Православие и Мир | Анна Данилова | 02.06.2008 |
Фото Анны Даниловой |
Однако табличка «памятник архитектуры» — не гарантирует того, что этот памятник будет находиться в ужасающем запустении. Музейная консервация нередко приводит к тому, что памятник архитектуры стоит без малейшего, даже самого необходимого, вмешательства извне. Село Кидекша под Суздалем, храм свв. Бориса и Глеба, построенный в 1152 году — больше 850 лет назад, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Храм с порога источает запах сырости. Почти не видно на стенах святых ликов, осыпаются стены, только там, где некогда была солея, лежит табличка: «Не наступать!».
А вот бывший алтарь — святая святых — никак не отгорожен, здесь все туристы и фотографируются.
Храм разрушается не только извне, попирается самый смысл святыни.
Диалог с билетершей:
— Скажите, а почему не прегражден доступ в алтарную часть храма? Почему свободно можно заходить в алтарь?
— А мы не храм (!), а музей.
— Но это же просто кощунственно!
— А сейчас везде кощунство.
Горько, тяжело, больно смотреть на такие памятники архитектуры. Тяжело видеть и храм неподалеку — во Владимире — превращенный в музей стекла. Внутри евроремонт, на месте алтаря цветок из стекла, а стены храма снаружи заросли мхом.
У любой вещи есть форма и содержание — цель, для которой вещи создана и используется. Если убрать смысл, то немного пользы будет в вещи. Нужно возвращать храмам их смысл. Сразу вспоминается храм свт. Николая в Толмачах, что при Третьяковской галерее: условиях хранения икон музейные, но иконы находятся в храме, у них молятся, их не вырывают из той среды, для которой они были созданы.
Старинное предание говорит, что на месте разрушенного храма стоит Ангел Господень и проливает слезы до тех пор, пока не будет отслужена в восстановленном храме первая Божественная литургия…