Русская неделя | Священник Анатолий Ложкин | 26.01.2007 |
— Батюшка родимый, матушка родимая! Благословите вести жениха со невестушкой к венцу!
Сваха невесты расстилает на полу рушник, на который жених и невеста становятся на колени. Отец трижды благословляет их иконой невесты, потом мать благословляет хлебом-солью, затем благословляют крестные. Надо сказать, что в практике свадьбы в молодежных северных городах крестные присутствуют нечасто. После этого сваха невесты кладет икону и хлеб в приданое невесты, Здесь дружка вновь вступает в свои права.
Дружка:
— Стары старички, медные колпачки,
Гладкие головы, широкие бороды,
Усы приглажены? водку пить приважены;
Повольте, благословите нашего князя молодого, со всем княжим, поездом со мною, дружкой, с малым, поддружъем под злат венец встать и закон Божий принять. Старички, старушки:
— Бог благословит! (Целуют жениха)
Дружка: — Девицы певицы, пирожны мастерицы,
Горшечны пагубнщы, матерям досадницы.
Горшки ломаете, отцу-матери досаждаете.
Повольте, благословите нашего князя молодого, со всем княжим поездом со мною, дружкой, с малым поддружьем под злат венец встать и закон Божий принять.
Девицы:
— Бог благословит (прощаясь, целуют жениха).
Дружка:
— Маменьки, ребятки, косеньки заплатки,
Кривеньки носочки, синеньки пупочки,
По подлавочью валялись, портянкой вытирались,
Повольте, благословите нашего князя молодого, со всем княжим поездом со мною, дружкой, с малым поддружьем под злат венец встать и закон Божий принять.
Дети, хором:
— Бог благословит (целуют жениха).
Когда все попрощаются с женихом и невестой, дружка берет у свитских икону жениха и первый выходит из дома. За ним следуют, взявшись за руки, крестный с женихом, крестная с невестой и далее родственники по старшинству. На улице дружка вновь ставит поезжан сзади свадебного поезда, сам становится впереди и трижды, по солнцу, обходит кругами поезд с иконою в руках, читая псалом 90-й «Живый в помощи Вышняго»:
Свадебный поезд выстраивается так: впереди всех дружка с иконою, за ним жених с крестным и свидетелем, потом невеста с крестной и свидетельницей и далее — по степени родства. В нашей практике свадьбы молодые сначала расписываются в ЗАГСе, а потом венчаются. К церкви или ЗАГСу, таким образом, жених и невеста всегда прибывают в разных экипажах. Перед отправлением указывается место в колонне каждому водителю; это место ни под каким предлогом не меняется. Делаем мы это из соображений не только этикета, но и безопасности. Часто молодые неопытные водители устраивают на шоссе гонку, пытаясь занять лидирующее в колонне место, либо помешать этому: часто эти гонки приводят к аварии.
У церкви или ЗАГСа жених поджидает невесту.
В церковь жених, как глава семьи, входит первым. Невеста следует за ним по левую, от него, руку.
В ЗАГСе все происходит наоборот.
Описывать таинство венчания мы не видим необходимости. Хотелось бы остановиться на некоторых народных «приметах».
Часто можно слышать, что родители молодых на венчании присутствовать не могут в связи с запретом Церкви. Скорее всего, это широко распространенное суеверие, потому что подобного запрета не существует. Вот еще «приметы»: «если невеста при входе в церковь наступит жениху на пятки, то он будет верен ей в супружестве»; «кто первый ступит ногой на рушник во время венчания, тот и будет хозяином в доме»; «если священник уронит венчальное кольцо, то это к худу»; «у кого венчальная свеча сгорит больше, тот первый умрет». Все эти венчальные приметы относятся к суевериям и исполняются зачастую с точностью «до наоборот».
После венца жених и невеста именуются уже «молодыми» и возвращаются домой в одном экипаже. Едут они позади свадебного поезда. Дружка стремится вперед и извещает родителей молодых о прибытии новобрачных:
— Наш княжий поезд в пути, в дороге, в добром здравии, велели вам кланяться.
Согласно заведенному у нас порядку, после бракосочетания молодые всегда навещают родителей новобрачного даже, если гуляние состоится в другом месте.
На лестнице их «шибают» хмелем и ячменем, а у входа в дом встречают свекор со свекровью, с иконою и хлебом-солью.
Отец:
— Сын наш! Божиим повелением и благословением нашим дано тебе сочетаться и понять Анну Сергеевну. Пришли молодую жену свою и дерзки, как повелел Бог и как Он, чадолюбивый, устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы, и отцы предаша.
С этими словами отец благословляет молодых иконой, а мать — хлебом. Молодые по очереди откусывают от каравая, давая этим обильную пищу всевозможным пересудам.
Дружка:
— Отцы родные, матери родные. Приступитеся поближе да поклонитеся пониже. Будьте вы не крикливы, будьте вы не ломливы, а будьте жалостливы да будьте милостивы.
Где одна сторона ломихом — там пусть другая будет склонихом.
Иван. Федорович, наш сокол младой,
По чистому полю летал, добычу себе искал,
И поймал себе малую синочку-ласточку
Ударилась та ласточка о землю и преобратилась
Княгиней молодой, свет Анной Сергеевной
Ударился млад ясен сокол оземь и преобратился
В князя молодого, сеет Ивана Федоровича.
Князь младой с княгиней младою
По чистому полю не гуляли, добычу себе не искали,
А что приготовили — то и вам подарили.
Не осудите за скромные подарочки…
Здесь молодая впервые, на законном основании, называет свекровь мамою (разумеется, если есть на это ее согласие, потому что многие свекрови предпочитают оставаться для сына матерью, а для невестки «тетей Раисой Максимовной»). Она протягивает свекрови шаль со словами:
— Возьми, мама, подарок. Шаль-то моя, а я — дочка твоя.
Свекровь отвечает:
— Моя, моя доченька, и целует сноху.
Свекор берет шаль (платок) за один конец, другой дает в правую руку молодому и трижды совершает с новобрачными круги «по солнцу» Затем свекор сворачивает шаль и укладывает ее в меховую мужскую шапку. Смотря по настроению гостей, отец может дать сыну в этой связи довольно двусмысленный совет «искать семейное счастье в шерсти». Эту же шапку иногда укладывают под изголовье брачного ложа «для успешного продолжения рода», что также является суеверным обычаем.