Русская линия
Московские новости О. Мартыненко10.04.2002 

Что сказал Святой Бернар конокраду

Главную премию ХХII Московского международного кинофестиваля получил знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси

Всякое иное решение было бы верхом несправедливости. Не только потому, что у картины Занусси «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» не было достойных конкурентов, но и потому главным образом, что этот фильм вывел московский фестиваль на новый, по-настоящему мировой уровень. На вопрос, почему он отдал свою новую работу в Москву, где в конкурсе преобладали малоизвестные дебютанты, Занусси ответил с похвальной скромностью: «Каждый режиссер стоит cтолько, сколько стоит его последняя картина». А стоит она, по меньшей мере, высшей награды, присужденной ему авторитетным жюри, возглавляемым Тео Ангелопулосом.
Суть фильма ясна из его несколько прихотливого, но точного названия: о том, как страшно умирать. Человек глубоко верующий, Занусси не случайно начал картину со вставного эпизода, своего рода фильма в фильме о Святом Бернаре: действие происходит в Cредневековье, и съемки ведутся во Франции. Крестьяне ловят конокрада и приговаривают его к смерти. Но исповедующий вора отец Бернар видит, что этого человека рано казнить, он еще не готов отдать душу Богу. Лишь спустя некоторое время, потолковав с несчастным, настоятель понимает, что тот может расстаться с жизнью.
Что сказал Святой Бернар конокраду? Этот вопрос мучает героя фильма доктора Берга, когда тот узнает, что смертельно болен. Ответ вроде бы прост: человек, который верит, что земная жизнь лишь начало пути, ведущего к жизни вечной, умирать не страшится. Но пройти этот путь — поистине смертная мука, тем более для эгоиста и агностика, каковым считает режиссер своего героя и который в исполнении актера Збигнева Запасевича столь обаятелен, что остается им, грешно сказать, даже в анатомическом театре. Самую мрачную на свете тему Занусси изложил легко и свободно, и даже виды Парижа, куда приезжает для консультаций доктор Берг, поэтичнее и краше, чем у самих французов, что вполне объяснимо: парижане в Париже живут, а другие о нем мечтают.
Этот глубоко человечный, философский фильм мог бы показаться умозрительной проповедью, если бы чуткий талант режиссера и актеров не наполнил его живым страданием. Впрочем, мысль Паскаля, прозвучавшая в фильме, стоит того, чтобы ее запомнить: человек должен жить так, будто Бог существует, это ему никогда не помешает.
Чтобы донести свою идею в чистоте, Занусси почти не показывает физическую тяжесть умирания. Доктор Берг уходит из жизни физиологически опрятно, его смерть — то, что называется в молитве «непостыдная». В этот миг рядом с ним — молодые друзья, которым предстоит распространять «смертельную болезнь», то бишь дать начало новой жизни известно каким путем, но присутствие молодежи в своей картине режиссер 1939 года рождения считает принципиально важным, потому что, утверждает он, она лучше, чем его поколение, менее лицемерна: «Если в мое время люди говорили об идеалах, а думали о деньгах, сегодня они имеют деньги, а думают об идеалах».
Прямая иллюстрация этому тезису — другая премированная лента, «Взлет» французского режиссера-дебютанта Стива Сюисса, вложившего в картину половину ее стоимости и вынужденного продать ради этого дом. Зато — приз за режиссуру и награда за лучшую мужскую роль исполнителю главного персонажа Клеману Сибони. Незамысловатый и абсолютно естественный фильм рассказывает об ортодоксальной еврейской семье во главе с мясником-дедушкой, возлагающим все надежды на внука, который, однако, мясной лавке в центре Парижа предпочитает хотя бы проходную роль в театре.
Приза за лучшую женскую роль удостоена молодая актриса Мария Зимон в фильме швейцарского режиссера Юдит Кеннель (между прочим, и это дебют) «Яростные поцелуи». История юной особы, отправленной на воспитание в католический монастырь, задумавшей от скуки соблазнить священника и попавшей в расставленные ею сети, передана Марией Зимон со всем пылом отчаяния и страсти.
Должна признаться, что, посмотрев почти всю конкурсную программу, я полностью солидарна с мнением жюри, тем более с его решением наградить превосходный актерский ансамбль — Зинаиду Шарко, Льва Дурова и Николая Волкова в фильме Виталия Мельникова «Луной был полон сад». Картина получила также приз зрительских симпатий, что совсем неудивительно: трогательное повествование о стариках, по воле волшебного случая вернувшихся к детской любви.
Если начался фестиваль русскими венценосными Романовыми, то завершился американским «Идеальным штормом» Вольфганга Петерсена (с неотразимым Джорджем Клуни, педиатром из «Скорой помощи», в главной роли). У нас — цари, у них — простой люд, рыбаки. Наши гибнут от себе подобных, за океаном — от разбушевавшейся стихии. Бог, как известно, проявляется в деталях, так вот, американский бог в виде спасателя прыгает с вертолета, чтобы подобрать тонущую в яхте даму: «Добрый день, мадам, я — сержант Митчелл. Как вы себя чувствуете?» Женщина в безопасности, сержанта поглощает пучина. Идеальное общество с человеческим лицом, до которого мы так долго и бестолково добираемся. Но надежды не оставляем. Президент Путин, почтивший своим присутствием церемонию закрытия фестиваля (не компенсация ли за отказ в свое время встретиться с разбушевавшимися, подобно стихии, кинематографистами?), в тот же день подписал указ о том, что московский фестиваль будет ежегодным и государство ему поможет.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru