Московский комсомолец | С. Одоевцева | 16.04.2002 |
Вокруг Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) разгорается новый скандал. Москвичка Елена Бетанова обвиняет бывшего брахмачарью (послушника) храма на Беговой Николая Непочатова в том, что под видом «бесед о Ведах» он целый месяц регулярно насиловал ее 11-летнюю дочь Леру. Причем женщина уверена: экс-послушник стал педофилом исключительно благодаря 6-летнему пребыванию в кришнаитском ашраме.
Николай продавал священные индуистские книги, Елена заинтересовалась — так они и познакомились. Непочатов долго и интересно повествовал о Кришне. Елене в принципе нравилось — она была лишена религиозных предрассудков. Засим последовало несколько таких же ни к чему не обязывающих встреч. Молодая женщина пригласила его в гости, познакомила с дочкой.
Между тем тучи над бритой головой послушника сгущались, и он это чувствовал. Начал делиться
с Еленой: ох тяжела кришнаитская доля. В 4 утра — подъем, бесконечные молитвы и песнопения, еда сплошь вегетарианская, скудная. «Очень я устаю», — жалился Николай. Елена входила в положение — и правда жалко.
20 ноября 1999 г. Непочатова из брахмачарьев все-таки выгнали. «За систематическое грубое нарушение правил внутреннего распорядка храма, проявляющееся в недисциплинированном поведении, грубости по отношению к проживающим в ашраме, нарушение садханы (четырех правил воздержания. — Авт.), отсутствие в ашраме в течение долгого срока без уважительной причины, а также ввиду игнорирования трех предупреждений, представленных на протяжении последнего года…» — гласит протокол собрания совета храма.
— Я хорошо знал Николая, — рассказывает Максим Осипов, пресс-секретарь ЦОСКР. — Он жил в Якутии, работал бульдозеристом, был плохо образован. Члены нашей общины обратили на него свое внимание потому, что Николай находился в явном разладе с собой, стремился вырваться из этого состояния. Очень просил взять его в ашрам. Здесь он проявил себя не лучшим образом, хотя и стремился к самосовершенствованию. Бывал нелюдим, несдержан и груб, много внимания обращал на женщин. В прошлом году самовольно покинул храм и уехал домой. Причина — ему нравилась одна из наших девушек, а она вышла замуж за другого. Через полгода Николай вернулся и стал проситься обратно. Вопреки нашей практике для него сделали исключение. Но сути нашего учения он так и не постиг.
Непочатову было рекомендовано отъехать по месту жительства, в Челябинскую область, и заняться мирским трудом. Но он не внял разумному слову. Ходили слухи: вроде бы его видели то там, то сям в Москве, как будто под кайфом… Точно поручиться можно за то, что в начале 2000 г. он вновь возник на горизонте Елены.
— Пришел ко мне несчастный, оборванный, сказал, что его обокрали. Я одолжила ему 1500 руб. Потом он поселился у меня. Очень понравился дочке Лере. Постоянно рассказывал ей и двум ее подружкам — Оле и Тане — о Кришне. Я уходила на целый день на работу, и у меня даже тени сомнения не возникало. Наоборот, радовалась — девочка под присмотром. Правда, Николай все дальше и дальше отходил от соблюдения вайшнавских запретов, и это его мучило. Его дневники, которые я нашла, были полны покаянных слов. «Вчера вкусил ветчины, сегодня одурманил себя джин-тоником» и т. д. Часто писал письма к господу Кришне, просил простить его греховность.
Раз неожиданно вошла в комнату, и мне показалось, что Николай приобнимает дочку. Но она все отрицала. Прошел месяц. И вот я однажды вышла из ванной и увидела — стоит Лера со спущенными штанишками… - Елена не справляется с собой, плачет. — Он насиловал ее почти каждый день. Убеждал, что это — часть религиозного посвящения. К Оле с Таней, подружкам, тоже приставал. Слава богу, не успел ничего… «Почему же ты молчала, не рассказала мне?» — допытывалась я у дочки. «Боялась, что ты прогонишь дядю Колю. Он очень хороший, и мне его жалко», — отвечала девочка.
В дневнике Леры записано: «Я люблю дядю Колю. И никогда не сознаюсь маме, потому что тогда ему будет плохо. И еще я очень люблю Кришну».
Елена подала заявление в милицию. Леру должен был осмотреть судебный медэксперт. Однако через 2 суток заявление было отозвано.
— Узнав, что делают в зонах с насильниками, а тем более педофилами, я забрала заявление. Не хочу, чтобы страдания этого подлеца затем отразились на моем ребенке, — мотивирует свой шаг Елена Бетанова.
И Непочатов вышел на свободу. У КПЗ его подкараулили родичи Лериной подруги Тани и избили до полусмерти. С тем Николай и отбыл на родину, в город Миасс Челябинской области. А 8 марта Бетановы получили от него «весточку». «Желаю вам расцвета вашей красоты в эту весну, покоя и благополучия», — написал маньяк своим жертвам. А внизу, в прямоугольничках для почтового индекса, старательно вывел «Кришна».
— Когда я получила это по почте, думала, просто захлебнусь гневом, злобой, гадливостью. Да как он посмел? Сейчас у меня на руках уже 3 письма от него. Друзья говорят, что он от нас так просто не отстанет, советуют возобновить уголовное дело. Скоро Лерочка приедет из санатория. Я просто не знаю, что предпринять, — говорит несчастная мать.
Зато в одном Елена уверена совершенно — во всем, что случилось с ней и с ее дочерью, виновны кришнаиты. «Если бы не суровая, полная лишений 6-летняя жизнь в ашраме, у Николая Непочатова не „снесло башню“ на почве чуждой индуистской философии. И ничего бы не было. Я готова по кирпичику разобрать этот храм», — горячо повторяет доведенная до отчаяния женщина.
Она вообще не верит тому, что Николай был изгнан из ашрама. «До самого последнего времени он приносил и распространял их духовные книги, угощал нас ведическими сладостями, держал в храме личные вещи. Он так говорил», — доказывает правдоискательница.
Во-вторых, вскоре после случившегося Елена решила нанести визит в ашрам. «Я решила сама сходить туда, разобраться. На пороге встретила девушку- кришнаитку: завернутую в ткань, с кольцом в носу — все как полагается. Я была в таком состоянии, что не удержалась и рассказала свою историю совсем незнакомому человеку. А она мне: ну и что, со мной было то же самое, и мне было 11 лет. Я развернулась и поехала домой. Потом кришнаиты звонили мне 2 раза. Сначала предлагали любую помощь. А потом, если нужно, обещали разыскать Николая и устроить над ним нечто вроде самосуда. Я отказалась…»
Вайшнавы говорят по-другому. Случайно встреченная Еленой прихожанка действительно являлась жертвой изнасилования. Но было это давно, задолго до ее прихода в общество сознания Кришны. Девушка просто пыталась подбодрить подавленную несчастьем мать. Мол, я тоже пережила этот ужас, но выросла нормальным человеком. Но получилось — как получилось.
Когда в ашраме узнали о трагедии, виновником которой стал их бывший брахмачарья, Елене действительно звонили с предложением помощи. Естественно, имелась в виду помощь духовная, а также консультации психолога, работающего в храме. Второй раз звонили из комитета родителей, чьи дети «ушли к Кришне». Женщина, председатель комитета, выразила свои соболезнования. И сказала, что если Николай скрылся, ЦОСКР в интересах следствия может попытаться найти его по своим каналам. Что ж до якобы существовавших контактов изгоя Непочатова с ашрамом, их, как выяснилось позже, вообще не было. Однако руководство не исключает того, что кто-то из прихожан мог встречаться с Николаем и поддерживать его из жалости.
Елена Бего из жалости.
Елена Бетанова, пережившая страшную личную драму, имеет полное право не доверять кришнаитам. Открыть ей глаза «на этих кришнаитов» взялся широко известный сектовед Александр Дворкин. И немедленно, в порядке «моральной поддержки», поведал Елене о «ритуальном убийстве православного священника в Якутии».
О «кровавом жертвоприношении языческому богу» в поселке Тура Эвенкийского АО в марте сего года не писал только ленивый. Беглый дезертир, называвший себя Романом Хариевичем Кришницем, убил настоятеля Свято-Троицкого монастыря иеромонаха Григория (Яковлева). Убив его, он отчленил голову, которую возложил на алтарь. Затем, согласно лишь ему известному ритуалу, безумец разбрызгал кругом кровь батюшки и совершил над ним «обряд поклонения Кришне».
Ввиду того, что преступник голосил в камере мантру «Харе Кришна!», а также на основании его устных «заявлений» о принадлежности к обществу сознания Кришны, каналы РПЦ разнесли по миру весть об убийстве на религиозной почве. Согласно этой логике любой экзальтированный тип, нацепивший на себя крест или иконку, может считать себя православным. А если он лишит жизни священника иной конфессии и объявит, что совершил это ради Христа, такой поступок отбросит тень на всех последователей евангельского учения. Скороспелость выводов невольно заставляет вспомнить, как в начале этого века черносотенцы спровоцировали целую волну погромов на Украине, в Молдавии и на юге России.
Вслед за православными информагентствами красноярские, а затем и не самые последние московские газеты поспешили рассказать о «зверском жертвоприношении индийскому богу Кришне». Репортеры не озадачили себя хотя бы беглым знакомством с учением вайшнавов, основанном на миролюбии. Кажется, даже детям известно то, чего не ведают журналисты ведущих московских изданий: культ Кришны не включает в себя никаких жертвоприношений, тем более человеческих. Вайшнавы, убежденные вегетарианцы, всегда были противниками насилия и убийства как такового.
Горе семьи Бетановых стало разменной монетой в «большой игре». Уже вышел «разоблачающий» кришнаитов материал. По каналу REN-TV продемонстрировали берущий за душу сюжет с участием господина Дворкина.
Из речей последнего становится ясно, что именно кришнаиты принесли на Русь зло. Но вряд ли с этим согласятся наши солдаты в Чечне или мирное население Грозного. Поскольку кришнаиты, не испугавшись войны, завезли в город полевые кухни и кормили всех, кто нуждался в пище, без различия веры и национальности. И даже московские бомжи, которых «дети сатаны» не первый год исправно подкармливают, также могли бы возразить Александру Дворкину. Нельзя не порадоваться за официальных деятелей РПЦ, которые в борьбе с конкурентами все качественней овладевают искусством «черного» PR’а.
А что же вайшнавы? Ходят какие-то чудные, но в общем симпатичные ребята, распевают себе «Харе Кришна"… Кого-то это развлекает, у иных индийская экзотика обостряет ксенофобию. А кришнаиты озадачены и слегка растеряны.
Нельзя сказать, что в происходящем, особенно в случае с Лерой Бетановой, нет вины руководителей ЦОСКР. Конечно, духовная работа многотрудна. И понятно, что вести ее во сто крат сложнее, если исповедуешь нетрадиционную религию в стране с крепким посттоталитарным мышлением. У кришнаитов сложный контингент: бывшие наркоманы, опустившиеся интеллектуалы, неудавшаяся богема. Зачастую приходят люди, «попробовавшие» уже не одну религию. Вайшнавы стремятся помочь всем. Наверное, с учетом местной специфики им следует усилить психологическую службу или контроль при приеме. Ведь «животная» формула «Мы в ответе за тех, кого приручили» справедлива и для заблудших людей.
Имена и фамилии пострадавших изменены.