Русская линия
Русская неделяАрхимандрит Зосима (Горшунов)14.06.2007 

Объяснение Божественной литургии

Божественная Литургия — это самое основное Таинство Православной Церкви. Литургию по-гречески ещё называют Евхаристией — благодарением, ибо, участвуя в этом Таинстве, христиане приносят благодарение Богу за прожитую жизнь, за все радости и скорби.

Перед Литургией чтец читает третий и шестой часы, во время которых священник в алтаре совершает Проскомидию — приготовление честных даров к Таинству. Во время Проскомидии из просфор вынимаются частицы с поминанием записок прихожан храма с именами о здравии живых и упокоении усопших.

Литургия начинается возгласом священника, прославляющего Святую Троицу: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…». Диакон возглашает мирную ектению, призывая всех христиан в мире с Богом и ближними совершать молитву.

Хор поет три антифона: «Благослови душе моя Господа…», «Хвали душе моя Господа…», «Во Царствии Твоем, помяни нас Господи…». Первый антифон (102 псалом) призывает верующих к внутреннему сердечному прославлению Бога, по слову святого апостола Павла, заповедовавшего христианам сердцем веровать в правду, а устами исповедовать Бога во спасение. Во 2-ом антифоне христиане призываются исповедовать Бога не только устами, но и всей своей жизнью. Во время пения третьего антифона — Заповедей блаженств, совершается малый вход с Евангелием, который символизирует выход Христа Спасителя на проповедь.

Свещеносец со свечой, идя перед диаконом, знаменует свет Новозаветной благодати. Евангелие, которое несет диакон, означает Христа Спасителя, священник являет образ святых апостолов. В царских вратах диакон делает Евангелием знак креста и входит в алтарь. Этим символизируется, что через крестные страдания Спасителя всем верующим открывается вход в Царствие Небесное. Далее поются тропари праздника и Трисвятое, во время которого священник в алтаре становится на горнем месте, лицом к народу. Это означает спасение Христом Спасителем всего рода человеческого и восшествие Его в Царствие Небесное к Богу Отцу.

Чтение книги Апостол символизирует проповедь святых апостолов. Чтение Евангелия — проповедь Самого Христа. В некоторых храмах после чтения Евангелия священник произносит проповедь, разъясняя прочитанное.

После Евангелия (проповеди) произносится сугубая ектения о здравии и спасении всех верующих, а также ектения об оглашенных — готовящихся к святому Крещению. Во время пения Херувимской песни совершается Великий вход со святыми Дарами, что обозначает шествие Господа на крестные страдания. В это время народ про себя читает 50 псалом. Свещеносец, идущий перед святыми Дарами, знаменует огонь молитвы. Святые Дары знаменуют Господа, несущего Свой Крест на Голгофу. Согласно Евангельскому повествованию, в это время солнце покрылось тьмою, земля потряслась, открылись гробы, сила бесовская низвергнута в ад. В этот трепетный момент христиане в храме стоят прямо, не преклоняя колен и не делая земных поклонов, но только прося у Господа, подобно благоразумному разбойнику: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Святые Дары священник ставит на престол, что означает положение Господа во гроб. Закрытие Царских врат — знак того, что душа Спасителя после Его распятия на кресте сошла во ад, чтобы вывести оттуда всех ветхозаветных праведников. Закрытие завесы — образ камня приваленного иудеями ко гробу.

Во время просительной ектении мы испрашиваем у Господа земные и небесные милости. Ектения — это своего рода перерыв между следующими друг за другом частями Божественной Литургии.

За ектенией открывается завеса Царских врат, что означает воскресение Христа Спасителя. Народ поет Символ веры, в котором исповедует веру во Святую Троицу, Бога Отца, создавшего весь мир, Бога Сына, ставшего человеком и совершившего подвиг спасения падшего мира, Бога Духа Святаго, освящающего и животворящего все творение. Также исповедуется вера во единую святую соборную Церковь Православную, единое крещение, второе славное пришествие Христово, всеобщее воскресение мертвых и вечную жизнь.

После пения Символа веры, начинается благодарственный евхаристический канон — это самая важная часть Литургии, когда хлеб и вино, приготовленные на Проскомидии, воспринимаются в личность Бога Слова и становятся истинным Телом и истинною Кровью Христовою. В это время все христиане становятся участниками Тайной вечери Христовой. Хор медленно, спокойно и тихо поет «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим и молимся Тебе Боже наш…» Священник с воздетыми руками молится о ниспослании Святого Духа: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый, Того Благий не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся». В этот самый важный момент Богослужения все стоящие в храме делают земной поклон, ибо на престоле таинственно присутствует Сам Господь. Во время пения молитвы «Достойно есть», прославляющего Божию Матерь, поминаются имена всех живых и усопших близких и родственников. После просительной ектении всенародно поется молитва «Отче наш». Священник в алтаре, вознося Святой Агнец, возглашает «Святая святым», а все стоящие в храме делают земной поклон Господу Иисусу Христу, Сущему во Святых Дарах. Хор поет запричастный стих. Чтец читает молитвы ко святому причащению. К Причастию подходят только те христиане, которые накануне говели, исповедовались в своих грехах и получили благословение священника.

После причащения, вынимавшиеся из просфор на Проскомидии частицы погружаются в святую Чашу со словами: «Омый, Господи, грехи всех здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами Святых Твоих». По слову святителя Василия Великого, тем душам, которые поминаются во время Божественной Литургии, бывает от этого великая польза.

Священник, держа в руках святые Дары, возглашает в Царских вратах «Всегда, ныне и присно и во веки веков» и относит Дары на жертвенник. Это означает вознесение Господа Иисуса Христа в Небесное Царство, Его всегдашнее пребывание с верующими на земле в Таинствах Церкви и Его второе славное пришествие, по обетованию: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на Небо, таким же образом придет, каким вы видели Его возносящимся на Небо».

В конце Литургии диакон возглашает благодарственную ектению. Чтение священником молитвы за амвоном храма означает смирение перед Богом, неспособность человека, носящего плоть, увидеть полноту Божественной славы.

После отпуста Литургии, хор поет многолетие, священник произносит проповедь. Затем все верующие прикладываются к кресту, причастники слушают благодарственные молитвы по святом Причащении и расходятся по своим домам, стараясь не растерять полученную благодать Божию в суетных делах, употребляя оставшиеся время дня на творение добрых дел.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика