории Оксфорда, Цюриха и Туксона одновременно провели радиоуглеродный анализ и датировали ткань плащаницы периодом между 1260 и 1390 годами нашей эры.
Однако вскоре непогрешимость научного метода определения возраста была поставлена под сомнение. Ученые из России первыми доказали миру, что радиоуглеродный метод, считавшийся до этого самым точным, неприемлем для исследований древнего текстиля. Начался новый виток исследований плащаницы. Некоторые считают, что в конце ХХ века родилась новая наука — синдонология (от итальянского «синдоне» — плащаница).
В фильме «Пятое евангелие» российскому зрителю впервые предоставилась уникальная возможность: увидеть и услышать молодых зарубежных ученых-синдонологов и тех маститых, кто начинал работу в 80-х годах ХХ века и успел стать на Западе легендой. Среди них — профессор ботаники, автор пяти книг о плащанице Эммануэла Маринелли и профессор Джон Джексон. Верующий католик, профессор Джексон произносит в фильме фразу, которая может показаться телезрителям парадоксальной: «Я не собираюсь доказывать правоту веры».
Вера не нуждается ни в чем, кроме себя самой. Наука — тоже. Вряд ли такой брак может стать удачным. Когда ученые пытаются доказать то, что для верующего совершенно очевидно, верующие и неверующие снова расходятся по разным тропкам.
— Пока снимался фильм, все знакомые спрашивали меня: подлинна ли плащаница? — сказал его создатель Сергей Костин. — Я думаю, никогда не будет найден ответ на этот вопрос. Ведь это будет доказанным ответом на вопрос, есть ли Бог.
Дьякон Андрей Кураев в фильме ответил по-другому: «Для меня признаком подлинности плащаницы, если честно, является именно недоказанность. Потому что Бог, в которого я верую, — это Бог, который не навязывает себя людям».
Телезрители могут выбрать любой ответ.

Досье «МН»
Предполагаемый погребальный покров Иисуса Христа — это льняное полотно размером 4,34 на 1,1 м. На нем угадывается изображение человеческого тела ростом около 1,78 м. На теле заметны следы насильственной смерти.
До 944 года это полотно находилось в сирийской Эдессе, после этого, до 1204 года, — в Константинополе. После разгрома Константинополя войсками крестоносцев она, по мнению ряда ученых, находилась во владении ордена тамплиеров. В 1398 году плащаница перешла к герцогам Савойским, которым принадлежала до 1983 года. Сейчас Туринская плащаница, выставленная в кафедральном соборе итальянского Турина, является собственностью Святого Престола. Ватикан предлагает верующим относиться к ней как к «досточтимой иконе».


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика