Русская линия
Русская неделяМонах Вениамин (Гомартели)24.10.2009 

Летопись церковных событий. 1959−1960 год

1959: В январе состоялись закрытое собрание Совета по делам РПЦ и всесоюзное совещание его уполномоченных по обсуждению новых задач. На них подвергалась резкой критике вся прошлая слишком мягкая деятельность организации. Новый член Совета некий И. Сивенков в качестве главного виновника «ошибок и извращений» назвал Г. Карпова, он заявил, что отсутствующий по болезни Г. Карпов уже не сможет исправить своих ошибок, да и не хочет. Но Сивенков и иже с ним явно потopoпилиcь «спиcaть» своего председателя. Г. Карпов, немного оправившись от болезни, в марте направил Е. Фурцевой заявление, в котором привел аргументированные возражения против доклада Сивенкова, обвинив последнего в явной некомпетентности в вопросах церковной политики. Отмечая недопустимость сознательного ухудшения церковно-государственных отношений, Карпов ссылался на важность использования религиозных организаций в государственных интересах ССCP за границей: «Из 14 автокефальных православных церквей мира 9 целиком поддерживают начинания Московской Патриархии… Сейчас предполагается подготовить и провести в течение 1−2 лет Вселенский Собор или совещание всех православных церквей мира… Как же мы будем проводить эту работу… если мы будем поощрять грубое администрирование по отношению к церкви и не реагировать на извращение в научно-атеистической пропаганде… Я считаю недопустимыми такие действия, как взрыв церковных зданий». Председатель Совета привел бесчисленные вопиющие факты администрирования, ссылался на массовое недовольство духовенства, размышления Патриарха об отставке и даже предлагал сделать некоторые уступки Церкви. В результате Г. Карпов еще на год сохранил свою должность. В стране наметился временный отход от некоторых крайних форм антирелигиозного наступления (А. Б. Винников. Оттепель 1943−1960).

1959: 8 февраля руководство Совета по Делам Религии приняло митрополита Крутицкого Николая по его просьбе. Согласно записи беседы, «В раздраженном тоне, нервничая и возмущаясь, Николай заявил, что с осени 1958 г. началось наступление на Церковь, равнозначное походу на Церковь до войны 1941−1945 г. Владыка указал, что в этой обстановке он не может посещать дипломатические приемы и уже два раза не являлся на них, кроме того, Патриархия хочет отказаться от издания журнала, т. К. публикуемые там материалы используются для борьбы с религией». 20 февр. в Совет пришел патриарх Алексий, он настаивал на снижении налогов, открытии новых храмов и заявил о желании добиваться встречи с Н. Хрущевым (А. Б. Винников. Оттепель 1943−1960).

1959: В феврале было подписаны цюрихско-лондонские соглашения, заключенные премьер-министрами Греции и Турции 11 февраля (в Цюрихе), премьер-министрами Великобритании, Греции, Турции и представителями греческой общины Кипра во главе с архиеп. Макариусом и турецкой общины Кипра 19 февраля (в Лондоне). Они легли в основу конституции независимой Республики Кипр. По условиям Ц.-л. с. Великобритания сохранила на острове свои военной базы на территории 99 кв. миль, а также право использовать территориальные воды и воздушное пространство Кипра в военных целях; кипрскому народу были навязаны в рамках Ц.-л. с. «договор о союзе», на основании которого на острове были размещены контингенты греческих и турецких войск, и «договор о гарантиях», фактически предоставивший странам-гарантам (Великобритании, Греции и Турции) право вмешательства во внутренние дела Республики Кипр, что серьёзно ограничило суверенитет страны, и привело впоследствии к обострению отношений между греческой и турецкой общинами Кипра.

1959: 14 февраля архиеп. Иаковос возглавил Северо и Южно Американскую епархию Конст-го патриархата.

1959: В марте, после принятия Цюрихско-Лондонского соглашения, архиеп. Макариос и митр. Киприан возвратились на родину. В апреле вернулся на Кипр митр. Пафский Фотий, но вскоре ушел на покой. На Пафскую митрополию был избран еп. Саламинский Геннадий.

1959: 17 марта архиеп. Сев. Американский Иаковос, по поручению патриарха Афинагора встретился с папой Иоанном XXIII, это была первая встреча греческого архиепископа с папой за 350 лет. Патриарх передал через архиеп. Иаковоса следующее: «Ваше Святейшество, мой патриарх поручил мне известить вас, что 6 стих 1 гл. Евангелия от Иоанна говорит о вас, он убежден, что человек посланный от Бога именно вы, и 7 стих объясняет смысл его посланничества — „он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о свете, дабы все уверовали через него“, так и вы были выбраны для этой цели, хотя в вашей сущности вы не свет, но вы были возвышены до римской кафедры что „свидетельствовать о свете“ („Information,“ Vatican #1, 1994)

1959: 31 мая патриарх Алексей и митрополит Николай обратились к Н.С. Хрущеву с письмом: „Мы вынуждены просить Вас, глубокоуважаемый Никита Сергеевич, каким-нибудь актом подтвердить действенность постановления партии от 10 ноября 1954 г. („Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения“). За последние месяцы имеют место многие факты оскорбления религиозных чувств верующих. Печатание в прессе заведомо ложных измышлений о церковной жизни“. Далее приводились многочисленные примеры газетной клеветы и грубого администрирования местных властей. Определенный результат это письмо принесло. В редакционной статье „Правды“ от 21 августа „Против религиозных предрассудков“ критиковались отдельные органы печати, обращалось внимание партийных организаций на недопустимость „искривлени“ линии партии в религиозном вопросе (А. Б. Винников. Оттепель 1943−1960).

1959: В июне на Соборе Сербской Православной Церкви было принято следующее постановление: „Священный Архиерейский Собор констатирует, что епархии Скопийская, Охридско-Битольская и Златовско-Струмицкая отделились в самостоятельную Македонскую Прав. Церковь, которая управляется по Уставу, принятому на Церковно-народном соборе в Охриде, состоявшемся 4−6 октября 1958 г., но и в будущем она остается в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью через ее главу Его Святейшество Патриарха“. Это постановление было полностью принято на внеочередном заседании (1−3 июля 1959 г.) Высшего Управления Македонской Православной Церкви, после чего установилось каноническое единство Сербской и Македонской Православных Церквей.

1959: 15 августа (ст. ст.) в день Успения Пресвятые Богородицы отошел ко Господу великий подвижник ХХ-го века афонский старец Иосиф исихаст. После него осталась школа монахов делателей умносердечной молитвы, которые немало способствовали возрождению монашества на Афоне и распространению его в Сев. Америке.

1959: К ноябрю в Советском Союзе было закрыто 13 православных монастырей и намечено еще 17 на январь 1960 г. Вопреки предварительной договоренности патриарха с Советом по делам религии некоторые обители закрыли не постепенно, а в ускоренном порядке — иногда в 24 часа. Не обошлось при этих „большевистских темпах“ и без жертв. При разгоне Речульского монастыря 1 июля работники милиции открыли стрельбу и убили одного богомольца. В день памяти преп. Сергия Радонежского 8 октября на территории Троице-Сергиевой Лавры милиционеры задерживали верующих и не выпускали их из-под ареста несколько дней, требуя расписок, что они больше никогда не придут в Лавру. 17 сентября патриарх, в письме к Г. Карпову, писал по поводу рапорта архиепископа Ростовского Иннокентия: „Он просит меня дать ему указаний… Но каких я ему могу дать указаний, когда по ряду пунктов я могу только сказать, что требования уполномоченного по меньшей мере незаконны? Как, например, сочетать требование его о недопущении в храм лиц до 18-летнего возраста с пунктом конституции о признании свободы отправления религиозных культов за всеми гражданами? Как оценить его требования священникам…"отказаться от веры в Бога“ и т. д.» Свою «лепту» внес Комитет государственной безопасности, и раньше не дремавший. Различными мерами шантажа, подкупа и угроз в конце 1959-х — начале 60-х гг. ему удалось склонить около 200 православных священнослужителей к отречению от сана. Сколько-нибудь существенного воздействия эта акция на верующих не оказала, и в дальнейшем от подобной практики властям пришлось отказаться. (А. Б. Винников. Оттепель 1943−1960).

1959: В этом году Русская Церковь явилась одним из основателей региональной экуменической организации — Конференции Европейских Церквей. Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) в течение многих лет являлся одним из президентов этой организации.

1959: 18 сентября, вскоре после возвращения на родину, архиепископ Макариос Кипрский обратился к киприотам с патриотическим посланием: «Эллинский кипрский народ! Путем тяжких битв и жертв приобрели мы божественный дар свободы, право руководить политической и общественной жизнью и создали предпосылки для мира и благоденствия на острове. Доблесть и патриотизм эллинских киприотов выковались в величайших страданиях и жертвах и стали примером подражания для грядущих поколений. Но если путем жестокой борьбы была приобретена свобода и колониальный режим переживает свой конец, то свободный режим на нашем острове еще не установлен. Нам предстоит пройти стадию применения Цюрихского и Лондонского соглашений и в течение этого переходного периода, мы, естественно, столкнемся с большим числом проблем и трудностей. Нужно большое внимание ко всему этому, и мы охотно посвящаем наши старания достойному применению договоров, на основе которых мы строим независимую Кипрскую демократию. В этот решающий переходный период, когда предначертывается будущее Кипра, требуется единство и единодушие, чтобы сделать все возможное, достойное наших трудов и жертв. Вооруженную освободительную борьбу мы выиграли потому, что весь народ объединился и целиком посвятил себя общему делу свободы. Я глубоко опечален, что с некоторых пор миру на острове и единству кипрского народа угрожают разъединяющие действия, могущие привести к гибели и беде. Возлюбленные о Господе чада! Народы развиваются и умножаются при свободе и единстве и, трудясь при братском согласии, вкушают в мире и правде от трудов своих. Сражаясь в единении, вы завоевали себе свободу, и нужно, чтобы опять, объединенные на могилах ваших детей, вы укрепили свободное государство Кипра. Только так вы на деле воздадите должную славу бессмертным героям кипрской свободы, которые своей честной кровью дали нам всем право жить свободно. Только объединенные и единомысленные вы сохраните свободу Кипра, поступая достойно тех, кто за свободу пролил кровь, и показывая, что вы достойны и их и свободы. Борцы, оставшиеся в живых, ради вечной памяти о доблести мучеников и павших братьев наших, объединитесь в единодушии и, вдохновляясь их примером, охраняйте единство и мир Кипра. Политическая устойчивость и мир на острове, являющиеся не только правом, но и долгом его обитателей, суть не менее героическое дело, чем борьба за свободу. В этот период основания и построения нашего нового государства покажите вашу доблесть и ваши таланты как и во время освободительной борьбы, и трудитесь вместе как свободные граждане, с уверенностью прозревая счастливое будущее. Пребывайте теперь, как тогда, неразрывно объединёнными. В любви и единомыслии работайте для материального восстановления, нравственного возрождения духовного воссоздания нашего острова. Объединенные патриотизмом, породнитесь под покровом Божиим. И Бог благословит наше дело». («Апостолос Варнавас». 1959. N 9−10).

1959: 9 ноября на Архиерейском Соборе было постановлено: «впредь в случае желания клириков Московской Патриархии вступить в состав нашей Зарубежной Церкви:

1) Тщательно проверять — не являются ли таковые сознательными агентами безбожной власти, и в случае обнаружения сего сообщить об этом Архиерейскому Синоду, который может не признать действительности рукоположения такого лица в священный сан;

2) В случаях, не вызывающих таких сомнений, ходатайствующего о приеме в клир Зарубежной Церкви принимать через публичное покаяние, при чем на него может быть наложена епитимья по усмотрению Епархиального Архиерея;

3) Таковые клирики должны подать письменное заявление о приеме по установленной Архиерейским Синодом форме.

4) При приеме в Русскую Зарубежную Церковь мирян, входящих в состав паствы Московской Патриархии, духовники должны испытывать их совесть об образе их действий в бытность их под безбожной властью». Собор утвердил следующий текст подписки от принимаемых в общение клириков:

«Я, нижеподписавшийся, бывший клирик Московской Патриархии, рукоположенный в сан диакона (таким-то епископом там-то и тогда-то) и рукоположенный в сан пресвитера (таким-то епископом там-то и тогда-то) и проходивший свое служение (в таких-то приходах), прошу о принятии меня в состав клира Русской Православной Церкви Заграницей.

Искренне сожалею о своем пребывании в составе клира Московской Патриархии, находящейся в союзе с богоборческой властью.

Отметаю все беззаконные действия Московского священноначалия в связи с поддержкой им богоборческой власти и обещаю впредь быть верным и послушным законному священноначалию Русской Зарубежной Церкви». (Из письма прот. Георгия Граббе архиеп. Антонию (Барташевичу) Женевскому от 19 мая 1969 г.).

1959: 13 декабря Архиепископ Макариос был избран президентом Кипра. Провозглашение Республики было большой победой киприотов, но далеко не полной, ибо, согласно навязанному Кипру Цюрихско-Лондонскому соглашению, Англия сохранила за собой часть Кипра под военные базы.

1959: 18 декабря скончался экзарх Парижского Экзархата Конст-го патриархата митр. Владимир (Тихоницкий). Иерархи, представители православных и инославных Церквей и множество почитателей владыки, в течение четырех дней приходили поклониться его останкам и помолиться об упокоении его смиренной души. Епископ Антоний (Бартошевич) Женевский, после молитвы у тела почившего, принес еп. Георгию сочувствие митроп. Анастасия (РПЦЗ), сказав, что кончина владыки Владимира — скорбь всей Русской Церкви. Похоронен митр. Владимир в крипте Успенской церкви на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. (Митрополит Владимир святитель-молитвенник. Париж. 1965).

1959: Австралийская Митрополия Конст-го патриархата была переведена в статус Архиепископии, что в современной греческой канонической традиции является повышением, так как Архиепископия может включать в себя несколько митрополий.

1959: По решению греческих политических партий было решено возродить канонический запрет перемещения архиереев с епархии на епархию, дабы положить предел отдельным злоупотреблениям некоторых иерархов, добивавшихся перевода из небольших и бедных епархий в богатые, в основном по соображениям меркантильным. В знак протеста против этого решения митрополиты решили не назначать новых епископов на освободившиеся места, и в 1960 году состоялись последние выборы новых епископов. В результате к 1965 г. образовалось 15 вакантных кафедр.

1959: Скончался глава румынских старостильников митрополит Галактион (Кордун), он был погребен возле церкви монастыря Слатиора. После его смерти предстоятелем старокалендарной Православной Церкви Румынии был избран митр. Гликерий.

1959: В этом году румынское коммунистическое правительство выпустило декрет, согласно которому все монахи не старше 55 лет и монахини не старше 50 лет должны были покинуть свои обители. К весне 1960 г. из монастырей при помощи полиции было изгнано более 4000 монашествующих. Румынский старец Клеопа (Илие) опять был вынужден скрываться в горах Молдавии. В эти годы он написал несколько своих известных книг по руководству в духовной жизни для монахов и священников. О. Клеопа подчинялся священноначалию Румынской новостильной Церкви.

1960: В январе, в записке в ЦК КПСС, председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов писал: «Патриарх вполне лоялен по отношению к власти, всегда и не только в официальных заявлениях, но и в своем окружении говорит искренне и восторженно о правительстве и о тов. Хрущеве. Патриарх недостаточно проявляет интерес к заграничной работе, но принимает и здесь все наши рекомендации… Будучи более 55 лет священнослужителем, патриарх, в тех случаях, когда остро задеваются интересы церкви, пробует защищаться….Начиная с января 1959 года патриарх стал очень возбужден и как он говорит, «до болезненности расстроен», ссылаясь на фельетоны местной печати о нравственности и поведении духовенства и на административные действия по отношению к церкви со стороны некоторых местных советских органов и отдельных областных уполномоченных Совета, называя в своих письмах эти действия «жандармскими» (Патр. Московский и всея Руси — Алексей (Симанский).

1960: 10 января скончался патриарх-католикос Грузии Мельхисидек III (Пхаладзе).

1960: 21 февраля был выбран новый патриарх-католикос Грузии Ефрем II (Сидамонидзе). Род. в 1896 г. в семье сельского псаломщика в Карталинии. Восьмилетним мальчиком был определен в Горийское Духовное Училище, которое успешно закончил в 1912 году. Тогда же был принят в Тифлисскую Духовную Семинарию. В 1923 году он закончил историко-филологический факультет местного университета. Будучи на последнем, четвертом курсе университета, он принял монашество с именем Ефрема. В 1927 г. был хиротонисан во епископа, а в 1945 г. был возведен в сан митрополита. Как епархиальный архиерей он немало положил трудов на ремонт и украшение святых храмов, в частности на восстановление храма на территории Бодбийского монастыря святой Нины (в Кахетии), где находится место ее упокоения. Его заботами был перестроен в древнем грузинском стиле иконостас Мцхетского собора, а также перенесены святые мощи мучеников — князей Аргветских Давида и Константина — в Моцаметский монастырь, где они покоились раньше. (На фото католикос Ефрем II с митр. Виктором (Святиным) б. Пекинским).

