Московские новости | Александр Солдатов | 14.01.2004 |
На нынешнее Рождество президент отправился в древнюю столицу северо-восточной Руси — город-музей Суздаль. До последнего момента выбор Путина держался в секрете, и суздаляне узнали о прибытии в их тихий городок первого лица государства лишь из вечерних выпусков теленовостей. Правда, те из горожан, кто решил накануне праздника съездить на рынок во Владимир, еще днем заподозрили что-то неладное. На трассе Владимир-Суздаль, через каждые сто метров маячили гаишники, а местами сидели вдоль обочин целые взводы омоновцев. В сам Суздаль ближе к вечеру вообще перестали кого-либо пускать — не разбирая, турист ты, гость или местный житель. Город перешел на военное положение.
В последние годы слово «Суздаль» в сознании многих православных россиян устойчиво ассоциируется с понятием «раскол». Именно в этом городе находится самый крупный в России центр «альтернативного Православия» — так принято называть те православные общины, которые не подчиняются официальной Московской патриархии с Патриархом Алексием II во главе. О масштабах суздальского «гнезда раскола» свидетельствуют цифры: в городе действует 19 храмов и 3 монастыря Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ), постоянно проживают 4 архиерея и более десятка священников, располагаются Архиерейский Синод и Духовное училище РПАЦ. По причине огромной популярности среди суздалян главы Церкви митрополита Валентина (Русанцова) прихожанами суздальских храмов РПАЦ являются почти все православные жители города. Храмов Русской Православной Церкви (РПЦ), то есть Московской патриархии, в городе не меньше, но постоянно служат только в трех из них — из-за крайней малочисленности прихожан.
Владимир Путин, который не скрывает своих православных убеждений (президент, к примеру, распорядился разработать постное меню в подведомственном управлению его делами общепите и обустроил домовый храм в своей подмосковной резиденции), похоже, решил взять на себя «историческую миссию» объединения Русского Православия, раздробленного историческими катаклизмами ХХ века. По собственной инициативе и с участием своего духовника он провел в Нью-Йорке 24 сентября прошлого года встречу с руководством Русской Зарубежной Церкви — наиболее крупной и авторитетной русской церковной организации, находящейся вне юрисдикции Московской патриархии. Решительно преодолевая глухое сопротивление руководства РПЦ, президент «пробил» официальный визит первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра в Россию, поначалу назначенный на январь, но теперь перенесенный на март.
Тот факт, что президент профессионально владеет «административным ресурсом», не вызывает сомнений. С помощью этого универсального средства можно решить даже деликатные церковные проблемы и вписать свое имя в анналы церковной истории. Но загвоздка в том, что административное объединение РПЦ и РПЦЗ само по себе не решит тех проблем, которые привели к возникновению «альтернативного Православия», то есть к уходу некоторых клириков и мирян из Московской патриархии. Принимая в свое лоно РПЦЗ, Московская патриархия не собирается восстанавливать соборность (то есть, допускать к церковному управлению рядовых клириков и мирян) или отказываться от сервильной политики «сергианства». Тем более, она не собирается менять сложившуюся систему экономических и административных отношений в Церкви, которая и подталкивает отдельных священников к поиску «альтернативы». А значит, есть опасность, что «вселенский центр» русского «альтернативного Православия» переместится из Нью-Йорка в Суздаль, расположенный всего в 200 км от Москвы, и нынешний церковно-объединительный процесс, в конечном счете, ничего не даст.
Трудно себе представить, чтобы все эти «тревожные» мысли не озвучивала сопровождавшая президента в Суздале многочисленная свита, состоящая из владимирского духовенства РПЦ. Свои «ориентировки» наверняка давал и полпред в Центральном округе Георгий Полтавченко, неплохо разбирающийся в церковных вопросах благодаря своим духовникам и друзьям из высшей церковной иерархии. Более того, Владимир Путин демонстративно посетил храм св. первомученика архидиакона Стефана в селе Кидекша, который является предметом судебного спора между РПАЦ и РПЦ. Настоятелем этого храма состоит Андрей Осетров, который многие годы был секретарем Архиерейского Синода РПАЦ. После отставки с этой должности в апреле 2001 года он начал активный «сбор компромата» против «обидевшего» его митрополита Валентина, добившись в конце концов возбуждения уголовного дела против своего первоиерарха. Заново получив сан священника в РПЦ, Осетров остался служить в том же самом храме, в который некогда назначил его глава РПАЦ. По всем документам этот храм принадлежит Суздальской епархии РПАЦ, однако «по факту» служения в нем Осетрова храм как будто примкнул к РПЦ. Президент, увидев убогую остановку в этой церкви, как водится, пообещал всяческую помощь. Есть еще вопросы о том, каким «безупречно правовым» будет теперь решение суда?
Саму Рождественскую ночь глава Российского государства провел в скромном Знаменском храме Суздаля, расположенном при въезде в город со стороны Владимира. Компактная и уютная церковь вместила только духовенство и свиту президента, так что служба, которую совершал архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, прошла в теплой домашней атмосфере. Показательно, что одним из священников «президентского» Знаменского храма стал Димитрий Красовский — также бывший клирик митрополита Валентина, позже поддержавший Осетрова и заново рукоположенный в священный сан в РПЦ. Уйти из РПАЦ этого отца заставила очень романтичная причина: он влюбился в монахиню Софию, руководившую хором «раскольничьего» Цареконстантиновского собора. В прошлом году во Владимире состоялось торжественное венчание бывшего диакона (и нынешнего священника) с монахиней, которую во время венчания именовали не мирским (Ольга), а именно монашеским именем — София. Разными путями люди приходят к «церковному единству"…
Рядовые православные жители Суздаля, считая Владимира Путина «президентом всех россиян», тщетно пытались зазвать его в свой храм. Прихожане Цареконстантиновского собора РПАЦ снарядили целую депутацию во главе с высокопоставленной чиновницей местной мэрии. Поскольку «общение с народом» было запланировано во время посещения Путиным Суздальского кремля, депутация направилась в его сторону, но была задержана усиленными кордонами ФСО на дальних подступах к «объекту». Там же толпились и простые обыватели, недоумевая, с кем же общается президент. А общался Владимир Путин с весьма достойной публикой — розовощекими русскими бабушками, которые почему-то величали главу государства «батюшкой», а одна из них даже заявила: «Вы — наш царь!» Президент ответил на самые актуальные для суздалян вопросы, в частности — о судьбе щенков своего лабрадора. Выяснилось, что все щенки уже распределены, но «батюшка» пообещал-таки подумать, нельзя ли хоть одного из них «перераспределить» в пользу страждущих суздалян.
Морозной Рождественской ночью Путин улетел из Суздаля в белом вертолете. Но он обещал вернуться! Возможно, в следующий раз он привезет щенка из нового помета «первой собаки» России, а местные власти, в знак благодарности, отрапортуют ему об установлении полной духовно-конфессиональной гармонии в древней столице Северо-Восточной Руси. И имя Владимира Путина все же впишут золотыми буквами в анналы церковной истории, как и имя того щенка, который, Бог даст, свяжет кровными узами жителей маленького провинциального городка-музея с семьей президента великой страны.
ДОСЬЕ «МН»
Настоятель Цареконстантиновского собора Суздаля архимандрит Валентин (Русанцов) назначен в Суздаль в 1973 году, до этого служил в Дагестане. В 1989 году, в результате конфликта с новоназначенным Владимирским архиепископом, был переведен на другой приход, однако суздальские прихожане настояли на том, чтобы о. Валентин остался в Суздале. Конфликт вышел за пределы Владимирской епархии — суздальские прихожане пикетировали здание Московской патриархии, устраивали манифестации и крестные ходы. После того как проблему не удалось решить в лоне РПЦ, архимандрит Валентин с паствой перешел в Русскую Зарубежную Церковь (РПЦЗ), где получил сан епископа. Вскоре Зарубежная Церковь начала сближаться с РПЦ, так что епископ Валентин, ссылаясь на постановление Патриарха Тихона о временном церковном самоуправлении, создал, вместе с другими российскими епископами РПЦЗ, Временное Высшее Церковное Управление, преобразованное в 1996 году в Архиерейский Синод Российской Православной Автономной Церкви. Как глава этой Церкви и по случаю 10-летия своего архиерейского служения, в 2001 году был возведен в сан митрополита. В 2002 году местные власти инспирировали судебный процесс против митрополита Валентина, который сопровождался шумной информационной кампанией. Суздальский суд, с процессуальными нарушениями, вынес условный приговор, который в настоящее время обжалуется в Верховном суде РФ. Ныне РПАЦ окормляют 13 епископов; ее монастыри и приходы имеются в России, Латвии, Белоруссии, Украине, Абхазии, Болгарии, Великобритании, США и Южной Корее.