Русская неделя | Священник Филипп Парфенов | 27.05.2008 |
Телесное воскресение мертвых — еще вовсе не данность в опыте. Разве что можно сказать в прообразовательном смысле, что есть в нашей жизни мертвые, которые погребают своих мертвецов (Мф. 9, 22; Лк. 9, 60), как есть и те, кто, как блудный сын, «был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся» (Лк. 15, 32). Точно так же поклонение Богу в духе и истине — не столько данность, сколько заданность для каждого христианина, цель и смысл его жизни.
Слова преп. Серафима о стяжании Духа Святого, Духа мирного в этом смысле указывают на необходимое условие такого поклонения. Царство Божие внутри нас есть, как некое скрытое сокровище, но мы всё же чаем его воцарения как внутри нас, так и посреди нас. Оно задано, заложено в нас, но оно же еще пока должно придти. И с момента наступающей Пятидесятницы мы с новой силой будем молиться: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны…»
Но где же критерий истины, и есть ли он вообще, при столь разном понимании и восприятии среди множества самих христиан, православных в том числе, Писания и всего двухтысячелетнего церковного наследия? Очевидных, видимых и четких критериев нет, кроме тех, которые в Духе же и плодах духовных полагаются:
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. (Гал. 5,22 — 6,2).
Можно ощущать себя непоколебимо стоящим в истине, но вовсе не быть в истинном духе Христовом, что есть часто сектантство, зилотство в православии. Правильные слова и формулировки догматов с канонами без духа сродни празднословию и мертвой букве, которая без животворящего духа убивает (1 Кор. 3, 6). Точно так же, как можно думать, что ты «в духе», пребывая, однако, в глубоком самообольщении. «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они…» (1 Ин. 4, 1). В то же время — «Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10, 35). И не в последнюю очередь среди самарян, злостных еретиков и сектантов, каковыми их могли считать иудеи, в том числе и сами апостолы по-началу.
49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; 52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. (Лк., гл. 9)
Хотя выделенные курсивом слова стихов 55−56 в большинстве древних рукописей отсутствуют и могут считаться за позднейшую вставку, их нельзя, тем не менее, не признать по духу присущими Христу, сохраненными в устном предании и целительными в их животворящем воздействии. Каменные сердца человеческие может размягчить только лишь вода живая Христовых слов, которая сама становится в таких сердцах «источником воды, текущей (дословно в переводе с греческого- „бьющей ключем“, ???) в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). И нам все-таки дано уже знание, какого духа мы должны быть. Только это знание хорошо бы еще усвоить так, чтобы оно не было для нас внешним, но в этом может помочь опять-таки тот же Дух истины, Утешитель, наставляющий уверовавшего «на всякую истину» (Ин. 16, 13). А эта истина неотделима от любви и свободы. Свобода без истины — «суета и томление духа» (Еккл. 1, 14). Истина без свободы и любви — сродни бердяевскому «кошмару злого добра» или в лучшем случае железному арифметическому дважды-два — четыре. От которых уж никак нельзя ожидать «рек воды живой»!