Московские новости | Алексей Малютин | 09.06.2004 |
Красный Петроград стал плавильным котлом двух радикально противоположных церковных течений. Настоятель храма у Витебского вокзала Александр Введенский возглавил «обновленческий раскол», а митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых) — «контрреволюционное течение» «иосифлян», позже составившее костяк Катакомбной церкви. В годы блокады в Ленинграде действовало всего семь храмов. Епархию возглавлял митрополит Алексий (Симанский) — ближайший сподвижник основателя современной Московской патриархии митрополита Сергия (Страгородского). В начале 45-го он провел Поместный собор, который и утвердил его — естественно, единогласно — в должности Патриарха Московского и всея Руси.
В конце 60-х на ленинградской кафедре выдвинулась, пожалуй, самая самостоятельная фигура в РПЦ советского периода — митрополит Никодим. Наладив контакты с зарубежными христианами и поставив Церковь в авангард экуменического движения, Никодим попытался говорить с властью на равных. Даже сейчас, спустя 25 лет после смерти Никодима, почти все руководство РПЦ состоит из его учеников.
Биография нынешнего предстоятеля РПЦ теснейшим образом связана с городом на Неве. Юный Алексей Ридигер учился в Ленинградских духовных школах, а в 1980 гг. возглавил Ленинградскую епархию. Его служение в Питере было недолгим — уже в 1990 году Алексий становится патриархом, однако так уж совпало, что церковное возрождение в городе на Неве началось именно при нем. По его инициативе были канонизированы самые почитаемые в городе святые — Ксения и Иоанн Кронштадтский.
Преемниками патриарха в Петербурге последовательно стали два взаимоисключающих иерарха: сначала — гиперконсервативный митрополит Иоанн (Снычев), потом — либерально-экуменический митрополит Владимир (Котляров). Вступив на кафедру, митрополит Владимир перепугал паству заявлениями о необходимости перевода церковного календаря на новый стиль и о наличии благодатных таинств у католиков.
N20, 2004 г.