Московские новости | Георгий Мирский | 20.04.2004 |
Вся беда в том, что основатель ислама пророк Мухаммад, умерший в 632 году, не назначил себе наследника, и новорожденная религия вскоре после его смерти раскололась на два толка — суннитов и шиитов.
Как убеждены шииты (от слова «шиа», т. е. приверженцы, партия), естественным преемником — халифом — должен был быть Али, двоюродный брат и зять пророка. Вместо этого халифами были избраны три других сподвижника Мухаммада, и лишь четвертым стал Али. Началась борьба за власть, и Али был убит. Та же участь постигла его сына Хусейна. С тех пор шииты считают всю последующую линию наследования должности халифа нелегитимной. Остальные мусульмане не признали правоту шиитов и стали называть себя суннитами (от слова «сунна» — пример, путь жизни Мухаммада).
Все это — дела давно минувших дней, но, единожды расколовшись, оба толка ислама стали вести обособленное существование. Причем шииты всегда были в меньшинстве (на девять суннитов сейчас приходится лишь один шиит).
Особенность этого толка ислама состоит в том, что у шиитов имеется духовенство. Ученые-богословы и становятся политическими вождями. В этом смысле, например, иракский великий аятолла Али ас-Систани стоит несравненно выше, чем молодой лидер восставших шиитов Муктада ас-Садр, авторитет которого основан на репутации его отца, великого аятоллы Мухаммада ас-Садра, погибшего от рук саддамовских палачей.
Преданность шиитов своей вере, их фанатическая готовность к самопожертвованию были продемонстрированы во время иранской «исламской революции» 1979 года. Тогда в ответ на расстрелы манифестантов, поднявшихся по призыву аятоллы Хомейни на борьбу против шаха, вспыхивали новые мощные демонстрации. Люди оспаривали друг у друга право идти в первых рядах, хотя было известно, что именно они будут скошены огнем. И революция победила.
В 1983 году, когда Рейган направил войска в Ливан, шиит-смертник за рулем грузовика проломил ворота американской казармы и произвел взрыв. Погиб 241 солдат. Часовой, стрелявший в водителя, рассказывал, что успел заметить улыбку на его лице за несколько секунд до смерти: он был уверен, что, убивая неверных, идет прямиком в рай.
По сравнению с шиитами сунниты выглядят более умеренными. Но есть исключение — ваххабиты. Официальная идеология Саудовской Аравии распространяется во многих регионах мусульманского мира, в том числе в Чечне и Дагестане. Печально известная «Аль-Каида» тоже ваххабитская организация.
Ваххабизм — это лишь наиболее заметная часть зловещего феномена — исламизма. Радикалы-исламисты дискредитируют ислам, именно они виноваты в том, что все больше людей видят угрозу в мусульманской религии и само слово «ислам» для многих уже стало ассоциироваться с террором.
За последний год исламисты из транснациональных террористических организаций нахлынули в Ирак. Вероятно, именно они и стали дирижерами нынешнего восстания, парадоксальным образом объединившего суннитов и шиитов.
КТО БУДЕТ ДОМИНИРОВАТЬ?
После падения диктатуры Саддама взаимоотношения между суннитами и шиитами были относительно мирными, что удивило многих. В немалой степени это объясняется тем, что оккупационные власти не допустили бы междоусобной войны. А вот сейчас в Ираке борьбу против чужаков ведет как часть суннитов, так и воинственная группировка шиитов.
Что касается первых, то в течение столетий Ирак находился под суннитской Турцией. И после ухода турок сунниты были у власти вплоть до свержения Саддама. Арабы-сунниты, составляющие 20 процентов населения, рискуют стать таким же дискриминируемым меньшинством, каким была шиитская община. Вчерашняя верхушка общества, используя ненависть рядовых суннитов к оккупантам, подняла на борьбу молодежь.
У шиитов иное положение. Впервые за сотни лет у них появилась перспектива стать доминирующей силой в стране, и именно поэтому руководимые Али ас-Систани лидеры «Аль-Хаузы» (шиитской духовной корпорации, базирующейся в Неджефе) поддержали план поэтапной передачи власти в руки иракской администрации. Они понимают, что в дальнейшем шииты будут иметь большинство в органах власти и смогут создать такой тип государства, какой им нужен.
Поэтому для них неприятным сюрпризом стало восстание, поднятое ас-Садром, который фактически бросил перчатку как американцам, так и старым религиозным авторитетам. Ас-Систани и его сторонники должны сейчас пройти между Сциллой и Харибдой. Они не могут открыто противостоять ас-Садру, не рискуя быть обвиненными в предательстве. Но и не намерены наблюдать, как рушится весь процесс, завершением которого должен быть их приход к власти.
Если бы американцы сейчас дрогнули и ушли, не приходится сомневаться, что сунниты и шииты, более не сдерживаемые оккупационным обручем, начали бы борьбу за гегемонию и большое кровопролитие стало бы неизбежным.
Началась бы и другая конфронтация — между арабами и курдами. В своем большинстве курды — сунниты, но на передний план вышел бы не религиозный, а этнический фактор. Уже один вопрос о Киркуке — кому будет принадлежать город и расположенный рядом нефтеносный район — исключает возможность единения между суннитами арабской и курдской национальности.
N 14, апрель 2004 г.