Московские новости | Яков Кротов | 09.04.2002 |
Существует легенда о проклятии, наложенном на храм Христа Спасителя игуменьей монастыря, снесенного ради его строительства. Вот и торжественное освящение храма, соединенное с Архиерейским собором, совпало с гибелью подводной лодки «Курск». Полтораста архиереев отслужили молебен о спасении моряков — не помогло. Разумеется, нет такого проклятия, которое нельзя было бы преодолеть Духу Божию. Единственное, что непреодолимо даже для Творца, — это человеческая воля. И если эта человеческая воля направлена на розыск врагов, то Бог бессилен — все будет истолковываться в угоду агрессивности.
Яркий образчик этого дали «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским собором. Видимо, над концепцией трудился большой коллектив, в котором, по закону вероятности, оказались и грамотные, миролюбивые люди — пусть и в меньшинстве. Лучше всего это заметно на разделе: «Война и мир». Сюда включено вполне грамотное изложение католического учения о критериях справедливой войны. Чтобы осудить любую войну, достаточно одного-единственного критерия — и он обозначен в «Основах»: «Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника».
Однако все антивоенные доводы перекрывают такие рассуждения: «В иконографии Георгия Победоносца черный змий попирается копытами коня, который всегда изображается ярко-белым. Этим наглядно показывается: зло и борьба с ним должны быть абсолютно разделены, ибо, борясь с грехом, важно не приобщиться к нему… Христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого».
Разумеется, ни малейшего практического значения высказанные здесь идеи не имеют, потому что не было, нет и не будет в реальной жизни солдата или офицера, убивающего с любовью. Но каков способ богословствования, напоминающий гадание на картах. Выпал белый конь с черной гадюкой — дорога на фронт, а выпадет икона «Богоматерь — Умягчение Злых сердец» — тогда иди с антивоенными лозунгами.
Вышел конфуз и со смертной казнью. В одном месте концепции написано: «Сегодня многие государства отменили смертную казнь… Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей».
Другие люди выступают в защиту смертной казни: «Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви». Это — неправда. В Новом Завете есть Крест Христов — достаточное указание на необходимость отмены смертной казни. Достаточно одной такой «судебной ошибки», как казнь Сына Божия! Берите пример с Того, в Кого веруете. Сказал: «Не убий» — и поставил точку.