1960: В феврале В стремлении защитить Церковь от начавшихся гонений патриарх Алексей обратился к общественности на одном из миротворческих форумов. В феврале 1960 г. в Кремлевском театре состоялась очередная Конференция советской общественности за разоружение. В ней участвовали от Русской Православной Церкви патриарх Алексий I, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай и протопресвитер Николай Колчицкий. 16 февраля патриарх выступил на утреннем заседании и напомнил о многовековом служении Православной Церкви благу России:

«Моими устами, — сказал Святейший Патриарх, — говорит с вами Русская Православная Церковь, объединяющая миллионы православных христиан — граждан нашего государства. Примите ее приветствие и благопожелания. Как свидетельствует история, это есть та самая Церковь, которая на заре русской государственности содействовала устроению гражданского порядка на Руси, укрепляла христианским назиданием правовые основы семьи, утверждала гражданскую правоспособность женщины, осуждала ростовщичество и рабовладение, воспитывала в людях чувство ответственности и долга и своим законодательством нередко восполняла пробелы государственного закона. Это та самая Церковь, которая создала замечательные памятники, обогатившие русскую культуру и доныне являющиеся национальной гордостью нашего народа. Это та самая Церковь, которая в период удельного раздробления Русской земли помогала объединению Руси в одно целое, отстаивая значение Москвы как единственного церковного и гражданского средоточия Русской земли. Это та самая Церковь, которая в тяжкие времена татарского ига умиротворяла ордынских ханов, ограждая русский народ от новых набегов и разорений. Это она, наша Церковь, укрепляла тогда дух народа верой в грядущее избавление, поддерживая в нем чувство национального достоинства и нравственной бодрости. Это она служила опорой Русскому государству в борьбе против иноземных захватчиков в годы смутного времени и в Отечественную войну 1812 г. И она же оставалась вместе с народом во время последней мировой войны, всеми мерами способствуя нашей победе и достижению мира. Словом, это та самая Русская Православная Церковь, которая на протяжении веков служила прежде всего нравственному становлению нашего народа, а в прошлом — и его государственному устройству. После второй мировой войны та же самая Церковь наша, вместе с единоверными Церквами — Сестрами других стран, обратилась в 1948 г. к христианам всего мира с призывом «стать броней против всяких покушений и действий, направленных к нарушению мира». И она же, в лице своего представителя митрополита Николая, начиная с 1949 г. принимала активное участие во всех национальных и всемирных конгрессах сторонников мира».

После этих слов Патриарха вместо полагающихся аплодисментов раздались злобные выкрики с мест: «Вы хотите уверить нас, что вся русская культура была создана Церковью… Это неправда!» Речь первосвятителя не оградила Церковь от нападок, но, опубликованная в «Журнале Московской Патриархии», она получила широкое распространение в церковном народе и укрепляла дух служителей алтаря Господня и верных чад Церкви. (Прот. В. Цыпин…). Выступление Патриарха сыграло роковую роль в судьбе Карпова. В феврале того же года он был освобожден от должности председателя Совета по делам Русской православной церкви и отправлен на пенсию. В том же году Н. Хрущев пообещал всему миру показать последнего попа по телевизору.

1960: В марте Совет по делам Православной Церкви представил Св. Синоду проект церковноприходской реформы. Речь шла о коренной ломке всего приходского уклада. Отныне священник переставал быть главой прихода. Храм, его имущество и все права передавались в ведение так называемой «двадцатке» — двадцати человекам, назначаемым районными или городскими властями. Двадцатка нанимает священника для службы в храме и при желании увольняет его. Сам же пастырь не может быть членом двадцатки и не имеет никакого отношения к управлению храмом. Не привлекаются к управлению приходом и остальные прихожане. Назначая в состав двадцатки своих людей, власти становятся полными хозяевами храма, им ничего не стоит решением все той же двадцатки членов-учредителей закрыть его в любое удобное для них время. Ермоген (Голубев), архиеп. Калужский, один из наиболее образованных в юридических и канонических вопросах архиепископов, дал реформе такую оценку: «Эта реформа… не имеет ничего общего с православным понятием о приходе. Находится она в полном противоречии и с гражданским законодательством о культах. По церковному понятию приход образуют верующие миряне-прихожане и священник. Все взрослые прихожане и священник являются полноправными членами приходской общины. Каноническое право говорит, что церковный приход никогда не возникал и не получал канонического оформления без священника, и священник всегда был полноправным членом приходской общины. История Церкви знает о существовании приходов, которые по условиям времени, например, в эпоху гонений, не имели храма, но она не знает ни одного случая, чтобы во главе прихода стоял не священник. Не имущество церковное и даже не молитвенное здание дает жизнь приходу, а верующие — прихожане и священник. Только в их союзе и взаимодействии возможно существование христианской общины, а разрыв этой связи уничтожает понятие прихода. Согласно гражданскому законодательству не двадцать человек, подписавших договор на пользование храмом, а все местные жители православного вероисповедания являются полноправными членами приходского собрания (Постановление от 8 апреля 1929 года). Поскольку принятие советским гражданином священного сана не лишает его политических и гражданских прав и не ограничивает его правоспособности и дееспособности, то лишение его права состоять членом религиозной организации, само существование которой без него теряет всякий практический смысл, не может быть рассматриваемо иначе, как акт, противоречащий действующему законодательству» (Марк Поповский. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга).

1960: 15 марта на 84 году жизни скончался митрополит Варшавский Дионисий (Валедин).

1960: 14 мая в Нью Йорке, в греческой благочестивой семье Антонии Кулис, начала плакать икона Божией Матери Страстная. Греки сочли себя недостойными чуда и отнесли иконку в церковь, купив себе другую, такую же. Через неделю образок в церкви перестал плакать, а у них повторилось то же. Они расстались и с этой иконой, подарив ее архимандриту со Святой Земли, но слезы на ней опять иссякли, а в их квартире начала плакать уже третья бумажная репродукция. Тогда они поняли, что Божия Матерь благоволит являть это знамение именно у них. Теперь перед дивной иконой всегда горят свечи; любой может прийти сюда и помолиться перед образом.

1960: 12 июня состоялось чрезвычайное Епархиальное собрание Русского Экзархата Конст-го патриархата на котором на пост Экзарха вместо усопшего митр. Владимира был выбран епископ Георгий. Патриарх Афинагор утвердил этот выбор 12 окт.

1960: 15 июня на встрече с патриархом новый председатель Совета по делам РПЦ В. А. Куроедов подверг резкой критике внешнюю деятельность Церкви: «Патриархия за последние годы не провела ни одного крупного мероприятия по объединению Православных церквей вокруг Русской православной церкви, возглавляемой Московской патриархией, мероприятий, связанных с разоблачением реакционных действий папы Римского и усилением борьбы за мир….Вам известны факты об активных наступательных действиях папы, его новой тактике и приемах антинародной борьбы» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 284. Л. 21). Активизация, по мнению нового Председателя Совета, должна была проявиться, прежде всего, в противостоянии Ватикану. Виновником неиспользованных возможностей внешней церковной деятельности В. Куроедов назвал митрополита Николая, сказав при этом, что тот еще и распространяет «слухи» об изменении отношения государства к Церкви, которую «якобы» ждет физическое уничтожение.

1960: 21 июня митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), второй человек после патриарха Алексия и его общепризнанный преемник, был уволен от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений и на его место назначен молодой архимандрит Никодим (Ротов), буд. митрополит Ленинградский. 10 июля, архим. Никодим был хиротонисан во епископа Подольского, викарного Московской епархии. Архиеп. Василий (Кривошеин) в своих воспоминаниях так охарактеризовал эту отставку: «В Париже в нашем Экзархате, отставка митрополита Николая вызвала большую тревогу, и хотя смысл и обстоятельства её были не вполне ясны, чувствовалось, что наступает какая — то беда для Церкви. И это ощущение оказалось верным! Начиналось хрущёвское гонение, оно началось на полгода ранее, но мы в Париже тогда этого не знали. Увольнение митрополита Николая было только его ярким проявлением».

1960: В июле 1960 г. приехавшему в Москву епископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию (Кривошеину) митр. Крутицкий Николай (Ярошевич) заявил о своем увольнении по причине противостояния новому безбожному курсу власти. Владыка Николай просил епископа Брюссельского донести до сведения людей, живущих в мире, о начале новых гонений на Церковь в СССР. С такой же просьбой в августе 1960 г. он обратился к Председателю Христианских мирных конференций чешскому профессору-богослову И. Громадке и главе Американского Экзархата митрополиту Борису (Ольга Васильева. Ватикан и СССР. Тайная дипломатия).

1960: 5 августа почил о Господе современный палестинский подвижник преп. Иоанн Румын (род. в 1913 г. в Румынии). С 1936 г. подвизался в Святой Земле, сначала 10 лет в монастыре преп. Саввы Освященного, затем отшельником в пустыне. Во время Второй мировой войны он вместе с другими палестинскими румынами был заключен англичанами в концлагерь, где пробыл 9 месяцев. С 1947 г. по 1953 г. настоятельствовал в румынском монастыре св. Иоанна Предтечи, затем снова ушел в пустыню, в которой до самой кончины прожил 7 лет в пещере. В келью к себе он не пускал никого, кроме своего послушника, монаха Иоанникия, который подвизался в соседней пещере. Ученик поднимался к нему по лестнице, сплетенной из веревок. Потом о. Иоанн убирал ее, отрезая к себе путь другим пришельцам. Он очень страдал от арабов, которые по дикости часто бросали в пещеру камни, стараясь выгнать подвижника. Преп. Иоанн был в духовной дружбе с другим подвижником того времени русским игуменом Игнатием Хевронским (РПЦЗ), кот. нередко навещал о. Иоанна в его уединении. Извещенный заранее о приближающейся кончине, преп. Иоанн причастился Святых Таин и прилег на свое ложе. Через час, подняв руку, благословил крестообразно четыре части света, говоря: «Мир всем!» На рассвете следующего дня душа его отошла ко Господу. Через 20 лет были обретены его нетленные, благоухающие мощи. Св. Синод Румынской Православной Церкви, принимая во внимание все собранные о новом подвижнике свидетельства, на своем заседании 20 июня 1992 г. постановил причислить Иоанна Нового к лику святых и считать днем его памяти 5 августа, день, когда отошел он ко Господу.

1960: 16 августа по Цюрихско-Лондонскому соглашению Кипр был провозглашен независимой и суверенной республикой. Архиеп. Макариос вступил в свои обязанности президента республики.

1960: В конце августа председатель Совета по делам РПЦ В. Куроедов поставил перед патриархом вопрос об устранении митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) от управления Московской епархией. Патриарх предложил митрополиту Ленинградскую кафедру, тот ответил резким отказом. 9 сентября митр. Николай послал письмо Н. Хрущеву. Ответа не последовало…Патриарх Алексий, пытаясь остановить углубляющийся конфликт, решил предоставить владыке Николаю полугодовой отпуск, но власть через В. Куроедова потребовала его немедленной отставки. 19 сентября 1960 г. Св. Синод принял решение освободить митр. Николая от занимаемой кафедры с увольнением на покой.

1960: 15 сентября по требованию В. Куроедова от управления Ташкентской и Среднеазиатской епархией был устранен архиепископ Ермоген (Голубев), который мужественно защищал Церковь, препятствуя закрытию приходов в своей епархии. За один год, с января 1960 по январь 1961 в стране было закрыто 1392 храма. С целью запугать архиеерев, которые боролись с наступлением на Церковь, был арестован и осужден на три года архиепископ Казанский Иов. Он ездил по городам и селам и призывал паству твердо стоять за храмы и не допускать упразднения приходских общин. Архиепископу Иову было предъявлено обвинение в сокрытии доходов и неуплате налогов.

1960: В декабре кандидат в архиереи ИПЦ Греции «флорентийский» архимандрит Акакий (Папас) предпринимает путешествие в Нью-Йорк, снова хлопочет о хиротонии перед Синодом РПЦЗ, и снова получает отказ, но 22 декабря архиепископ Серафим Чикагский и епископ Феофил (Ионеску) Детройтский (архиерей новостильных румынских приходов РПЦЗ) вопреки воли своего первоиерарха и Синода рукоположили архимандрита Акакия в Детройте во епископа. Архиепископу Серафиму за это сделали выговор, а другим архиереям Синод предписал впредь так не поступать. До 1969 г. РПЦЗ этой хиротонии не признавала. Архиеп. Серафим в 1972 г. в письме греч. старостильному архиеп. Авксентию так описывал эту хиротонию: «Что касается нашего участия, я объяснил тогдашнему кандидату, архимандриту Акакию, что из-за запрещения хиротонии со стороны нашего Синода, будет участвовать епископ Феофил чтобы был и другой рукополагающий епископ. Я объяснил всем заинтересованным, что епископ Феофил следует новому календарю, хотя в его юрисдикции находятся несколько общин следующих старому календарю. Детройтский Соборный храм служит по новому календарю. Я не скрыл этого факта от епископа Акакия. Он ответил, что существует срочная необходимость в епископе в Греции и что ему надо вернуться в Грецию епископом. Таким образом, если бы согласился епископ Феофил на хиротонию, он [Акакий] пренебрёг бы тем фактом, что он служит по новому календарю» (О. Амфилохий Тамбурас «Узнайте истину», Афины 1984). Епископ Феофил впоследствии отрицал свое участие в этой хиротонии, так в письме митрополиту Филарету в 1970 г. он писал: «Ваше Блаженство, текст греческого журнала «Экклисиастикос агон» («Церковная борьба») (ном. 51, окт. 1970), между прочим, содержит некоторые неточности. Меня обвиняют, что я принял участие в хиротонии епископа, старостильника, по имени Акакий Папас. Это обычная ложь. Не только я не участвовал с русским епископом чикагским в этой хиротонии, но только сегодня меня уведомили о том.

Утверждение, что приписываемое мне деяние «соблазнило много душ в Греции», обязует меня быть ясным, недвусмысленным и категорическим во своем епископском утверждении, что мне хиротония в епископа Акакия Папаса совершенно неизвестна и чужда, и что, следовательно, не имеет отношения ко мне никакая причина соблазнов для греческих православных христиан». Архиеп. Серафим в ответ на это писал архиеп. Авксентию: «Если епископ Феофил теперь отрицает участие в хиротонии, то он сам несет ответственность. Я не могу ставить его подпись на хиротонитирион. Епископ Акакий принял хиротонию, хорошо зная, что епископ Феофил не имел намерение подписать какое-либо удостоверение. Поэтому ответственность за нынешнее смущение лежит на покойном епископе Акакии и иже с ним.

Теперь, письменным отречением епископа Феофила, что он не участвовал в хиротонии, случай усложняется и создается канонический вопрос в отношении хиротонии. Я действительно сожалею из-за этого, но кто мог предвидеть или предположить нынешнее развитие сего случая?… Теперь я понимаю почему ваш Епископ Хризостом (Флоринский. м. В.) упокоился, не оставив после себя преемника. Исход событий указывает, что он досконально знал лиц и обстоятельства, и поэтому не желал быть ответственным за нынешнее печальное положение. Я совершил ошибку, рукоположив во епископа пресвитера Акакия Старшего, поскольку не знал хорошо ни лиц, ни истинное положение дел в греческой Церкви… Пишу вам так открыто, потому что я более всех ответствен за вашу линию хиротоний и, следовательно, советую вам не только как брат, но и как отец. Радуюсь, хотя прошло много лет и старость преклонная, что ещё нахожусь в жизни и что могу это вам написать.» (Ibid)

1960: В ноябре-декабре, во время поездки патриарха Алексия по Ближнему Востоку произошла его встреча со Вселенским патриархом Афинагором в Истамбуле. В беседе патриархи затрагивали и вопросы, связанные с подготовкой II Ватиканского собора. После их встречи на пресс-конференции председатель ОВЦС епископ Никодим (Ротов) сказал журналистам: «Русская Церковь не имеет никакого намерения участвовать в Соборе, т.к. не может быть осуществлен союз между православием и католицизмом, если Ватикан не откажется сначала от некоторых принципов, таких, как, например, непогрешимость папы; и, если не примет догматических реформ, осуществленных в Православной Церкви». (АВП. Ф. 194. Оп. 5. Пор. 27. Пап. 158. Л. 2). Стамбульская встреча патриархов определила и сроки созыва Всеправославного совещания на Родосе, которое должно было показать миру единство Православия накануне Ватиканского собора. Во время этой поездки патриарх Алексей также встретился с патриархами Александрийским Христофором, Антиохийским Феодосием VI, Иерусалимским Венедиктом и архиеп. Афинским Феоклитом.

1960: Часть православных румын вместе со священниками — около 40 приходов США и Канады, отделившихся в 1951 г. от Церкви Америки Румынского Патриархата, присоединились к Русской Православной Церкви в Северной Америке (Американская Митрополия или АПЦ). Последняя выделила присоединившиеся приходы в автономную епархию под названием «Румынская православная епископия Америки», а затем присвоила ее епископу титул «Детройтский и Мичиганский». В епархии действуют следующие организации: Американская румынская православная молодежь, Ассоциация румынских православных женщин и Православное братство. Издается журнал «Solia» (Румынские новости). В Канаде насчитывается 13 храмов, 10 священнослужителей, 8000 паствы (К. Е. Скурат…).

Интернет-журнал «Русская неделя»-god


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru