Московские новости | Александр Солдатов | 10.04.2002 |
В нынешнем году главные торжества по случаю Рождества Христова Русская православная церковь перенесла с зимы на лето. Объяснение простое: весь 2000 год — юбилейный, а в сам день великого праздника епархиальным архиереям естественнее находиться в своих епархиях, со своей паствой. Поэтому Московская патриархия приняла решение собрать архиереев на юбилейный собор в Москву в дни освящения храма Христа Спасителя, намеченного на праздник Преображения Господня — 19 августа.
Поначалу планировалось отметить Великий юбилей Поместным собором, в котором, помимо архиереев, участвуют священники и миряне. К тому же Устав об управлении Русской православной церкви прямо предписывает проводить Поместный собор не реже одного раза в пять лет, а последний собор состоялся в июне 1990 года. Но, видимо, для Патриарха и Священного Синода, которые год назад, к большому недовольству церковных «низов», решили заменить Поместный собор Архиерейским, главное — не соблюдение Устава, а сохранение управляемости церкви, что в узком кругу закрытого архиерейского совещания сделать проще.
Повестка дня нынешнего Архиерейского собора официально еще не утверждена, но в общих чертах известна.
С традиционным отчетным докладом выступит Патриарх.
Митрополит Филарет (Вахромеев) вновь сделает доклад об отношении к экуменизму, судя по всему, вновь призовет к компромиссу — с одной стороны, «да будут все едины», с другой — не умалит ли экуменизм величие православия? Митрополит Ювеналий (Поярков) представит на одобрение собора огромный список (почти тысяча!) кандидатов на прославление в лике святых новомучеников и исповедников российских.
Митрополит Кирилл (Гундяев) предложит Социальную концепцию РПЦ. Речь, видимо, пойдет о том, что Православная церковь призвана более активно участвовать в решении проблем, волнующих общество.
Собору предстоит вновь вернуться к рассмотрению еще более усложнившейся ситуации на Украине. В эту ситуацию сейчас вмешался Константинопольский Патриарх Варфоломей. В фактической юрисдикции Константинопольской церкви оказались приходы Украинской православной автокефальной церкви, которую РПЦ считает раскольничьей. Умерший в феврале нынешнего года глава этой церкви патриарх Димитрий (Ярема) завещал своей пастве войти в подчинение главы Украинской церкви в диаспоре митрополита Константина, который, в свою очередь, уже пять лет как подчиняется Константинопольскому Патриарху. Оказавшись вовлеченным в украинские церковные дела, Константинопольский патриархат решил выступить посредником в деле объединения украинского православия — в единую поместную церковь; в случае благополучного исхода «дела» он пообещал предоставить ей «каноническую автокефалию» — полную церковную независимость. Между тем в юрисдикции РПЦ на Украине находится 9 тысяч приходов. Это половина от общего числа приходов РПЦ. Если планы Константинополя будут реализованы, РПЦ сократится наполовину и перестанет быть крупнейшей Православной церковью мира.
Очень важная интрига предстоящего собора — канонизация императора Николая II, членов его семьи и их слуг. В отличие от всех остальных вопросов повестки дня, по которым Священный Синод уже подготовил проекты решений и которые можно считать одобренным собором, в этом вопросе сохраняется неясность. В своем недавнем интервью (21 июля) Патриарх Алексий II отказался дать прямой ответ на вопрос, канонизирует ли собор царственных мучеников. По его словам, этот вопрос непредрешен, и даже Патриарх не может предвосхитить решение собора по этому поводу. Синодальная комиссия во главе с митрополитом Ювеналием еще три года назад выработала дипломатическую формулировку — «страстотерпцы», — которая в принципе позволит канонизировать любого христианина, умершего не своей смертью. С другой стороны, различные политические силы напрямую обращаются к Патриарху с просьбой если не отменить, то хотя бы отложить окончательное решение. На днях с открытым письмом к предстоятелю РПЦ обратилась Национально-республиканская партия России, которая предупредила Патриарха о нежелательных последствиях канонизации царя. В то же время есть основания предполагать, что к готовящемуся прославлению российского императора одобрительно относятся сторонники «твердой руки» в Кремле.