Русская линия
Православие и Мир Анна Данилова02.06.2008 

Мерзость запустения, или фотосессии в алтаре

Половина России — мертвые города и села — места, где заброшены и не восстановлены храмы. Места, где храмы отданы под музеи и выставки. Здесь по-настоящему больно находиться: в прекраснейших соборах, воздвигавшихся для служения Богу, не слышна молитва, не совершается Литургия, только туристы, позевывая, толпятся у прилавков с сувенирами.

Фото Анны Даниловой
Фото Анны Даниловой
Время от времени в обществе, преимущественно в интернете, вспыхивают бурные скандалы, вызванные небрежной реставрацией или записью фресок в действующих храмах. Действительно, суть храмовой реставрации иногда (нечасто) отличается от музейной. Цель музейной реставрации — максимальная консервация первоначального произведения, цель храмовой — воссоздание целостности образа, перед которым будет возноситься молитва.

Однако табличка «памятник архитектуры» — не гарантирует того, что этот памятник будет находиться в ужасающем запустении. Музейная консервация нередко приводит к тому, что памятник архитектуры стоит без малейшего, даже самого необходимого, вмешательства извне. Село Кидекша под Суздалем, храм свв. Бориса и Глеба, построенный в 1152 году — больше 850 лет назад, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Храм с порога источает запах сырости. Почти не видно на стенах святых ликов, осыпаются стены, только там, где некогда была солея, лежит табличка: «Не наступать!».

А вот бывший алтарь — святая святых — никак не отгорожен, здесь все туристы и фотографируются.

Храм разрушается не только извне, попирается самый смысл святыни.

Диалог с билетершей:

— Скажите, а почему не прегражден доступ в алтарную часть храма? Почему свободно можно заходить в алтарь?

— А мы не храм (!), а музей.

— Но это же просто кощунственно!

— А сейчас везде кощунство.

Горько, тяжело, больно смотреть на такие памятники архитектуры. Тяжело видеть и храм неподалеку — во Владимире — превращенный в музей стекла. Внутри евроремонт, на месте алтаря цветок из стекла, а стены храма снаружи заросли мхом.

У любой вещи есть форма и содержание — цель, для которой вещи создана и используется. Если убрать смысл, то немного пользы будет в вещи. Нужно возвращать храмам их смысл. Сразу вспоминается храм свт. Николая в Толмачах, что при Третьяковской галерее: условиях хранения икон музейные, но иконы находятся в храме, у них молятся, их не вырывают из той среды, для которой они были созданы.

Старинное предание говорит, что на месте разрушенного храма стоит Ангел Господень и проливает слезы до тех пор, пока не будет отслужена в восстановленном храме первая Божественная литургия…

http://www.pravmir.ru/article_2990.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика