Русская неделя | А. Мановцев | 17.07.2008 |
«Живем тихо и дружно», — пишет Государь своей сестре Ксении. Княжна Мария пишет своей знакомой по лазарету, после вопросов о разных людях: «Про себя как-то нечего писать, живем по-прежнему».
Дни шли за днями, и узники томились однообразием. Надежды на то, что в далеком от центра Тобольске режим содержания будет ослаблен, не оправдались. В сопровождении охраны разрешалось посещать церковь, но только в воскресенье или на праздники. (После одного инцидента и это утешение оказалось на долгий срок под запретом). В остальном вся жизнь проходила на ограниченном пространстве дома N10 по улице с издевательским названием «улица Свободы». Разрешалось гулять по территории, примыкающей к дому — специально огороженной, без единого кустика или деревца. Есть фотография царской семьи, сделанная во время такой прогулки: по Алексею Николаевичу, который идет и смотрит под ноги, видно, как он мается, как ему скучно.
Между тем, эта жизнь подчинялась определенному ритму. Все дети, кроме Ольги, вставали в 8 утра. Ольга и Государь вставали в 9. Государыня просыпалась рано, но до завтрака оставалась у себя, занимаясь чем-либо. После чая Государь выходил из дома, занимался физическим трудом, затем читал у себя в кабинете. У детей же, кроме Ольги Николаевны, были уроки до 11 часов. С 11 до 12 была перемена, в 12 часов детям приносили бутерброды и молоко, и Государь в это время обязательно приходил к ним. С 12 до часа дня снова были уроки, в час дня — завтрак. После завтрака дети и Государь выходили гулять. В пять часов был вечерний чай, который семья пила всегда в полном сборе в кабинете у Государя. После чая дети занимались опять. Если же не было уроков, занимались рисованием, вышивкой, фотографией. В 8 часов был обед. После обеда дети играли, вообще — свободно проводили время. В эти часы разрешалось посещение семьи свитой. Иногда играли в карты, иногда Государь читал, преимущественно классику: Лескова, Тургенева. По воскресеньям, в январе и феврале 1918 г., ставились домашние спектакли, на английском или французском языках, постановщиками были то Гиббс, то Жильяр. Поставили и Чехова — пьесу «Медведь», главную роль в которой играл сам Николай II. Алексей Николаевич рано ложился спать. Остальные в поздний час на прощание собирались на чай у Государыни В своей книге «Домашняя церковь», в разделе «Христианский быт», прот. Глеб Каледа писал: «Ритмичность жизни — необходимое условие для нормального физического и духовного развития семьи и ее членов».
Читаешь «нормального… развития», и слова эти — режут… В последний раз для царской семьи зима сменялась весной, пройдет несколько месяцев, и они погибнут. Впрочем, тут нельзя не заметить, что в наших мыслях о царственных мучениках мы как будто лишаем их надежды. Мы поддаемся гипнозу злодеяния, и оказываемся не в состоянии представить, как это они могли развлекаться или думать об организации уроков? А они не унывали и жили, «как все живут», как и мы живем: разрешая простые насущные проблемы; с той разницей, что им для этого требовалось значительно больше мужества.
Полагаясь на волю Божию, царственные узники сознавали и опасность своего положения. Нельзя сказать, чтоб они сознательно готовились к гибели от руки врагов. Но признавали такую возможность. Об этом можно судить по их отношению к стихотворению Сергея Бехтеева «Молитва» («Пошли нам, Господи, терпенье…»). Ольга Николаевна переписала его к себе в тетрадь. Государыня послала его, на оборотной стороне открытки с изображением Христа, одному из самых дорогих для себя адресатов, полковнику А. В. Сыробоярскому. Как вы помните, последняя строфа в нем звучит так: «И у преддверия могилы / Вдохни в уста Твоих рабов / Нечеловеческие силы / Молиться кротко за врагов». Удивительно, но это стихотворение было написано С. Бехтеевым в октябре (!) 1917 года и получено царской семьей в Тобольске не позднее начала января 1918 г.
Среди книг, найденных в Ипатьевском доме и принадлежавших Государыне, находился сборник святоотеческих поучений «О терпении скорбей». Книга изобилует подчеркиваниями, сделанными рукой Александры Федоровны. Отмечены ею и такие слова, принадлежащие преп. Макарию Великому: «… нам заповедано взять крест наш и последовать Христу, что значит быть постоянно готовым к подъятию смерти. Если будем в таком расположении и настроении духа, то, как сказано, будем переносить с великим удобством всякую скорбь, и внутреннюю, и находящую извне».
Все же о возможности преступления, совершенного затем в Екатеринбурге, не думал никто, кроме тех, кто его готовил (что и было им на руку). Ждали созыва Учредительного собрания; оно должно было решить и то, какую форму правления примет страна, и участь царской семьи. И Государь, и Государыня говорили неоднократно, что желают остаться в России. После октябрьского переворота это означало лишь одно… Теперь только немцы, от которых большевики так сильно зависели, могли вызволить царскую семью. Это было бы самым большим унижением для последней, и Государыня сказала однажды: «Лучше умереть в России, чем быть спасенной немцами» — не подозревая пророческого характера собственных слов. Ибо, ради политических выгод, немцы стали-таки требовать вывоза царской семьи из Тобольска в Москву (а затем — в их распоряжение). Тогда Свердлов разыграл инсценировку исполнения этого требования и «насильственного захвата» царя в Екатеринбурге. О том, как это осуществлялось, обстоятельно рассказано в книге П. Мультатули «Свидетельствуя о Христе до смерти», в главе «Миссия комиссара Яковлева». Не останавливаясь на этом вопросе подробнее, заметим лишь, что, действуя по указке дьявола, убийцы исполняли желание мучеников, и совершалась воля Божия.
За все шестнадцать месяцев заточения никто не слышал от страстотерпцев (и не прочитал в письме от кого-либо из них) ни слова ропота или упрека, ни слова жалости к себе. Вся горечь — только о России, вся боль — о страдающих безвинно, и о тех, кто близок и дорог, и о тех, кто лично не знаком. Государыня пишет А. Вырубовой в октябре 1917 г.: «Вдали ужасно трудно, невозможность помочь, утешить, согревать страдающего любимого человека — большое испытание….Как за них страдаешь и молишься. Это единственное, что всегда и везде можно». В декабрьском письме, также Анне Вырубовой: «Какая я стала старая, но чувствую себя матерью этой страны и страдаю, как за своего ребенка и люблю мою родину, несмотря на все ужасы теперь и все согрешения… несмотря на черную неблагодарность к Государю, которая разрывает мое сердце — но ведь это не вся страна. Болезнь, после которой она окрепнет. Господь, смилуйся и спаси Россию!.. Страданье со всех сторон». Татьяна Николаевна пишет в одном письме (в начале декабря 1917 г.): «У нас тут все по старому. Пока, слава Богу, все тихо и мирно. < > Жалею всех несчастных жителей Петрограда. Ужасно должно быть там теперь».
Государь сокрушался о своем отречении. Увы, находятся люди, в наши дни, которые замечают на это: «Прозрел, да поздно». Можно быть уверенным, что эти люди не читали Жильяра и не размышляли ни об обстоятельствах отречения, ни о молитве царя в ночь на 2 марта 1917 г., ни о явлении Державной иконы Божией матери. П. Жильяр писал так: «Он (Николай — А.М.) страдал теперь при виде того, что его самоотречение оказалось бесполезным, и что он, руководствуясь лишь благом своей родины, на самом деле оказал ей плохую услугу своим уходом. Эта мысль стала преследовать его все сильнее и впоследствии сделалась для него причиной великих нравственных терзаний». Терзания стали особенно сильными после заключения Брестского мира. О внутренних страданиях царя знали только двое: П. Жильяр и Александра Федоровна. Государь был со всеми приветлив, всех поддерживал. Так же держала себя и царица. Она писала А. Вырубовой (в декабре 1917 г.): «Он (Николай — А.М.) прямо поразителен — такая крепость духа, хотя бесконечно страдает за страну, но поражаюсь, глядя на него. Все остальные члены семьи такие храбрые и хорошие и никогда не жалуются».
Руками Государыни и великих княжон было сделано множество подарков к Рождеству. Татьяна пишет М. Хитрово (10 декабря ст.ст. 1917 г.): «Работаем много, вышиваем, вяжем и т. д. Все-таки надо же подарить что-нибудь всем нашим на елку». Жильяр вспоминал: «Ее Величество раздала несколько шерстяных жилетов, которые сама связала: она старалась таким образом выразить трогательным вниманием свою благодарность тем, кто остался им верен». И далее, о сочельнике: «Мы чувствовали, что представляем из себя одну большую семью; все старались забыть переживаемые горести и заботы, чтоб иметь возможность без задних мыслей, в полном сердечном общении, наслаждаться этими минутами спокойствия и духовной близости».
После Рождества семья лишилась возможности посещения церкви. Службы совершались только в домовой церкви, для которой, с начала пребывания царской семьи в Тобольске, была отведена большая зала. Не всегда могли придти монахини из Иоанновского монастыря (под Тобольском), опекавшего узников, поэтому царица и великие княжны сами пели на клиросе. Лишь в первую неделю Великого поста семье разрешили посещение церкви: они говели (три раза на неделе посетили церковь, остальные службы совершались дома, пели Государыня с дочерьми), в субботу — причастились. Мы видим, как, в полной мере, царская семья исполнила правило, сформулированное в книге Г. Каледы «Домашняя церковь»: «Семья как домашняя церковь должна иметь совместную молитву и „ношение“ друг друга в индивидуальных молитвах. Семейная молитва вырастает из совместных молитв отца и матери и обучения молитвам детей».
Незадолго до приезда комиссара Яковлева, не подозревая, что Пасху она встретит с Государем и Марией, в разлуке с остальными близкими, в полной изоляции от мира, без священника, под надзором грубой охраны Дома Особого Назначения, Государыня писала А. Вырубовой: «Как тебе дать почувствовать, чем озарена моя душа? Непонятной, необъяснимой радостью, — объяснить нельзя, только хвалю, благодарю и молюсь. Душа моя и дух Богу принадлежат. Я чувствую ту радость, которую ты иногда испытывала после причастия или у святых икон. Как Тебя, Боже, благодарить? Я недостойна этой милости. О, Боже, помоги мне не потерять, что Ты даешь. Душа моя ликует, чувствует приближение Жениха, грядет Он». Так укрепляет Господь — перед восхождением на Голгофу.