Православие и Мир | Священник Сергий Николаев | 07.07.2006 |
— «Вот хоть и моя жизнь, что за жизнь? Так как-то себе… Вы посудите… пятый десяток живу, ни разу не был болен; хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил… Нет, не к добру!».
Хотя думать, конечно, надо. Расскажу случай. Женщина долго желала иметь ребенка. И вот, наконец, она, — в состоянии ожидания. Но работает она в школе. И в этой школе краснуха. Для тех, кто не знает, скажу, что во время беременности контакт с больными краснухой приводит к тяжелым последствиям для плода. Ребенок обычно рождается тяжелым инвалидом. Это и слепота, и глухота, и многое другое. Обычная и единственная практика в таком случае — прерывание беременности.
Однако православную женщину это решение не устраивает. Она долго думает: как ей быть? Молит Господа о вразумлении. Близкие советуют ей принять рекомендацию врачей. К тому же, муж у нее вовсе не церковный человек и ему совсем непонятно ее колебание. И все же она не может согласиться на убийство, хотя понимает, что, оставив дитя, может лишиться мужа, добрых отношений с родителями, обрекает себя на трудное, очень трудное материнство.
Тем не менее, будущая мама решает положиться на волю Божию и оставить ребенка. Врачи и домашние — в панике. На всякий случай ей делают последний анализ крови на предмет краснухи… И выясняется, что когда-то ранее, незаметно для себя, она перенесла это легкое, вообще-то, заболевание, у нее есть на него иммунитет, и выходит, что сейчас она заболеть краснухой не может. А не прояви она твердости перед этим искушением, все пошло бы по накатанной давно дорожке и мальчишечки у нее бы не было.
Знаю еще случай, когда у беременной четвертым ребенком мамы заболели краснухой ее собственные дети. Несмотря на настойчивость врачей, она также не захотела сделать аборт. Нарочно ездила в Троице-Сергиеву лавру, молилась у Преподобного, просила молиться о себе знакомых, и… Родилась здоровая девочка. Самая замечательная из всех четверых.
Есть и еще вид лекарей, с которыми нужно держать ухо востро. Это всевозможные служители парамедицины. Они не обязательно заявляют о себе как колдуны или маги, последователи древних культов, они даже могут сами заблуждаться по поводу природы своих действий. Их сейчас немало — полумедиков-полумистиков, предлагающих исцеление через какие-то пирамидки, через погружение в чье-то сознание и пр. Причем такая синтетическая врачебно-духовная медицина может предлагаться даже на базе районной поликлиники. Но это враждебная медицина. Ее-то и следует избегать. Несмотря, порой, на прекрасные отзывы и результаты. «Когда ты подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя облегчить страдание: одни — заклинаниями, другие амулетами, третьи — какими-либо другими чародейными средствами… а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяжесть болезни и предпочтешь лучше все потерять, нежели сделать что — нибудь подобное, это доставит тебе венец мученичества» (свят. Иоанн Златоуст).
У апостола Павла сказано, что сатана, порой, может принимать вид Ангела света. Точно так же современные чародеи и чародейки могут усвоить себе христианскую терминологию и атрибутику. В кабинетах их можно увидеть иконы, свечи, Библию. Они говорят о воле Божией, о благословении. Одна моя знакомая ведь… Не знаю уж, как и назвать ее! Словом, «потомственная целительница», нередко заходит в церковь и своим посетителям говорит, что на «целительную» деятельность ее благословили батюшки. Хотя ни один священник ее на эту деятельность, понятно, не благословлял.
Но именно то, что она бывает в церкви, многих вводит в заблуждение относительно ее занятий. Впрочем, это обычное дело. Можно вспомнить знаменитую Солоху из повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Ночью она летает на метле, а в праздники стоит впереди всех в церкви.
Если мы, как говорит святитель, ради страха Божия, откажемся от общения с такими людьми, то сбережем не только душу, но и здоровье. Не помню случая, когда обращение к чародеям, экстрасенсам или бабкам не повлекло бы за собой еще большего несчастья, чем-то, от которого они избавили. Пусть даже не сразу, а впоследствии, но некая порча жизни проявлялась.
И не помню также, чтобы мужественный отказ от их «помощи» привел бы к трагедии. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Впрочем, последствием твоего доброго дела (отказа от участия в лечении волшебников) будут не одни только похвалы, но и самое скорое прекращение болезни, потому что и самая доблестная решимость подвигнет Бога к большему благоволению, и все святые будут сорадоваться твоему усердию и из глубины сердца молиться о тебе». Приведу печальную историю. В одной семье тяжело болела мать. Это было время, когда многие увлекались экстрасенсами. Про них только-только стали печатать в прессе. Они только что появились на телевидении. Они были в моде.
Отец семейства вышел через кого-то на известного в своих кругах и дорогого экстрасенса и обратился к нему с просьбой помочь больной жене. Прошло немного времени, и чародей уже «лечил» всю семью. У каждого он определил какие-то изъяны в биополе и пристроился их «исправлять».
Мать, через некий срок, умирает в больнице, а далее, за ней — отец и сын. Но если женщина умерла от своего основного заболевания, которым страдала много лет, то муж ее, совершенно здоровый человек, будучи постоянно «на контроле» у экстрасенса, кончает жизнь самоубийством. Причем перед этим его сознание входит в контакт с другими мирами, с вселенским разумом и т. п.
Через год у сына начинаются похожие «контакты». И опять самоубийство. В короткий срок из всей семьи в живых осталась одна дочь. Она единственная, кто почти разу отказался от «лечения» у чародея и от всякого общения с ним. А чародей звонил, он предлагал свою «помощь», предлагал «бескорыстно», предлагал сеансы по телефону. Но девушка прервала знакомство. Она единственная была церковным человеком в этой семье. Другая история. В семье, кстати, в церковной семье заболел мальчик. Несколько раз ущемлялась паховая грыжа. Врачи предложили операцию. Тогда у нас еще ~ была бесплатная и приличная медицина, но родители ребенка на операцию не решились. Страшно было отдавать малыша в больницу на три дн
я одного. А вот к бабке обратиться у них хватило духа. Хотя к ней тоже идти было страшновато, и поэтому они решили взять благословение на свой поход. Вопрос благословения стоял не совсем обычно: «Если благословят, то пойдем к бабке, а если не благословят, то тоже пойдем к бабке».
Словом, к бабке они сходили. И первый год никаких рецидивов с грыжей у ребенка не было. Но через год, когда про болезнь уже стали забывать, произошло ущемление, да еще так неудобно, некстати, что мальчик чуть не погиб. И операцию делать все же пришлось. Но уже не спокойную плановую операцию, а более сложную.
История на этом не закончилась. Через несколько лет отец мальчика поднял что-то очень тяжелое и, как говорят, надорвался. У него тоже ущемилась грыжа. Это было внутреннее ущемление, и он не знал, отчего у него несколько дней болит живот. Начался перитонит, и операция была очень непростой. Последствия ее он переживает до сих пор.
Быть может, эти два ущемления и две хирургические операции не имеют между собой ничего общего, а может, и есть нечто, что связывает их.
Говорят, что многие так называемые «бабки» на своих сеансах или приемах читают молитвы. Но если повнимательнее вслушаться в слова этих «молитв» или заклинаний, то станет ясно: хотя и употребляются там имена Иисуса Христа, Богородицы и некоторых святых, но не к ним обращена просьба о помощи, а к их преследователям. Чтобы не вводить в соблазн читателя, я не стану приводить здесь тексты таких заговоров, но поверьте, не к Сыну Божию и не к Богородице адресованы они.
Правда, отвергая услуги таких «целителей» как экстрасенсы, маги всяких белых и черных магий, колдуны и последователи древних или современных культов, излишне принципиальные христиане порой могут найти «духовную заразу» и там, где ее нет.
Например, кое-кто, узнав, что основоположником гомеопатии был мистик, мягко говоря, не православных взглядов, даже слышать не хочет об этом направлении медицины. Мне кажется, что это неверно. Гомеопатические средства не содержат в себе ничего мистического, колдовского. Это микродозы различных веществ, про которые известно, что они оказывают то или иное действие на те или иные органы или ткани. Действие это установлено опытным путем, а дозировка вещества настолько ничтожна, что иногда в той горошине, что предлагает вам врач, находится всего лишь считанные молекулы препарата. Навредить гомеопатическими лекарствами почти невозможно, разве что в тех случаях, когда вы неверно определили, что у вас за болезнь. Или когда требуется более радикальное лечение, например — операция.
Отвергать гомеопатию, ссылаясь на дурную репутацию ее основателя, так же неразумно, как отказываться от риса, выращенного в мусульманских странах или не пользоваться компасом, изобретенным язычниками Китая.
В письмах Оптинского старца преп. Анатолия Зерцалова есть строки, где он сообщает, что во время эпидемии инфлюэнцы (гриппа) лечился гомеопатическим аконитом, и очень удачно. «Какова гомеопатия! — писал свят. Феофан Затворник. — Где аллопатия в продолжение пяти недель не имела успеха, она ощутительное действие оказала в полдня. Памятник ей надо воздвигнуть!»
Он же указывает и на удобство лечения гомеопатией. «Гомеопатия может помогать во всяких болезнях, но надо угадать подходящее лекарство. Угадать можно по симптомам или по тому, чем проявляется болезнь. Гомеопатиею можно лечиться, не видя доктора, — при посредстве переписки». А в наше время и при посредстве телефона.
До революции в Санкт-Петербурге было очень сильное общество гомеопатов. Они выпускали справочники, удобные для домашнего лечения. Этими справочниками мог пользоваться любой человек. Святой праведный Иоанн Кронштадтский рекомендовал гомеопатию как доступное по своей дешевизне лечение для бедных людей.
Сейчас разрабатывается и предлагается множество новых методик для лечения болезней. Методик удобных именно для самостоятельного домашнего пользования. Кто-то занимается очищением организма, кто-то лечится монодиетой, кто-то пьет настойку сабельника, кто-то делает дыхательную гимнастику, кто-то в восторге от ароматерапии. И отлично! Если вам помогает сабельник, пейте сабельник, если хорошо от гимнастики — делайте гимнастику. И если вам становится лучше, не забывайте благодарить Бога.
Когда-то практическая составляющая медицины была ничтожна. Было мало лекарств, методик лечения, инструментов для обследования. Врач лечил, в основном, словом. Кстати, само слово «врач» происходит от «врать», то есть рассказывать, говорить. В древнем мире лечили жрецы, используя различные заклинания. Тогда христианину обратиться к врачу язычнику или иудею было невозможно. Это было обращение за помощью к чуждой христианству мистике. Но сегодня мы пользуемся практической медициной, лекарствами и методами лечения, разработанными для каждого человека, независимо от его мировоззрения. Мистическую, то есть таинственную, духовную составляющую мы можем добавить к лечению сами с помощью Церкви.
Наше православие не должно быть препятствием ни к общению, ни к сотрудничеству с врачом. И откуда знать, может быть, приняв помощь и доверившись доктору, который не без воли Божией оказался рядом с нами в тяжелое для нас время, мы сами как-то повлияем на его судьбу, приведем его к вере. И такие случаи были. Мне знакомы верующие врачи, на церковность которых оказали влияние именно их пациенты.
Духовная составляющая
«Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду» (свят. Василий Великий).
Верующему человеку есть что добавить к искусству врача. Мы уже говорили о исповеди и причастии во время болезни. О молитве. Но есть и еще духовные средства.
Это, конечно, святая вода. Крещенская утром натощак и вода с молебна, который могут заказать ваши родственники. Например, с молебна великомученику и целителю Пантелеймону. Или врачам-бессребреникам Косьме и Дамиану. Воду с молебна в болезни можно пить и днем, и после еды. Некоторые употребляют воду, взятую на святых источниках. И она, если ее пить с благоговением, тоже приносит пользу.
Не забудьте про просфору. А есть и еще святыня, которую хранят православные нарочно на случай болезни, — артос. Кусочек благословленного хлеба, который раздают после Пасхи, в субботу Светлой Седмицы, в церкви. Крупицы артоса с богоявленской или крещенской водой потребляют, как и просфору — натощак. Употребляют в болезни и святое масло. Это масло освящается у святых икон или у мощей. Есть немало случаев, когда больные получали исцеление, помазываясь таким маслом. Его можно также принимать и внутрь. У одного молодого человека была болезнь щитовидной железы. Духовник дал ему святое масло, привезенное из Иерусалима. Больной ежедневно помазывал себе крестообразно горло с молитвами «Отче наш» и «Богородица Дева радуйся» и пошел на поправку. Докторов он тоже не избегал, но случай был тяжелый, и, как он считает, без иерусалимского маслица он вряд ли бы выздоровел. Не только масло или вода, но и песок, взятый на святом месте, при вере нашей может оказать благотворное действие.
«Православный христианин обращается лицом к святым иконам — Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых угодников Божиих — для того, чтобы наглядно показать свою веру в присутствие их, в близость их к себе; святые иконы реализуют, осуществляют веру нашу православную, а без святых икон мы как бы висели в воздухе, не зная, кому молимся».
Замечательные слова св. прав. Иоанна Кронштадтскоro! Духовной жизни необходимы и образ и действие.
Таким образом, иконой могут быть и святые храмы, монастыри и места подвигов угодников Божиих. Множество паломников едут ежегодно, чтобы увидеть святыню, помолиться на святом месте. Бог, конечно, везде один, и угодникам Его молиться можно на всяком месте. Преп. Серафиму Саровскому молятся и в Москве, и на Камчатке, и в Америке, и в Китае, и в Антарктиде, но с каким теплым чувством вкушают сухарики, высушенные в котелке Преподобного, привезенные из Дивеева! Они как личное благословение святого.
У чудотворных икон, у святых мощей, в местах жизни святых угодников собирают и записывают случаи чудесной помощи. В иных местах таких записей собираются целые тома.
Приведу несколько свидетельств о чудесной помощи св. прав. Симеона Верхотурского.
Из письма полицмейстера г. Петропавловска Николая Алексеевича Протопопова от 14 ноября 1878 года: «У жены моей болели зубы, никакие лекарства не помогали, когда же она натерла десны и зубы землей, взятой из могилы угодника, болезнь прекратилась». Из сообщения девицы Мельниковой, полученного в 1880 году: «1874 года, 28 апреля я пошла в Верхотурье к мощам св. праведного Симеона. В то время у меня сильно заболела нога. Боль что дальше, то сильнее умножалась, и болезнь эту редко можно встретить; ногу я обвязывала полотенцем… и на двух костылях едва шла… Утром встала с великим трудом и пошла в село Меркушинское, сходила к вечерне и приготовилась к принятию Св. Таин, и Бог допустил — причастилась. Тут я весьма много пролила слез. Утром встала — у меня опухоль прошла, и нога ровно не была больна». Свидетельствуют и наши современники. Зайцев Владимир Александрович, житель г. Бузулука, услышав о св. прав. Симеоне Верхотурском, в 1997 году посетил Верхотурье и село Меркушино, попил воды из гробницы и, взяв с собой, пил ее в дороге. У него прошел остеохондроз, которым Владимир Александрович был болен с 1974 г., до этого он каждый день делал себе обезболивающие уколы.
Священник Михаил Кудрин рассказал, что у его младшей дочери Екатерины было сильное косоглазие. После молебна св. прав. Симеону Верхотурскому родители помазали ей глаза маслом из лампады над гробницей, а потом делали то же самое несколько раз, пока неожиданно не обнаружилось, что глазки уже не косят, а смотрят прямо.
Петрухина Нина Григорьевна из Москвы сообщила: «Появилась раковая опухоль, врачи хотели ее удалить. Я читала молитву святому Симеону Верхотурскому, помазывала лоб и больные места маслом, прикладывала землю к голове, один раз выпила воду (видимо, из гробнички). Через месяц пришел результат анализа: раковых клеток нет. Операцию отменили, но риск заболевания остался. Видимо, надо лечиться и молиться прав. Симеону…».
Встречаются болезни, которые не могут быть вылечены или облегчены лекарствами или усилиями медицины. Когда одни лишь духовные средства могут улучшить состояние.
Среди писем преп. Макария Оптинского есть ответ отцу больной дочери. «Я вам писал уже, что эта болезнь не подлежит физическим лекарствам, но надобно искать исцеления в вере, просить Бога и угодников Его о ниспослании ей исцеления от сей болезни». Преподобный советует дома отслужить молебен с акафистом святителю Митрофану Воронежскому, а потом побывать у его мощей: «Сколько было и бывает там исцелений молитвами святого угодника Божия прибегающим к нему, и Бог, молитвами его, исцелит и вашу дочь. Верующему все возможно».
Другой Оптинский старец, преп. Амвросий, больному, страдающему от головной боли и не ожидающему помощи от врача, советует съездить в Афонскую часовню, отслужить там молебен св. Великомученику Пантелеймону, взять масла из лампадки и мазать им голову на ночь. «При этом и дома обращайся почаще к целебному Пантелеймону и проси его помощи. Господь даст — и пройдет».
В трудных болезнях нередкая практика — обеты посетить то или иное святое место, съездить к мощам угодника. Оренбургский священник Филипп Ивановский, живший в середине XIX века, рассказывал о себе, что когда он учился в семинарии, после сильной простуды у него явилась некая непонятная болезнь нервно-психического характера. «Какая-то одурелость пришла на меня, соединенная с неимоверною, несносною тоскою, неверием и хульными мыслями». О своей болезни он не говорил ни врачу, ни товарищам, из опасения, что его отчислят из семинарии. «Все мое утешение, вся надежда и все врачевство заключались единственно в даваемых мною обетах по окончании курса сходить к некоторым чудотворным иконам и в Верхотурье». И что же? По окончании курса, когда обещания были исполнены, болезнь отступила. «Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, чтоб это не имело места в отношении ко мне», — писал свт. Феофан Затворник. Случается видеть людей болезненных как бы неисцельно. Причем, это не всегда болезнь от рождения, от природы. Но что-то в природе характера человека есть такое, что болезнь, словно некая узда, необходима ему. Иной, заболев, вспоминает Бога, начинает вести церковную жизнь, борется со своими греховными привычками; но стоит ему выздороветь, как постепенно усилия его сходят на нет и Бог уже становится не так потребен.
Церковная жизнь, которую составляют молитва, пост, посещение воскресных и праздничных богослужений, регулярное участие в церковных Таинствах (то есть Исповедь и Причастие), любую болезнь делает более терпимой, облегчает. Особенно это заметно в отношении нервно-психических заболеваний. Даже тяжелых, наследственных.
Приходит на память случай, когда в церковь пришел молодой человек со странным заболеванием. Он угрюмо смотрел исподлобья, движения его были скованны и развязны одновременно. Он словно не владел своей моторикой. Плечи сведены вместе, голова опущена, речь похожа на карканье. Отрывистый, не всегда уместный хохот. Казалось, что это врожденное нездоровье невозможно преодолеть.
Но шло время. Молодой человек посещал церковные службы, он внимательно исповедовался, часто причащался. По мере сил участвовал в делах прихода. Постепенно изменился его внешний облик, выражение лица стало мягче, плечи расправились, речь сделалась внятной.
И было заметно, что в периоды, когда он по каким — либо причинам не мог посещать храм, болезнь его опять усиливалась. Когда же церковный ритм жизни прочно установился, юноша, можно сказать, просто расцвел. Дальнейшая его жизнь сложилась хорошо.
И это не единственный, не редкий случай, такие истории вам расскажут на любом приходе.
В Евангелии упоминается «женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк. 13, 11). Причиной болезни был назван диавол: «связал сатана вот уже восемнадцать лет», а освобождение от «духа немощи» пришло от Спасителя. Так от Христа, от единения с Ним, вместе с церковной жизнью, с церковными Таинствами, приходит освобождение многим людям.
Прот. Сергий Николаев. За утешением к батюшке. М., 2005