Русская неделя | Сергей Большаков | 30.06.2006 |
4. Архимандрит Аркадий. Псково-Печерский монастырь
Отец Аркадий стоял на балкончике своей келлии и кормил голубей. Был он высок, красив, лет пятидесяти. Отец Аркадий всегда находился в благодушном настроении и был ласков.
— Скажите, отец Аркадий, как это Вы всегда пребываете в столь благодушном настроении?
Отец Аркадий ответил, улыбаясь:
— Чему мне огорчаться? Сыт, здоров, одет, обут, живу в уютной келлии, служу в церкви как диакон, работаю в столярной мастерской по ремеслу своему, читаю душеполезные книги и в молитве подвизаюсь. Чего еще нужно? Желающие более этого подвергаются, по апостолу Павлу, многим скорбям и страстям. Их одолевает то жадность, то честолюбие, то мстительность, то похоти. Когда они не могут достичь того, что желают, то злобствуют и раздражаются, а достигнув, впадают в беспокойство, как бы не потерять того, что захватили. А потому всегда они в огорчениях и сомнении. Вы, Сергей Николаевич, если хотите быть в благодушии, то живите просто, не мудрствуя лукаво, и все будет хорошо. Вон старец Амвросий Оптинский говорит: «Живи просто, проживешь лет до ста».
— Это в обители, отец Аркадий, а в миру?
— Да вот тот же старец Амвросий присовокупляет: «Можно жить и в миру, только не как на юру, а тихо».
— А если грехи у кого, тогда как?
— Тоже просто, Сергей Николаевич. У пустынных отцов говорится: «Пришел раз молодой монах к старому авве и говорит: «Что делать, авва, впадаю я все в тот же грех?». А старец ему и говорит: «Ну, раз впал, встань и покайся». — «А если опять впал?» — «Тогда встань и покайся опять». «До какой же поры?» — «До самой смерти». Вот секрет, Сергей Николаевич, как пребывать в благодушии. Несть человека в миру, аще не согрешит. О том же и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет. Но на всякий грех есть покаяние. И вот это-то непрестанное покаяние спасает нас, с одной стороны, от гордости и высокомудрия, а с другой стороны, не дает впасть в отчаяние.
— Как раз тут к месту молитва Иисусова, отец Аркадий. Там все взывается «Господи, помилуй».
— Так оно и есть, брат Сергий. Мы грешим не только ежечасно, но ежеминутно, словом, делом и помышлением — принимаем охотно прилоги, то есть неподобные, сомнительные, кощунственные или похотливые помыслы, рассматриваем их со всех сторон и соглашаемся с ними, и даже если не падаем, то потому только, что не имеем подходящего случая. Вот тут-то и уместна молитва Иисусова. Пришел, например, тебе в голову хульный помысел или разожгло тебя вожделение к женщинам, или тянет тебя кого оскорбить или даже побить — то ты и обращайся к молитве Иисусовой, шепчи или в уме проходи: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», — и это медленно, со вниманием и скорбью. И отстанут помыслы. А если внемлешь им и падешь, то тоже не отчаивайся, а читай ту же молитву. И умиротворится дух твой. Бесы имеют обыкновение представлять нам Бога перед падением милостивым и всепрощающим. Внушают, что Господь знает, как молодой и сильный мужчина склонен к нечистоте и строго не взыщет. А по грехе бесы представляют Господа суровым и беспощадным Судьей, дабы ввергнуть нас в отчаяние. Иных даже до самоубийства доводят, не говоря уже о помешательстве. А взывающий ко Господу о помиловании всегда пребывает в смирении. Святой и великий Антоний видел раз всю землю, усеянную ловушками диавола, и в ужасе вопросил: «Кто же тогда может спастись?». И услышал ответ — смирение. Вот почему важна молитва непрестанная, Иисусова. Многие, даже в монашестве, говорят: ни к чему она! Вполне довольно церковной службы да келейного правила. Но, во-первых, мы не всегда в церкви или келлии, а искушения следуют за нами всюду, а во-вторых, если бы выпевание да вычитывание молитв в церкви или в келлии подлинно спасало бы, то, как старец Василий Пояпомерульский писал, певцы и чтецы на клиросе были бы всюду образцами добродетели, а сего мы не видим. Даже если поют красиво и читают верно, то внимание употребляется больше на самый порядок пения и чтения, как музыкальнее пропеть или по-театральному прочесть, а не на смысле поемого или читаемого. Есть, конечно, певцы и чтецы весьма духовные…
— А скажите, отец Аркадий, что выше — жизнь деятельная, как вот в киновии, или в общежитии или в одиночестве, в затворе или на пустыньке?
— Всему свое время. Новоначальному надо идти в общежитие, чтобы его перетерло. Вон камни на берегу озера или моря бывают угловаты и востры — как попадут в воду, а потом потершись друг об друга, так отшлифуются, что как яйцо или шарик становятся. Так вот общежитие перетирает наши угловатости и испытывает наше смирение, терпение, безгневие, нестяжание. А когда все эти добродетели станут нам обычны, тогда только можно устремляться на одиночество, уже в годах, лет к пятидесяти, раньше это только прихоть и суета, и многомнение. А вот, если кто обтерся и с молитвой Иисусовой свыкся, тому можно и даже должно идти на одиночество и готовиться к переходу в мир иной, духовный. Ибо, в чем застану, в том и сужду. Кто, как мудрые девы, всегда будет наготове и в молитве Иисусовой, имеет масло для факела своей души, тот и переходит в мир иной готовый и призываемый. Вот о такой-то кончине мы и просим в ектениях: христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на страшном судищи Христовом. Вот какова молитва Иисусова. Подвизающийся в ней право — бывает смирен, прост, радушен, благостен. Чего же более мы можем желать?
Стояло чудное летнее утро. На синем небе горели золотые кресты храмов, белых, розовых, светло-желтых. В яркой зелени деревьев пели птицы. Мирная радость была разлита повсюду.
5. Н.Н.М. Нерко-ерви
Я сидел с Ниной Николаевной на балкончике лесной дачи в Нерко-ерви, среди громадных лесов, тянущихся от Куомио на юг, к тундрам Лапландии. Дача стояла одна в дремучем лесу, на берегу тихого озера. Солнце садилось и золотило тихие воды. Я постоянно любовался озером и игрою красок на нем. Утром оно было темно-синее в сумерках рассвета, потом розовое на заре, затем золотое, зеркальное, голубое, к вечеру опять золотое, затем красное, фиолетовое, черное. Голубое небо было безоблачно. Какие-то птички щебетали в лесу. С клумб тянуло ароматом цветов и свежестью озера. Муж Нины Николаевны и дети уже легли спать, только мы оставались еще на балкончике, любуясь сменой красок на озере. Белая ночь царила во всей красоте.
— У Вас так тихо, Нина Николаевна, словно на другой планете или триста лет тому назад, когда народу было мало, не было ни железных дорог, ни автомобилей, ни аэропланов. Но и тогда люди, искавшие тишины, уходили дальше на север, на острова Ледовитого океана, в Соловки.
— Я здесь только и отдыхаю душой, Сергей Николаевич. Здесь нет никого, озера и леса, ни городов, ни деревень. В большом городе жить так тяжело: шум, отравленный воздух, суета, многолюдство. А где люди, там всегда интриги, зависть, клевета и т. п. Когда я была молода, вся эта суета и шумиха мне нравилась. Внешнее я принимала за настоящее. И, конечно, ошибалась. Мой первый брак был глубоко несчастен. Мой муж был красив и умен, но поверхностен, беспорядочен, без веры и принципов. Когда все это кончилось трагедией, я вернулась к вере. Я поехала на Валаам к отцу Иоанну спросить совета. «Знаете что, раба Божия, — сказал он, — не убивайтесь, что все развалилось и жизнь кончена. Вы молоды и многое еще может измениться, а потом, Господь никогда не попускает испытаний выше сил. Всегда это помните. Есть такое предание: некий монах очень огорчался тяжестью своей жизни и роптал, прося себе креста полегче. И раз видит он сон, будто он в большой пещере, все стены которой увешаны крестами. Были тут кресты золотые, серебряные, железные, каменные и т. д. И вот был ему голос: «Молитва твоя услышана, выбери себе любой крест, по силе твоей». Монах стал искать с великим тщанием и нашел, наконец, маленький деревянный крестик. «Могу я взять этот крестик?» — вопросил он. «Но это и есть твой крест, прочие еще тяжелее», — ответил голос. Вам кажется, что крест Ваш тяжел, а я, как старец, такие слышу часто ужасы, что Вам грех Бога гневить. Молитесь чаще, да хоть изредка повторяйте молитву Иисусову и предайте себя воле Божией, и Господь Бог сам укажет Вам путь, по которому идти; тогда придите ко мне и я скажу, что сумею». И отпустил меня.
Прошло несколько лет. Я служила в скромном месте и жила тихо. Однажды пригласили меня на какой-то вечер, были даже танцы. И хотя мне было уже за тридцать, подошел ко мне один господин, немного старше меня и предложил с ним потанцевать. Я согласилась. Потом как-то еще встретились раза два. Мне сказали, что этот господин холостяк, один из самых богатых людей Скандинавии, почтенный и всеми уважаемый. Был он, мой теперешний муж, человеком очень интересным. Через два или три месяца нашего знакомства он предложил мне стать его женой. Родители были в восторге: какая партия! Но, ожегшись первый раз, я была очень осторожна и просила времени обдумать ответ. Мой жених согласился.
Я поехала к старцу на Валаам просить его совета и рассказала ему все. Он задумался на несколько минут, а потом сказал: «Раба Божия, помните, я Вам говорил тогда, что все устроится и что Сам Бог выведет Вас на путь потребный. И вот Он вывел. Только помните, что скорби и страдания не исчезнут, а только изменятся. Вместо маленького деревянного креста, жизни смиренной, бедной, незаметной, Вам дается крест золотой, много тяжелее, но и его можно нести, если подвизаться в милосердии и благотворении, но он тяжелее. Вам будут завидовать, клеветать, стараться поссорить с мужем и его семьей и т. д. Но если Вы не привяжетесь к богатству, почестям, а они скоро придут, и суете житейской, то сможете сохранить внутренний мир, особо если будете подвизаться в молитве Иисусовой, сколь можно. И еще советую, удаляйтесь, хотя на месяц ежегодно, в глухое место и там предавайтесь молитве и богомыслию. Увидите, как это полезно».
Вот я уже замужем немало лет и каждый год ездим на месяц сюда. Сначала муж и дети не очень-то были довольны, а теперь сами ждут, когда сюда приедем. Здесь как рай. И я должна сказать, что старец был прав. Крест миллионов тяжелее креста бедности и опаснее. Так легко впасть в гордость и окамененное нечувствие к чужим страданиям.
На Новом Валааме есть теперь чудный старец, иеромонах Михаил Затворник. Побеседуйте с ним о Ваших трудностях в жизни, и он Вам преподаст совет. Я замечала в жизни, что к чему стремишься упорно, несмотря на всевозрастающие препятствия, то хотя великими усилиями и достигнешь желаемого, то не на пользу, а на погибель. Или совсем измучаешься и все станет безразлично, или увидишь, что игра не стоила свеч. Что от Бога, то само приходит, вот как в Евангелии говорится, не приходит Царствие Божие приметным образом, ибо Царствие Божие внутри вас есть. Давно, давно, когда начались у меня, при первом муже, большие горести, то я говорила мудрой моей тетке: «Я уйду от мужа, брошу все, и опять буду веселая и живая, как раньше». Тетка же мне ответила: «Вот и видно, что молода ты, Нина. От себя никогда не уйдешь, а если у тебя на душе мир, то тебе будет всюду хорошо. От скорбей в жизни не уйдешь, терпеть надо, молиться и ждать — и Господь укажет путь в свое время». Так и есть. Но в молодости этого не понять.
Мы замолчали. Озеро становилось чернее: «Уже 11 часов вечера, — заметила Нина Николаевна, — а светло, как днем. Пора и на покой, Сергей Николаевич, спокойной ночи!»
6. Старец Василий. Александро-Невская лавра
Мне было тогда лет семь, самое большее. Я шел раз с бабушкой Елизаветой Алексеевной по мосту через речку Монастырку в Александро-Невской лавре в Петербурге. Дело было зимою, в январе, в большой мороз при солнце. Гляжу, движется к нам высокая, необыкновенная фигура: старик в синем подряснике, с непокрытой головой, седые волосы, бородатый. В руках у него был посох из черного дерева с короной наверху. Что меня больше всего изумило: старик шел в лютый мороз, по снегу, босиком — и ноги у него не были красные, отмороженные, но розовые, словно он шел по мягкому ковру.
Я остолбенел от удивления, и еще больше, когда старик, завидев бабушку, прямо направился к нам. «Здравствуйте, многопочтенная Елизавета Алексеевна. К мощам прикладываться идете, в такой мороз? Правильно поступаете. От Господа не может отдалить нас ни зной, ни мороз. А этот мальчик с Вами, внучек будет? И его с собой взяли. Хорошо, хорошо. Господь с вами». И величественный старик поплыл мимо.
— Кто это, бабушка? — спросил я ее.
— Это старец Василий, внучек. Духовный человек. Всюду его принимают. К самому государю вхож. Посох-то его с короной, самим государем подарен.
— А как же он, бабушка, босиком гуляет? У меня вот меховые сапожки, и то ноги зябнут, и шапка с ушами, а у него и руки без варежек, и голова непокрыта. Как так?
— Его молитва согревает. Вон на дальнем Севере, в старину, преподобные в пещерах жили, а иные даже в дуплах больших деревьев помещались. И в какие морозы, что здешние! А согревала их молитва.
— А какая же это молитва, бабушка?
— Эта молитва называется Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Ее монахи обязаны читать келейно, но и мирянам неплохо. Вот, кто в этой молитве утвердится и непрестанно ее читает, тот и согревается. Ни жара, ни холод ему нипочем. И голод, и жажду чувствует он мало. Нынче, впрочем, как оскудела вера, то и в монастырях молитву эту или забывают, или кое-как отчитывают, а потому и нет у нынешних монашествующих такого дерзания веры, которое горами двигает и недуги исцеляет. Раз старец Василий босиком в двадцатиградусный мороз идет, значит, есть у него вера и молитва.
— Это только монахи подобной молитвой занимаются? — спросил я бабушку.
— Нет, не только они. Вот отец Иоанн Кронштадтский тоже великий молитвенник, чудеса творит и людей исцеляет. Есть и в миру такие люди. Впрочем, ты еще мал все это понимать, а потом поймешь. Вон у твоей мамы сестра деда игуменией была и даже по старой вере. А земляк ее митрополитом Петербургским был, владыка Палладий. Ну, а теперь митрополитствует владыка Антоний. Очень хороший человек. Когда-то профессором был. Умерли у него жена и дети, и пошел он в монахи — и вот теперь уже давно митрополитом. Я еще покойного владыку Исидора помню. Тому было далеко за девяносто лет, когда он скончался, а все правил, на покой не пошел. Кто скудно да постно живет, тот долго проживет и хорошо скончается. А ты вот лакомка, поесть любишь, это нехорошо. Ни к чему пристращаться не надо. Все проходит.
— То есть что проходит? — спросил я бабушку. — Вот зима и лето проходят, это я знаю, а что еще?
— Да вот, был у тебя дедушка, Авраамий Павлович, а теперь его нет. Прошел.
Подобное рассуждение меня озадачило, но дальше расспрашивать бабушку я не решился. Мы вошли в Троицкий собор, где было тепло и светло. Бабушка взяла две свечи и мы пошли поставить их к раке угодника, святого и благоверного великого князя Александра Невского. По выходе встретился нам важный иеромонах.
— С внучком пришли, Елизавета Алексеевна? И в такой мороз! Похвально.
