Московские новости | Протоиерей Всеволод Чаплин | 15.07.2005 |
— В средствах массовой информации мои слова несколько примитивизировали. Я предложил развернуть широкую дискуссию о том, есть ли в обществе ценности более высокие, чем права и жизнь отдельного человека.
Иногда права человека абсолютизируют, но это неверно. Часто права отдельного человека ограничиваются во имя безопасности общества. Далеко не всегда даже жизнь человека выше убеждений. Вся история христианства тому подтверждение: многие предпочитали смерть попранию веры. Французское правительство не стало выполнять требований иракских боевиков, захвативших в заложники французских граждан и потребовавших отменить запрет на ношение в учебных заведениях женского головного убора — хиджаба. Значит, есть что-то такое, что стоит выше даже жизни отдельно взятого человека?
— Не так давно российские правозащитники обнародовали секретный документ, который разрешал правоохранительным органам применять оружие в отношении мирных демонстраций. Вы разделяете их опасения?
— Сложный вопрос. Конечно же, применять оружие против мирной демонстрации — это неправильно. Конфликтные ситуации нужно решить мирным путем. Но как быть, если мирная демонстрация грозит перерасти в кровавый мятеж? Вспомним Кровавое воскресенье 1905 года. В манифестации принимали участие мирные люди. Но, как утверждают историки, в толпе были и такие, кто открыл огонь по солдатам, спровоцировав их на ответные меры.
Я убежден: в феврале 1917 года мятеж в Питере необходимо было подавить силой. Так же, как и действия заговорщиков в ноябре 1917-го. Если бы все это было сделано, Россия не была бы ввергнута в 70-летнюю тьму.
Досье МН
Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН, родился в 1968 году, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Входит в очень узкий круг лиц (всего несколько человек), обладающих правом выступать с разъяснениями официальной позиции РПЦ. Курирует общественные связи Московской патриархии, нередко выступает с различными декларациями в духе неоконсервативной идеологии «новых правых». Иногда делает достаточно экстравагантные заявления — впрочем, на второстепенные темы (одно из последних: критика фольклорного «праздника Бабы Яги» в Ярославской области как «подсознательно» языческого и бесовского).