Русская линия
Православие и Мир Марина Удальцова16.05.2008 

Я всегда только Русью и жил.

Когда звучит фамилия «Васнецов», в мыслях возникают сказочные образы Богатырей, ковра-самолета, Аленушки и Cерого волка. Только очень добрый художник мог написать их с такой любовью. «Богатыри», или «Три Богатыря», — самая известная картина, созданная художником Виктором Васнецовым. Этот популярный образ, растиражированный в советское время на ковриках, скатертях и прочих предметах, первым возникает в памяти при мыслях о богатырской силе. «Тройка появилась не случайно, Троица придумана не зря, ведь недаром в каждой русской чайной есть картина «Три богатыря…» Как нет Москвы без Красной площади, так мы не можем представить России без сказочных персонажей Виктора Васнецова.

Детство

Родился художник 15 мая (29 мая по новому стилю) 1848 года в большой семье священника Михаила Васнецова в глухой вятской деревне Лопьял. Мальчик был крещен в Троицкой церкви, в которой служил его отец. Вскоре вся семья переехала в село Рябово той же Вятской губернии, где и прошло детство Васнецова. Сын сельского священника, Виктор Васнецов готовился пойти по стопам отца. Он был отдан в Вятское духовное училище, затем переведен в Вятскую духовную семинарию, откуда ушел, не закончив учебы. Древнерусская красота естественным образом вошла в сознание художника. «Я жил среди мужиков и баб, — писал В.М. Васнецов, — и любил их не „народнически“, а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Тяга к искусству было столь сильна, что юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя и помогал расписывать Вятский собор. В 1867 году написал первые работы маслом — «Молочница» и «Жница». На полученные за них 60 рублей с разрешения отца отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Занимался в рисовальной школе при академии, затем у И.Н. Крамского, освоил литографское дело и иллюстрировал книги. В академии писал многочисленные жанровые сцены и делал городские зарисовки. Борьба с нуждой, забота о семействе после смерти родителей не позволили ему учиться систематически, и это долгое время мешало Васнецову в его творчестве.

Первые успехи

Его жанровые картины «С квартиры на квартиру» и «Преферанс» были тепло встречены на передвижных выставках русских художников. Уже в 1873 году картину Васнецова «Рабочие с тачками» приобрел сам П.М. Третьяков. Казалось, это было начало творческого успеха, но сам художник понимал, что его бытовые и жанровые сценки мало чем отличались от многих картин художников-передвижников тех лет. Блестящий талант художника, его творческая фантазия в полной мере раскрылись лишь в произведениях на фольклорно-былинные темы. «Как я стал из жанриста историком, несколько на фантастический лад, — признавался Васнецов, — на это ответить точно не сумею. Я всегда только Русью и жил… Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена, в Петербурге меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы». В 1876 году Васнецов на вырученные за продажу П.М. Третьякову картины деньги отправился в Париж, где работал около года. Воистину, большое видится на расстоянии: именно здесь, во Франции, Виктор Васнецов решил «начать новый жанр своей деятельности» и сделал первый этюд «Богатырей». Вернувшись в Россию, Васнецов с семьей поселился в Москве. «Когда я приехал в Москву, — писал художник, — то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда. Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». Васнецов принимается за глубокое изучение истории, древнерусской культуры: зодчества, народного костюма, оружия. У художника возрос интерес к своим корням, к национальной истории, к древней столице. «Противоположения жанра и истории, — писал он, — в душе моей никогда не было… Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». Оставив прозу быта ради «поэзии грезы и мечты», Васнецов настойчиво разрабатывает сказочные и былинные сюжеты. Его работа увенчалась успехом. В конце 70-х, начале 80-х годов ХIХ века художник создает одно за другим большие полотна былинно-сказочного содержания: «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», «Три царевны подземного царства» и другие. Летом он подолгу работал под Москвой, в Абрамцево, где были созданы сиротка «Аленушка», грустящая на берегу пруда, «Иван царевич на Сером волке», «Битва скифов со славянами», выполнены акварели декораций и костюмов для оперы «Снегурочка».

Здесь же, в имении Мамонтовых, построена церковь по архитектурному проекту Виктора Васнецова. «Церковь кончена, освящена в Спасов день…Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, без показной роскоши, абрамцевскую церковь», — писал художник. Среди наиболее значимых архитектурных проектов Васнецова фасад Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве, созданный им в 1901 году.

Церковная живопись

Сегодня можно спорить, где достиг Виктор Васнецов больших успехов в своем творчестве — в жанровых картинах, сказочно-эпическом творчестве или в религиозной живописи. Хотя для художника такого вопроса не стояло, он знал, что религиозная живопись — главное в его жизни: «Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма, — это поистине дело народное, и дело высочайшего искусства». Если бы даже Виктор Васнецов не создал ничего другого, кроме своих знаменитых росписей Владимирского собора в Киеве, его имя прочно вошло бы в историю русской живописи. Многие современники художника были не осведомлены о его светских произведениях, публика и в храмах, и на выставках знала Васнецова как мастера религиозной картины. Одной из первых больших работ по росписи храмов начиная с 1883 года была работа в храме Воскресения Христова (Спаса-на-крови) в Петербурге. Здесь по рисункам Васнецова созданы мозаичные панно, украшающие фасад храма, и часть икон для храмового иконостаса. В 1885 году художник получил заказ, огромный по своей масштабности и сложный технически: расписать построенный в Киеве к 900-летию крещения Руси собор святого равноапостольного князя Владимира. Художник лично расписал 4000 аршин (2844 кв. метров) поверхности храма. Им было создано 15 живописных картин, написано 30 фигур святых, не считая медальонов. В росписи собора Васнецов придерживался византийских канонов, внося в них лирически-личностное начало. Внутри храма было холодно, художник часто простужался, несколько раз с риском для жизни срывался с лесов. Наконец, спустя 11 лет, работа была завершена: созданы грандиозное панно «Крещение Руси князем Владимиром», образы княгини Ольги, князей Александра Невского, Дмитрия Донского, Андрея Боголюбского, летописца Нестора и живописца Алимпия. Самым величественным и объединяющим все росписи Владимирского собора по праву считается запрестольный образ Богоматери, над которым Васнецов работал два года. Стены собора художник покрыл причудливыми орнаментальными узорами, в которых затейливо переплетены красочные фантастические цветы и диковинные звери. Стоимость всех внутренних работ по отделке храма вылилась в 400 тысяч рублей, из них за свою работу Виктор Васнецов получил 51 тысячу.

Художнику было присвоено почетное звание профессора живописи. О нем начали говорить и писать как о «религиозном гении» в русской живописи и анализировать, каков был его «путь к свету». Поступало большое количество заказов: в 1897—1899 Виктор Васнецов создал образ Богородицы для мозаики главного придела русской церкви в немецком городе Дармштадте, затем выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в реставрации Московского Кремля. Киевские работы отозвались усилением декоративного начала в станковой живописи Васнецова, о чем свидетельствует его историческая картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

«Три богатыря»

После возвращения из Киева художник построил по собственному проекту сказочный дом-мастерскую в Москве, где спустя 18 лет от первого этюда наконец были закончены «Богатыри». