Русская линия
Православие и Мир Полина Волошун29.05.2008 

«Я желаю молиться с народом!»
Покровительство великой княгини Елизаветы Федоровны православной Уфимской миссии

Образ святителя и чудотворца Николая, называемый Березовским, явил себя во время царствования Иоанна Васильевича Грозного. Напротив того места, где теперь село Николо-Березовка. На месте явления иконы, где стали совершаться множество чудес и исцелений, был основан Камско-Березовский Богородицкий черемисский монастырь. [1]

Чудесный образ святителя и чудотворца Николая, а также монастырь, привлекали многих паломников, в том числе некрещеных язычников.

8 июля 1910 года [2] Великая Княгиня Елизавета Федоровна прибыла туда на пароходе «Межень» [3] - ко времени освящения придела при новом храме во имя прп. Сергия Радонежского в память о покойном Великом Князе Сергее Александровиче. [4]

Власти готовились встретить ее с почестями, на что Елизавета Федоровна ответила: «К чему все это? Зачем? Пусть будет все просто, как это бывает при обычном посещении архиереем своей епархии. Я еду молиться; я желаю молиться с народом; я хочу видеть жизнь нашего народа в ее непосредственной, ничем неприкрашенной действительности». [5] В это время в селе Николо-Березовка случился пожар, уничтоживший десятки домов. Великая Княгиня, узнав об этом несчастии, сказала: «Да, мне и нужно быть там, где несчастье, где страдание народное», и тут же телеграфировала Императору, который в свою очередь прислал погорельцам тысячу рублей. [6] В селе был открыт Комитет помощи, организованы медицинское обслуживание, столовые с выдачей горячей пищи и разрешен бесплатный отпуск для беднейших погорельцев леса. [7] Погорельцы были до глубины души растроганы такой Высочайшей милостью.

8 июля в 4 часа дня пароход «Межень» пристал к берегу. Встречал епископ Нафанаил Елизавету Федоровну в сопровождении казначеи обители В.С. Гордеевой, гофмейстера Корнилова и врача Никитина, [8] и все проследовали с пристани, в сопровождении громадной толпы народа в Николо-Березовский храм, где совершен был торжественный молебен.

По желанию местных крестьян, их трудами, вся дорога до села была убрана гирляндами зелени; перед Николо-Березовкой красовалась, украшенная флагами и зеленью, арка с инициалами Великой княгини. [9] Погода стояла тихая и жаркая. [10]

Елизавета Федоровна посещала все службы. «Долго молились… Уже последние лучи заходящего солнца мягким светом своим едва озаряли лики святых. Вот солнце совсем зашло за гору. В воздухе свежо… Великая Княгиня не замечала этой вечерней прохлады; не чувствовала никакого утомления от длительной службы». [11]

За богослужением пели инородческие хоры: черемисский, татарский и чувашский. Владыка благодарил Великую Княгиню за молитвы, на что она ответила: «Да, мне было приятно помолиться с вами. Пение церковных песнопений на инородческих языках очень заинтересовало меня. Хотя, конечно, я не могла разобрать, на каком языке и что поют». [12]

В крестных ходах принимало участие все духовенство, прибывшее из разных мест епархии. Чудотворный образ святителя Николая на крестном ходе несла Елизавета Федоровна. Архипастырь Уфимский взял образ, подошел к Великой княгине и подал его ей. Позже он сказал: «Я и сам не знаю, как это случилось. В ту минуту разве мы действовали? Разве мы рассуждали? Действовал через нас и руководил нами сам святитель Николай». [13] Взоры всех были обращены на Великую Княгиню: «…она идет твердо, спокойно. Тихий, радостный взгляд ее очей покоился на святой иконе… Картина шествия была настолько потрясающа, что весь народ пришел в умиление. Не только женщины, но и крепкие духом мужчины — все плакали… Трижды подходили к Великой Княгине и просили у нее икону, но она не хотела расстаться с ней». [14]

На освящение при монастырском храме придела во имя прп. Сергия Радонежского чудотворца Елизавета Федоровна привезла в дар икону преподобного, которой благословил ее в путь у гроба прп. Сергия митрополит Московский Владимир. [15]

«Незабвенные, светлые и радостные июльские дни 1910 года, когда Николо-Березовский и монастырский храмы видели в своих стенах, у подножия чтимой святыни — чудотворного образа святителя Христова Николая, — коленопреклоненную и горячо молящуюся Царственную Паломницу». [16]

Великую Княгиню интересовало благосостояние народа, особенности образа жизни, состояние народного просвещения, она спрашивала о религиозных верованиях разных племен. [17]

Елизавета Федоровна посетила также окрестные деревни. Флагами украшены были все селения, в которых останавливалась Великая княгиня. [18] В деревне Арлан она была встречена некрещеными черемисами во главе с шаманом, который поднес ей хлеб-соль, и она на их глазах приняла его, поцеловала и отведала. На ее вопросы черемисы отвечали: «Своего бога признаем и Царя почитаем». [19] Язычники почитали святителя Николая как Бога — «Никола Юмо».

В этом селе было министерское двухклассное училище. А у его учителя лежала, прикованная к постели, дочь. Елизавета Федоровна заметила ее, склонилась, как сестра милосердия над ее изголовьем, говорила с ней, утешала, ободряла… «Слышно было, как больная прошептала: „Теперь хорошо!..“ Великая Княгиня потом посылала к ней своего врача. [20]

В деревне Крым-Сараево Великая Княгиня неожиданно приказала остановиться около первого, стоящего на краю, черемисского домика и посетила хозяев.

В селе Кареево Елизавета Федоровна приняла приглашение посетить дом языческого жреца, познакомилась с его семьей, с двумя маленькими дочерьми. Хозяин говорит с Великой Княгиней, а у самого слезы. „Что же ты плачешь? — спрашивают. — Надо радоваться“. А он ответил: „Радуемся шибко. Увидел ее — и слезы. Ждали часами, теперь радуемся!“ [21]

По пути Елизавету Федоровну приветствовали нарядные черемисы, пришлось остановиться. Как оказалось, это место является священной рощей язычников. Это были древние места поклонения язычников — их священная роща, кереметь, куда и ныне язычники собирались на молитву, совершали богослужение и приносили жертву богам. Народ предложил Великой Княгине показать, как язычники совершают свои моления. На это она ответила: „Как? Разве религию можно делать предметом зрелищ?“ Однако она, не желая огорчать народ, пошла с ними в рощу. [22]

„Сколько внимания и любви к народу было сказано; все получали к ней доступ видеть и печаловаться в своих нуждах и горестях, и все получали милостивое утешение, и обещание сделать все для них на пользу. Когда Великой Княгине доложили о свирепствующей местной глазной болезни (трахоме), то и помощь была готова через обещание послать глазной врачебный отряд. Чтобы убедиться и воочию видеть быт и обстановку обыденной жизни, Великая Княгиня посетила даже хаты, в которых живут бедняки“. [23]

11 июля, в воскресный день и в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги на пристани был отслужен напутственный молебен, после чего Елизавета Федоровна отбыла в Казань. [24]

Вскоре была получена телеграмма на имя епископа Нафанаила от 11 июля сего года: [25] „Его Преосвященству Епископу Нафанаилу. Покидая Вашу епархию, уношу в душе отпечаток глубокой радости, благодаря молитвенному соединению с Вами и вверенной Вашему Преосвященству паствой. Никогда не забуду так мало заслуженного счастья нести чудотворную икону небесного покровителя Уфимского края. Дай Бог, чтобы по молитвам святителя Николая я могла бы хоть немного принести пользы Вашему святому делу миссионерства. Еще раз примите и передайте Вашим священнослужителям и сотрудникам мою искреннюю благодарность. Поручаю себя Вашим святым молитвам. ЕЛИСАВЕТА“.

В ноябре [26] Преосвященный Нафанаил Уфимский и Мензелинский обратился с докладом в Православное Миссионерское Общество, где было рассказано об истории Уфимской миссии, инородческом составе населения епархии, излагались все потребности, трудности и особенности миссионерской деятельности духовенства епархии, и в заключение епископ просил доложить Великой Княгине Елизавете Федоровне обо всем, что было написано в докладе об инородцах и принять Уфимскую миссию под ее высокое покровительство.

Вскоре последовало Высочайшее соизволение: [27] „Государь Император… в 23 день июля месяца сего года Высочайше соизволил на принятие Православной Миссии в Уфимской епархии под Августейшее покровительство Ея Императорского Высочества, Великой Княгини Елизаветы Федоровны“, о чем обер-прокурор Святейшего Синода уведомил Преосвященного Нафанаила».

В это же время в Уфе собрался епархиальный съезд. Собравшиеся, как лучшие выборные люди епархии, удостоились первые об этом услышать и, возвратившись по своим местам, они разъясняли, какое великое значение имеет для миссии принятие ее под покровительство Великой Княгини. «Значение заключается в том, что пастыри Уфимской епархии, в исполнении своего трудного миссионерского служения, могут с упованием проходить свое тяжелое поприще, сознавая, что они не одиноки… Ныне пастыри Уфимской епархии пусть возгорают в себе подвиг апостольского служения в силе и духе, помня, какое великое содействие и облегчение… они получили для насаждения веры Христовой среди тех, которые ее еще не приняли или еще заблуждаются в ересях и сектах… Все удостоились и будут ограждены царственными заботами Великой Покровительницы».

Епархиальное торжество было ознаменовано 29 августа совершением в Кафедральном соборе торжественного богослужения и благодарственного молебна с участием всего городского духовенства и представителей духовенства в лице о.о. депутатов епархиального съезда, в присутствии Миссионерского Комитета, Братства Воскресения Христова и Духовной Консистории в полном составе.

Решено было поднести Государю Императору икону Святителя Николая — копию его чудотворного образа в с. Николо-Березовке. Августейшей Покровительнице Уфимской Православной Миссии Великой Княгине Елизавете Федоровне решили поднести такую же икону и адрес от имени всего духовенства и православных жителей епархии.

Елизавета Федоровна 1 и 9 августа в Петергофе лично докладывала Государю Императору о своей поездке в Николо-Березовку и о состоянии Уфимской Миссии. Государь Император выслушал ее доклад с большим вниманием и интересом. [28]

1 сентября 1910 г. в городе Уфе [29] (в Успенском мужском монастыре) под Августейшим Покровительством Великой Княгини начали свои занятия краткосрочные миссионерские курсы по расколу и сектантству. [30]

5 сентября в знаменательный день Тезоименитства Великой Княгини курсисты ходатайствовали пред Его Преосвященством с тем, чтобы поздравить Ее Высочество. Елизавета Федоровна прислала в ответ телеграмму: «До глубины души была тронута и благодарна за ваши молитвы в день моего Ангела; искренне желаю полного успеха собравшимся… для совместной братской подвижнической работы. Прошу святых молитв. ЕЛИСАВЕТА». [31]

15 апреля 1911 года произошло удивительное событие [32] - прибыла святая икона Спасителя, пожертвованная Великой Княгиней Елизаветой Федоровной в Камско-Березовский миссионерский монастырь. Икона была собственноручно написана Елизаветой Федоровной и принесена Ея Высочеством в молитвенный дар обители. Образ имеет большой размер и изображает на чеканном золотом фоне Спасителя, как Царя Славы, сидящим на троне. Правая рука сложена благословляюще, а левая — держащей раскрытый свиток, на коем начертаны Евангельские слова: «Аз есмь Свет миру». [33]

Икону встретил преосвященный Нафанаил со всем духовенством, и торжественным крестным ходом она была отнесена в монастырь.

Великая Княгиня Елизавета Федоровна прислала на торжество телеграмму: «Николо-Березовка. Епископу Нафанаилу. Молитвенно была с Вами эти дни; счастлива, что Господь позволил мне потрудиться для Николо-Березовской обители. Тронута, Владыко, молитвенной памятью Вашей и Вашей паствы. ЕЛИСАВЕТА». [34]

Вскоре [35] Елизавете Федоровне была представлена докладная записка с личными соображениями епископа Нафанаила по устроению миссии в Уфимской губернии. Весь Бирский край был населен черемисами, вотяками, татарами (последние — преимущественно мусульмане, черемисы и вотяки почти все язычники, а крещеные из них не многим лучше язычников). При Камско-Березовском Богородицком миссионерском черемисском мужском общежительном монастыре открыта миссионерская школа, куда принимают на полное содержание мальчиков черемис-язычников. Задача этого заведения — готовить учителей для открывающихся по деревням школ. Однако, вследствие крайней бедности монастыря, дело просвещения идет крайне медленно. «Приходские священники оставляют себе место зрителей в деле миссионерства и только издали наблюдают…» [36] Преосвященный Нафанаил поведал Великой Княгине тяжелое состояние дел миссии, упадок монастыря и дела просвещения. Инородческая школа больше не может себе позволить содержать учащихся, отчего их количество сократилось втрое. Повсюду стали открывать русские школы, куда принимали только крещеных инородцев, и то — за установленную для них плату за обучение. В то же время монастырь является центром стечения паломников-язычников, почитающих образ святителя Николая как чудотворный.

Великая княгиня согласилась с мнением епископа Нафанаила; было решено преобразовать Камско-Березовский мужской монастырь в женский миссионерский, с открытием при нем инородческой миссионерской школы для девочек. Преосвященный Нафанаил писал Елизавете Федоровне: «Наши современники — великие пастыри и учители святой Церкви Христовой — о. Амвросий, старец Оптиной пустыни и о. Иоанн Кронштадтский были создателями женских обителей, придавали им величайшее религиозное значение, как рассадников живой веры во Христе и истинной христианской жизни, чего, к глубочайшему сожалению нельзя сказать о мужских обителях». [37] Владыка также ходатайствовал перед Елизаветой Федоровной, чтобы «приняли живое и непосредственное участие в должностях учительниц сестры святой Марфо-Мариинской обители… они внесут глубокую веру в святость миссионерского делания, внесут бескорыстный труд и любовь». При этом работа миссионерской школы для мальчиков не была прекращена: учащимся снова предоставили общежитие с бесплатным обучением и полным содержанием. Кроме того, при училище решено было ввести обязательное обучение инородцев садоводству, огородничеству и пчеловодству, а также практическим ремеслам — кузнечному, столярному и сапожному.

При поддержке Великой Княгини в монастыре были восстановлены старые постройки и завершено строительство двухэтажного каменного храма.

В 1914 году [38] Елисавета Феодоровна снова посетила Уфимскую епархию. Великая княгиня прибыла в Казанский Богородицкий миссионерский женский монастырь в селе Николо-Березовке. Среди местного населения всюду было заметно радостное оживление в связи с предстоящим прибытием Высокой Гостьи. «Всем селом приедем посмотреть Матушку Княгиню и поклониться Ей, уж очень-то мы полюбили Ее за ласковое с нами обращение в прошлый Ея проезд в 1910 году по нашему селу», — сказал пишущему эти строки мужичек, из села Касева… Из Уфы прибыли преосвященный Андрей с миссионерским архимандритом Николаем, белым духовенством; граф А.Г. Толстой и другие. [39]

Вместе с Елизаветой Федоровной прибыла ее сестра — принцесса Баттембергская Виктория с дочерью принцессой Луизой; сопровождали их также гофмейстер А.П. Корнилов, генерал-майор А.А. Зуров, В.С. Гордеева и другие лица. [40]

8-го июля архиерейским служением в женском монастыре, при большом стечении народа, была Божественная литургия и молебен о благополучном плавании Ея Высочества; вечером же 9-го июля, накануне дня приезда Великой Княгини, в монастыре Преосвященнейшим Андреем было совершено всенощное бдение.

Наступил долгожданный и памятный для епархии день. С раннего утра народ заполнил левый берег Камы от пристани до с. Николо-Березовки. В 8 часов утра на пароходную пристань съехались все лица, прибывшие в Николо-Березовку для встречи Ея Высочества.

В 8.30 к пристани тихо причалил пароход «Межень». На пристани Ея Высочество, после приветствия с Владыкой, проследовала в находящуюся тут же на пристани часовню местного женского монастыря, где была совершена о. архимандритом Николаем лития при пении сестер обители. Из часовни Ея Высочество подошла к находившимся на пристани начальствующим лицам губернии и приняла хлеб-соль от члена Бурской уездной земской управы Криницкого. С пристани Августейшая Паломница отбыла в женский Богородицкий монастырь через с. Николо-Березовку. При въезде в Николо-Березовку Ея Высочество приняла приветствие и хлеб-соль от местного населения.

Масса православных разноплеменных окрестных жителей, в значительной своей части не понимающих русского языка, но с сердечным умилением ожидали прибытия Августейшей Паломницы. Теперь уже жаждали как бы родственного свидания с Высокой своей Покровительницей.

Наконец колокольный трезвон с монастырской звонницы возвестил о въезде в обитель Высокой Гостьи. Приветствуя Ее Высочество, Владыка Андрей сказал: «Ваше Императорское Высочество… дерзаю уверить Вас, что-то море голов, которое сейчас окружает эту скромную обитель, говорящее на четырех языках, но имеющее одно — русское сердце, преданное Царю и св. Церкви, никогда не перестанет благодарить Господа за Ваше внимание к ним, за Вашу материнскую ласку, за ту радость, которую Вы им несете. Да благословит Вас Господь и да исполнит все благие намерения сердца Вашего во славу Его пресвятого Имени».

Ее Высочество, приложившись к св. Кресту, последовала за крестным ходом внутрь храма, где тотчас же началась Божественная литургия.

Богослужение это было необычным: пение исполнялось четырьмя хорами певчих — монашествующих, детей монастырской школы, крещено-татарским и черемисским. Некоторые ектении и песнопения евхаристического канона были исполнены поочередно крещено-татраским и черемисским хорами на своих языках. На нового человека такое пение производило весьма сильное впечатление… [41]

После молебна Ея Высочество с сопровождавшими Ее лицами и Владыкой Андреем посетила покои настоятельницы монастыря игуменьи Марии, где беседовала с собравшимися, а затем отбыла на пароход «Межень».

В четвертом часу дня Елизавета Федоровна вновь прибыла в монастырь, где собственноручно раздавала крестики, иконки и подарки как учащим, так и всем учащимся.

В 5 часов вечера Преосвященнейший Андрей начал служение всенощного бдения под открытым небом у входа в храм. За всенощной всем молящимся были розданы от Великой Княгини иконки, книжки «псалтири» и листки с поучениями.

По окончании всенощной Ея Высочество отбыла на пристань, а около 9 часов вечера население края с высокого берега Камы посылало прощальное приветствие удалявшейся на «Межени» Великой Княгине и мысленно обращалось к Господу Богу.

Из Верхотурья Ея Высочество прислала игумении Марии следующую телеграмму: «С удовольствием усмотрела вчера, что ваша юная обитель процветает. Да пошлет вам всем Господь крепости и сил на святое дело молитвы и распространение Православия между инородцами. Передайте сестрам, что надеюсь в будущем еще посетить вашу обитель и застать всех крепкими духом и работающими к дальнейшему процветанию обители. Прошу ваших святых молитв у вашего небесного покровителя Николая Чудотворца, да поможет он вам. ЕЛИСАВЕТА»

Счастливыми воспоминаниями живет теперь инородческий край. Он дважды видел свою Августейшую Покровительницу и вместе с Ней молился Господу Спасителю, Упованию всех концев земли, об укреплении своем в истинах веры православной.

Ея Высочество пожаловала игумении Марии, настоятельнице женского монастыря, портрет с Собственноручной подписью. Так же пожалован портрет и второклассной школе.

Вскоре Августейшая Покровительница Уфимской миссии выразила намерение снова прибыть в Уфу в день годичного миссионерского собрания, но неожиданные обстоятельства не позволили Ея Высочеству прибыть в Уфу. [42]

Владыка получил телеграмму от Великой Княгини из Верхотурья 17 июля сего года: «Уфа. Епископу Андрею. В виду непредвиденных обстоятельств, не можем, к сожалению, заехать в Уфу; завтра выезжаем на Пермь и Камой обратно. Прошу святых молитв Ваших; искренно сожалею и прошу передать собравшимся, что надеюсь, с Божией помощью, специально приехать в Уфу на один из миссионерских съездов. ЕЛИСАВЕТА». И жители Уфимской епархии не оставляли надежды вновь увидеть своей Августейшую Покровительницу, что Великая Княгиня снова будет в Николо-Березовке, «и голосу молвы народной верят и ждут Ея прибытия». [43]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Свщ. Иаков Шестаков. История Камско-Березовского Богородицкого миссионерского Черемисского мужского общежительного монастыря Уфимской епархии. СПб., 1910.
2. Журнал «Уфа», N 11 (60) ноябрь 2006, N 12 (61) декабрь 2006 г.

3. Уфимские епархиальные ведомости, 15 июля — 1 августа, N 14−15, 1910 г. Посещение Николо-Березовки Ея Императорским Высочеством Благоверной Государыней и Великой Княгиней Елизаветой Федоровной (с 8 по 11 июля 1910 г.)

4. Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910.

5. Уфимские епархиальные ведомости, 15 августа — N 16, 1912 г.

6. Уфимские епархиальные ведомости, 15 сентября — N 8, 1910 г.

7. Уфимские епархиальные ведомости, 1 октября — N 19, 1910 г. С. 790.

8. Свщ. Стефан Матвеев. Первые в Уфимской епархии курсы по приходской миссии для крещенных инородцев. Уфа, 1911 г.

9. Уфимские епархиальные ведомости, 1 апреля — N7, 1911 г. С. 332−333.

10. Уфимские епархиальные ведомости, 15 мая — N 10, 1911 г. С. 377.

11. Уфимские епархиальные Ведомости. 1914. N 15. 1 августа.

12. Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг.

13. Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1911 год. Уфа., 1911.



[1] Сначала как подворье Уфимского Успенского Монастыря с 1878, как самостоятельный Монастырь с 18 февраля 1901 г.

[2] Журнал «Уфа», N 11 (60) ноябрь 2006, N 12 (61) декабрь 2006 г.

[3] Уфимские епархиальные ведомости, 15 июля — 1 августа, N 14−15, 1910 г. Посещение Николо-Березовки Ея Императорским Высочеством Благоверной Государыней и Великой Княгиней Елизаветой Федоровной (с 8 по 11 июля 1910 г.). С. 601.

[4] Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 2.

[5] Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 4.

[6] Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 4 — 5.

[7] Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1911 год. Уфа., 1911. С. 3.

[8] Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 17.

[9] Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 14.

[10] Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1911 год. Уфа., 1911. С. 5.

[11] Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 23.

[12] Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 24.

[13] Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 23.

[14] Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 34−35.

[15] Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 26.

[16] Уфимские епархиальные ведомости, 15 августа — N 16, 1912 г. С. 708.

[17] Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 24.

[18] Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 17.

[19] Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 54.

[20] Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 60.

[21] Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 65.

[22] Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г. в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 67 — 68.

[23] Уфимские епархиальные ведомости, 15 сентября — N 8, 1910 г. С. 733.

[24] Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 19.

[25] Уфимские епархиальные ведомости, 15 июля — 1 августа, N 14−15, 1910 г. С. 595

[26] Там же. С. 733.

[27] Уфимские епархиальные ведомости, от 15 сентября — N 8, 1910 г. С. 723.

[28] Там же. С. 751.

[29] Уфимские епархиальные ведомости, 1 октября — N 19, 1910 г. С. 790.

[30] Свщ. Стефан Матвеев. Первые в Уфимской епархии курсы по приходской миссии для крещенных инородцев. Уфа, 1911 г.

[31] Свщ. Стефан Матвеев. Первые в Уфимской епархии курсы по приходской миссии для крещенных инородцев. Уфа, 1911 г. С. 7.

[32] Уфимские епархиальные ведомости, 1 апреля — N7, 1911 г. С. 332−333.

[33] Уфимские епархиальные ведомости, 15 мая — N 10, 1911 г. С. 377.

[34] Там же. С. 381.

[35] В 1911 году.

[36] Слово епископа Нафанаила // Свщ. Иаков Шестаков. История Камско-Березовского Богородицкого миссионерского Черемисского мужского общежительного монастыря Уфимской епархии. СПб., 1910. С. 32.

[37] ЦИАМ. Канцелярия епископа Дмитровского викария Московской епархии. Ф. 1786. Оп. 1. Д. 87 Докладная записка Великой Княгини Елизаветы Федоровны о просвещении инородцев, язычников в Уфимской губернии. 1912 г.

[38] Уфимские епархиальные Ведомости. 1914. N 15. 1 августа. С. 267 — 274.

[39] Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 21−22.

[40] Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 24.

[41] Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 26−27.

[42] Уфимские епархиальные ведомости, N 17, 1914 г., 1 сентября. С. 298 — 301.

[43] Уфимские епархиальные ведомости, 15 августа — N 16, 1912 г. С. 708.

http://www.pravmir.ru/article_2982.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru