Русская линия
Московские новости Д. Радышевский30.04.2002 

В поисках компромисса
Перспективы решения неразрешимых вопросов

Большинство ведущих религиозных конфессий однозначно выступают против клонирования людей. Считается, что в данном случае человек претендует на роль Творца, а это противоречит фундаментальным основам монотеистических религий.
В Израиле ученые, врачи и раввины давно ведут дискуссию о религиозных дилеммах, которые возникают перед верующими иудеями в связи с перспективами клонирования человека. Общие принципы отношения к клонированию, выработанные в Израиле, можно сформулировать так: «Технология клонирования человека не представляет собой угрозы вере в Единого Бога, Творца всего сущего. Клонирование никак не изменяет человеческие моральные ценности. Оно может применяться исключительно в благих целях, соответствующих моральным ценностям монотеизма. Человечество должно поддерживать существующее общественное устройство, сохраняя его основу — семью с ясно определенными, природными отцом и матерью. Клонирование может использоваться для рождения ребенка только если естественная супружеская пара не способна осуществить деторождение иным способом».
Однако и в этих случаях возникают трудноразрешимые религиозные вопросы. Вот несколько головоломок и ответов на них, предлагаемых толкователями Талмуда.
Получит ли продукт клонирования статус «голема»? (Талмуд и средневековые легенды рассказывают о раввинах, умевших оживить сделанного из глины человека с помощью тайн Каббалы. Голем — не человек, и его даже разрешено убить.)
Ответ негативный. Голем создается магическим путем, а клонированный человек рождается, как все люди, из чрева матери. Таким образом, он имеет полный статус человека и к нему относится запрет на убийство человека.
Является ли клонирование исполнением заповеди «плодитесь и размножайтесь»?
Здесь мнения раввинов расходятся. Некоторые считают, что заповедь относится только к гетеросексуальным парам, вступающим в законный брак и размножающимся естественным способом. Другие полагают, что заповедь относится к результату: рождению ребенка, а не к способу его зачатия.
Кто считается отцом клонированного ребенка? Галаха, свод еврейского религиозного права, определяет отцом того, чья сперма оплодотворила женщину — даже в том случае, если он является платным, добровольным или не ведавшим о том донором. Однако Галаха ничего не говорит о донорстве не семени, а генетического материала — ядра клетки.
Здесь возможны два варианта.
Первый — если мужской ген для оплодотворения яйцеклетки матери взят из ее собственных клеток. Тогда отцом ребенка является… его дедушка со стороны матери, который «дал» ему мужскую генетическую информацию. Но он не давал свое семя и потому отцом не считается. С другой стороны, отцом такого ребенка является его собственная мать, потому что лишь она принимала участие в оплодотворении. Но Галаха не позволяет женщине быть отцом (как в случае усыновления детей лесбийскими парами). В таком случае ребенок будет официально числиться как дитя неизвестного отца. Традиционно дитя, рожденное в еврейской общине от неизвестного отца, не может вступить в общине в брак из страха возможного кровосмесительства. Однако на клонированного ребенка это ограничение не будет распространяться, поскольку чью мужскую генетическую информацию он несет, все же известно.
Если же донорская клетка с мужским геном получена замужней женщиной от другого мужчины, возникает подозрение в невольном совершении адюльтера и угроза производства незаконнорожденного ребенка. Правда, в этом случае процесс оплодотворения происходит не путем полового акта, а отцовство не определяется донорством генетического материала… Но если отцовство не определяется донорством генетического материала, возникает другой сложный вопрос: является ли в таком случае отцом ребенка законный муж женщины, если именно он дал ей для оплодотворения свой генетический материал?
Иерусалим

Досье «МН»

Из Социальной концепции Русской православной церкви

«Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание… К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза… Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны…»
«Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности… Вместе с тем клонирование изолированных клеток и тканей организма не является посягательством на достоинство личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике…»


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru