Русская неделя | Мирослав Бакулин | 06.07.2006 |
— Ты можешь и должен быть уверен, что Господь ответит тебе на молитву. Но КАК Он тебе на нее ответит, ты ни знать, ни предполагать не можешь и не должен. Молитва — это принципиальная открытость Богу — обнаженное доверие. Он всегда решит просьбу как спасение твоей бессмертной души, что бывает не всегда комфортно для твоего нынешнего телесного проживания…
— Скажите, пожалуйста, что значат слова митрополита Сурожского Антония о том, что есть опасность, если молитва превращается в богомыслие? Я просто не вижу в его книге четкого разъяснения. Богомыслие — размышление о Боге, которое может привести к благоговейному поклонению — молитве. А вот наоборот, когда молитва становится богомыслием, я что-то не пойму.
— Это когда ты отклоняешься от собственно молитвы и начинаешь скользить по миру духовному с непростительной свободой — по поверхности. Нужно четко осознавать, кто перед КЕМ стоит, и тогда родится страх, а из страха — любовь. И не отвлекаться от слов молитвы, но наполнять их собственной горестью, о том, что живешь недостойно себя.
— У меня возник вопрос о возможной прелести во время молитвы.
— Вопрос прелести — вопрос тонкий и щепетильный, и страшный. Я в юности весьма к молитве с рвением относился и получал некие «прозрительные истины». Поначалу я даже убегал с молитвы, чтобы их записать. Все-таки — «откровения». Но однажды я сел читать эти откровения, которые все в основном касались моих занятий наукой. Я был сражен — там не было ни одной, НИ ОДНОЙ толковой мысли!!! Я с ужасом понял, что этими помыслами меня просто уводят от молитвы. Я стал их отгонять. Иначе молитва — рассеяна. Нужно умом возгревать сердце, или сердце поднимать до ума, чтобы слова молитвы стали ТВОИМИ к Богу. Но и здесь не без проблем. Нерассеянная молитва — значит неотвлекающаяся. Могут иконы сиять, видения быть — все нужно гнать от себя. Ставить себя пред Богом и глубоко молиться.
Но бывают очень тонкие дела. Здесь закон прост: если то, что тебе открывается, осуждает тебя, если оно тебя к твоему греху подводит — это от Бога. Если тебе после этого каяться страшно, потому что такую гадость ты про себя понял. А если, мол, ты такой крутой, такой умный да красивый — это все от беса.
Хотя есть здесь еще один момент. Господь тебя в унынии весьма утешить может, если, конечно, ты этого утешения попросишь. Так утешит, что захочется тебе и жить, и дышать и молиться. Здесь все нужно открывать духовнику. Нужно ПОМЫСЛЫ исповедовать. А вообще Господь, конечно, не молчит. Он говорит и через книги, и через людей, и через встречных, и через врагов. Если ты хочешь Его услышать, а уши твоей души — это твоя совесть, то ты Его голос всегда будешь слышать невдалеке.
— Прочитал у владыки Антония Сурожского, что молитва — дело интересное и увлекательное. Что вы про это думаете?
— Молитва действительно дело увлекательное и интересное, но иногда очень тяжелое, потому что приступаешь к Богу весь в дерьме. И здесь есть еще момент. Когда ты начинаешь РАЗГОВАРИВАТЬ с Другом — Другим человеком, не таким как ты, ты ведь не знаешь, к чему придет ваш разговор, чем он закончится. Этим разговор и интересен. Поэтому молитва как раз и не имеет определенной цели, ты разговариваешь как слуга с повелителем, как раб с хозяином, как сын с отцом, как друг с другом — все это разные оттенки молитвы.
Но в молитве, как мне кажется, есть принципиальная вещь — ОТКРЫТОСТЬ НОВОМУ, тому, что скажет ОН. Ты-то грешишь одними и теми же грехами, ты постоянен в своей проказе, но вместе с тем ты и растешь. Рост в тебе незаметен, как рост ногтей или волос. А вот Он этот рост видит и дает тебе пищу по росту.
Вот раньше, например, я молитву «Да воскреснет Бог» читал как заклинательно-хранительную, и только теперь понял, что это молитва для возгревания моего сердца, где должны расточиться злоба и гнев и воцариться Христос. Это молитва на охрану моего внутреннего храма. Молиться — значит настроить себя на новое. В этом есть, конечно, какая-то противопоставленность — как можно настроить себя на новое, если ты не знаешь, какое оно будет? Готовность к новизне внешней основана всегда на открытости самого себя — на искренности. А эта искренность невозможна без покаянного самокопания, покаянной беспредельной самооткрытости. Ты открываешь Богу себя, а Он открывает тебе мир.
— Я раньше молился-молился за родных и близких, а потом вдруг понял, что Бог ведь и сам ищет и спасти, и вразумить их, помочь им. И я тут и застрял — моя молитва стала вроде как ненужной. Я знаю, что это не так, но понимания четкого нет. Растолкуйте, пожалуйста, что тут к чему.
— Бог, конечно, ищет спасти твою родню. Да родня не ищет спасти себя. Поэтому без твоих молитв никак нельзя. Вспомни историю, как одному священнику Ангел прислуживал за литургией. А диакон смиренно обличал священника, что тот литургию служит неверно. Тот возмутился: «Да ведь мне Ангел прислуживает» — «Ну, так ты у Ангела и спроси».
Тот спросил. Ангел говорит:
— Действительно, неверно ты служишь литургию.
— Да отчего же Господь не открыл мне это через тебя?
— Господь никого не принуждает. И открывает всегда от человека к человеку, для любви. Вот Он тебе через твоего диакона и сказал. А уж твое дело слушать или нет. Ты свободен.
Ты не просто должен молить Бога о родне. Ты должен их ВЫМАЛИВАТЬ. То есть требовать от Бога здоровья и вразумления им ВСЕЙ СИЛОЙ ТВОЕЙ ЛЮБВИ. Именно требовать. Брать образно их души в руки и протягивать ко Господу: вот, возьми, Боже, и исцели и даруй Твоя мирная и премирная благая.
Они не молятся, ты молись. Они молятся, ты молись и радуйся, что они пока проснулись, и молись, чтобы не заснули позже. Молись все время, каждый раз, когда кто-нибудь приходит тебе на ум. Молись тут же, не откладывая ни на секунду. Если переживаешь за кого, или с кем поссорился, молись целый день, беспрестанно. Бог ЖДЕТ твоих молитв. Твоя семья без них НИКАК.
— Мы в течение дня бываем в разных местах, то идем пешком, то бежим, то сидим и т. д. Если мне сидящему на ум приходит тот или иной человек (друг или родственник), можно молиться сидя или как? Просто я встречал в литературе и в разговорах с духовником слышал, что сидя-то не стоит к Богу обращаться, тем более лежа. Но у митрополита Сурожского Антония наоборот есть молитва перед сном, часть которой читается уже лежа в постели (молитва о защите по молитвам родных и всех тех, кто за нас молится, и благодарение Богу за таких людей).
— Молиться можно даже на унитазе и в душе и лежа, и сидя, и даже вниз головой. И во время еды и во время сна, и ВСЕГДА. Потому что мы ВСЕГДА пред очами Божиими. Проблема не в твоих ногах, а в коленях твоего сердца. Склонены ли они пред Господом? А внешнее все — чепуха, это только костыли по нашей немощи ПРЕДСТОЯТЬ пред Богом, это только очки по нашей немощи ЗРЕТЬ величие Божие.
— Не так давно мне подарили на день рождения книгу святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Наука и религия». Я прочел ее, книга очень понравилась, дома расхвалил. Папа взялся. Читает он внимательно и вдумчиво. И вот в определенный момент он мне показывает место, на которое я не обратил серьезного внимания. Там святитель Лука говорит, что вес тела, температура, цвет, плотность и другие физические показатели являются субъективными понятиями. То, что вкус — вещь субъективная, понятно, но то, что плотность тела, вес, температура являются субъективными, как-то странно. Папа пару раз прочел это место, и я тоже призадумался. То ли мы чего-то не понимаем, то ли святитель Лука ошибается в своих рассуждениях? В чем тут дело? Эти понятия святитель связывал и с психологией, и с философией, поэтому мы, может быть, по незнанию не поняли, о чем речь. Этот вопрос, конечно, не самый важный, но просто мой папа своим путем идет к вере и если святитель Лука как-то зацепит моего думающего родителя, это будет хорошо.
— Дело тут вот в чем. Традиционно медицина оперирует такими терминами, как здоровье, норма, болезнь, отклонение, патология и т. п. То есть для того, чтобы понять, что такое болезнь, нужно ввести понятие нормы, или понятие здорового человека. Но такой нормы в природе, конечно, не существует, у одного сердце бьется, как отбойный молоток, а у другого — очень медленно, для одного нормальное давление 120 на 70, а для другого 210 на 110 — обычное дело. Для тебя нормальная температура 36, 5, а для другого эта норма — 37 и так ежедневно.
Возьми хоть меня: у меня брадикардия, сердце бьется 40 раз в минуту, и дыхание в 2 раза медленнее, чем у «нормального медицинского» человека. Но для меня это — норма. Я всю жизнь так живу. У одного печень обычного размера, а у другого в 2 раза больше, но он не пьяница.
То есть Господь дал каждому УНИКАЛЬНОЕ тело, которое именно для него и нужно. Именно поэтому, размышляя о теле, душе и духе, святитель Лука говорит, что нормативные параметры тела — вещь субъективная. Здесь нет и не может быть нормы. Кстати, идея здоровья, порожденная нашей нормативной медициной, становится идолом, кумиром, которому поклоняются сильнее, нежели Богу. Именно поэтому застолье отмечено часто глупейшим пожеланием: «Главное — это здоровье». Здоровье — не главное, тем более — какое здоровье? Телесное, душевное, духовное? Что принимать за здоровье? Так что параметры тела — абсолютно субъективны.
— Как нужно относиться к болезни?
— Все дело в том, как понимать болезнь. Христианин вопрошает не ПОЧЕМУ он заболел, (причина всегда — грех), а ДЛЯ ЧЕГО Господь посылает ему болезнь. Многие великие люди весьма болели, но прославляли свою болезнь: Гомер (слеп), Борхес (слеп), Бетховен (глух — сифилис врожденный), Ницше (рвота и головная боль — сифилис приобретенный).
Эти болезни так истончили их души, что они сделались весьма великими медиаторами в руках Божиих.
Болезни людям положительно нужны, как пеленки для ребенка. Поэтому от иных болезней и бежать не надо, а иные и беречь, как маленькую личную веригу. Не любить нужно болезнь, а не больного. С болящими быть ободряющим, то есть ироничным и родным. Их нужно УТЕШАТЬ в болезни, то есть дарить радость.
— Для чего существуют секты?
— Секты существуют, на мой взгляд, как пропедевтика, как подготовительный коридор для Православия. Пойдет туда человек, побьется-помучается и если он действительно ищет Бога, то найдет Его в Церкви. А не найдет — Бог ему судья.
Секты можно сравнить с жиденькой пищей для тех, у кого желудок слаб. А Православие — для совершенных воинов Христа. Здесь человек дерзает Самого Бога вкусить и живым быть. Как с болезнями, так и с сектами рассуждай: для чего мне это Господь посылает?
И так при каждой встрече: потому что она для тебя, конечно, не случайна. Люди слабы и горделивы, выслушай их, похвали, полюби, утеши. Как и поступил бы на твоем месте Господь. Но от правды не отступай, если будут тебя заставлять «согласитесь, что у вас в Церкви то нехорошо и то неладно», говори, мол, извините вы меня, дурака, что я в Церковь хожу, это я по своей убогости, мы тысячу лет верили и верить будем, А ОТ СВОЕГО НЕ ОТСТУПИМ, ХРИСТОС ЕСТЬ ИСТИННЫЙ БОГ!
— Скажите, что значит жить по заповеди «не суди да не судим будешь»?
— Один башмачник в Александрии сидел на улице и латал туфли всем, кто его просил. Он работал, смотрел на проходящих людей и думал: «Вот их всех сотворил Господь, они все очень хорошие, и все попадут в Царство Небесное. Один я — ничтожный грешник и пропаду. Господи, помилуй!» И никогда никого не осуждал. Когда он умер и пришел на суд, бесы стали выкрикивать его грехи, он сказал: «Я грешник, но я никого не судил и всех всегда оправдывал». И в Писании сказано: «Не суди и судим не будешь, значит, и вы меня судить не можете». И бесы, посрамленные, отошли.
Не судить — значит, всех оправдывать, то есть с любовью понимать слабости и греховные тяготы.
— У меня знакомая есть, она замужем, родила не так давно. И она вроде попоститься собралась, но не знает как. Она ведь сына грудью кормит. Как ей быть? Да и она далека пока от храма, хоть и крещеная. Подскажите, как ей быть?
— Кормящая мать поститься не должна. Таковы церковные нормы. Пусть она постится духовно: побольше молится, побольше бывает в храме, почаще приносит в храм своего сыночка. И главное — пусть приучает его к молитве, пусть вместо «Баю-баюшки» поет «Богородице Дево, радуйся» или другие церковные песнопения. А ребенок, он душой все поймет.
— Скажите, пожалуйста, есть ли связь между душевным состоянием человека и мыслями и намерениями матери, которые были во время беременности? Просто я знаю лично нескольких людей, мамы которых во время беременности всерьез решались на аборт, но в последний момент передумывали. Обе девочки (это совершенно разные семьи) росли трудно: с ними маялись, они и сами с собой маялись. Короче говоря, им тяжело душевно по жизни. А один мужчина был рожден «случайно», в том смысле, что его хотели не оба родителя, он не желанным оказался, а плодом поспешных действий. Он говорит, что «не припоминает, чтобы чувствовал себя счастливым хоть когда-нибудь». Вот такой ад в душе может быть следствием решений и действий родителей?
— Когда моя мама была беременна мною, она думала, что это не беременность, а просто завелись глисты. Он взяла и выпила стакан керосину. Почему-то керосин не отрыгивается мне. Правда, зато в жизни все максимально сильно. Но счастлив я беспредельно.
Не человек создает другого человека, а Бог. Просто он хочет, чтобы ты родился вот именно в этой семье, именно у этих людей — и тебе, и им будет от этого душеспасение. Другой вопрос — кому в этой ситуации проще? Обвинять во всем родителей? Ко Христу приводят слепорожденного и спрашивают: «Это из-за его грехов или из-за грехов его родителей?» Он отвечает: «Не из-за него и не из-за них, но чтобы на нем явилась слава Божья».
Самое страшное: «Он не припоминает, чтобы чувствовал себя счастливым хоть когда-нибудь». Это ж какое страшное самолюбие нужно в себе воспитать???