— А мы старца Василия встретили, — вставил я свое слово. — Идет босиком и с непокрытой головой и не холодно ему. Как же это?
— А ты любопытствуешь? — улыбнулся монах. — Его молитва Иисусова как шубой укрывает. А по снегу он идет, как по мягкому ковру. Об этом еще новопрославленный Саровский угодник, преподобный Серафим поучал. Вот и ты молись также. Выучи эту молитву и повторяй и все сам увидишь. Теперь ты для этого дела мал еще. Но в свое время начни, а то развратишься и веру совсем оставишь, вот как студенты тут у нас. А без веры, братец, не проживешь.
— Внучек мой, — заметила бабушка, — очень набожный. У него в комнате икон-то — прямо стена. Зажигает свечи и лампады пред ними и молится. Видно, в игумению Анфису пошел.
— Набожные-то набожные, а выросли — в безбожие ударяются. А ты, Сережа, молитвы не оставляй. Как хочешь молись, а молись. Времена тяжкие приближаются. Вон революция была, заглохла пока, но на время. Да вот и преподобный Серафим тяжкие времена провидел. Только молитвой да страданиями и держаться придется. Мы-то с Вами, Елизавета Алексеевна, до этих страхов не доживем, а ему-то, внучку, придется. Вот тогда-то молитва и поможет.
Возвращаясь с бабушкой домой, я все раздумывал о слышанном. Запало в душу.
7. Евгений Николаевич Розов. Псково-Печерский монастырь
Я встретился с доктором Розовым в Псково-Печерском монастыре в 1926 году. Он был участковым врачом и одновременно лечил братию, за что ему полагалась квартира в первом этаже Архиерейского дома. Евгению Николаевичу было за пятьдесят лет и был он вдовцом. Его сын, тихий и умный мальчик, учился в Печерской гимназии. Жили они очень просто. Доктор Розов происходил из духовной семьи, учился в семинарии, но в священство не пошел, а стал врачом, блестяще кончив Томский университет в Сибири по медицинскому факультету.
Евгений Николаевич был не только благочестив и богословски образован, но еще и духовен. Было в нем глубокое смирение и великая любовь к ближнему. Никому и никогда он ни в чем не отказывал. Просили его ехать далеко к больному — он ехал безвозмездно, просили совета — он давал, просили в дом — не отказывал. И никогда ни в чем не нуждался.
Раз я сидел у него вечером. В открытые окна лился запах сирени и жасминов из Архиерейского сада. Древние монастырские церкви, розовые, светло-желтые, белые с синими куполами, усыпанными золотыми звездами, выступали отчетливо на зелени садов в прозрачном сумраке белой ночи севера. Стояла глубокая, торжественная тишина. В небольшой комнате, перед старинной иконой, теплилась неугасимая лампада. Евгений Николаевич сидел в кресле, в белой русской рубашке, подпоясанной белым же пояском. Со своей седеющей уже бородкой он очень напоминал деревенского священника у себя на погосте.
— Скажите, Евгений Николаевич, как это Вы устраиваетесь, всегда благодушны и никогда не беспокоитесь о деньгах и чем жить, так мне передавали. Как это?
— Люди всего наговорят, Сергей Николаевич, а я только одно скажу, по-евангельски, ищите прежде всего Царствия Божия и правды его и все остальное приложится Вам. Как Вы знаете, я — сын протоиерея, кончил семинарию, в детстве и юности часто бывал с родителями то в Троицко-Сергиевой Лавре, то в Оптиной, то в Сарове, то на Валааме и т. д. Вот раз такую я слышал историю от гостиника в Оптиной пустыни. Приехал раз туда на богомолье богатейший московский купец и пришлось ему из-за распутицы задержаться на три дня больше, чем думал. Был он с сыном. Уезжая, он и говорит гостинику: «Сколько тут за меня и сына Вам приходится, отец?». А тот отвечает: «Сколько положите». «А если я ничего не положу?» — «Воля Ваша». «Да ведь так-то у Вас из ста богомольцев, может, один только и заплатит?» — «Бывает, но зато сотый за всех прочих девяносто девять заплатит». «Ну, сынок, — говорит купец, — раскошеливайся, с нас обоих за сто за каждого приходится». И охотно заплатил, и был доволен. Вот благословил Господь покормить нищую братию. Да вот и покойный родитель мой, протоиерей Николай Розов всегда мне говорил: «Станешь, Евгений, врачом и придут к тебе бедняки, а заплатить им нечем, так ты и не взыскивай, да еще и лекарства купи. Господь тебя не оставит, проживешь, и душа твоя будет всегда покойна и совесть зазирать тебя не будет». Я так и делаю — и вот живу. Кто может заплатить, спасибо, кто не может — для Бога стараюсь. Ведь говорится, что кто малым чем послужил — Богу послужил. Вот видите там -кто-то чудесные банки с вареньем принес, даже не знаю, кто. И все несут, и деньгами, и вещами. Не только для меня с сыном довольно, но и другим раздаю. Помните, у апостола Павла: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем, а желающие обогащаться впадают в искушение». В Евангелии, помните, сказано: «Не можете служить Богу и мамоне», а сребролюбивые фарисеи смеялись. Но смеется тот, кто смеется последний. Так вот и Вы, старайтесь о едином на потребу, а остальное приложится.
— Как же это, Евгений Николаевич?
— Вот и видно, что Вы еще малоцерковный человек. Запомните раз навсегда, что самое важное — стяжать мир на душе, а когда стяжаете, ни в чем у Вас не будет недостатка, ибо сказано: «Стяжи мир духовный и тысячи спасутся вокруг тебя». Вот эти-то тысячи так много всего нанесут, что не будешь знать, куда и девать все это. Беспокоиться об этом совершенно незачем. Вот неверующим, тем надо и очень. Они все себе хотят присвоить, у другого стянуть — живешь ведь один раз. Ну, для них долг платежом красен.
— Вот Вы, Сергей Николаевич, едете на чужбину, сначала в Бельгию и Францию, к католикам, и потом, может быть, и к протестантам, туда, сюда. Ничего не случается без воли Божией. Значит, надо ехать, если все само собой устраивается. Но Вы начинаете что-то новое, неслыханное… Многим это кажется подозрительным, а Вы — человеком, желающим пристроиться. Но они ошибаются, Сергей Николаевич. Я — старый врач и много видел людей. Вы человек простой и бесхитростный, не из числа «устраивающихся». И посему придется Вам испытать немало скорбей, бедности крайней, непонимания, презрения. Но Вы не отчаивайтесь, а терпите благодушно, живите просто, просто — и смиренно. И в свое время придет то, что Вы и помыслить сейчас не можете, я говорю об успехах в Вашем дерзании. И тогда Вы поймете, что значит получить во сто крат. Но сначала много надо пострадать, дабы достичь покоя, отрешенности в мире, вот как я стараюсь. Так и Вы ни к чему преходящему не привязывайтесь, а идите своим путем. Вы «Добротолюбие"-то читали?
— Читал, Евгений Николаевич, но сказать честно, мало там понимаю.
— В свое время опытно поймете, вот когда моих лет достигнете. Ну вот, там есть немало о блюдении помыслов, да еще о молитве Иисусовой. Она вот много Вам поможет.
— А можно ли живущим в миру, да еще молодым, как я, дерзать на такую молитву?
— Можно. Вон странник в «Откровенных рассказах» в Ваших годах был. Да еще вот орловский купец Немытов. Тот вот и миллионером был, а так высоко взошел, что сам старец Макарий Оптинский удивился. Впрочем, этот Немытов в конце жизни от всего устранился, да и меня тянет, только вот сына надо сначала правильно поставить. А в молитве, как и во всем, идите умеренно. Все придет с годами, только стараться надо. Когда старца Амвросия просили, чтобы он за кого-либо из братии походатайствовал о «продвижении», то старец отвечал: «Со временем все дадут, и мантию, и иеромонашество, только вот Царствия Небесного никто не даст, самому стараться надо». Вот и старайтесь о молитве сердечной, ибо «Царствие Божие внутри вас есть и употребляющие усилия достигают его».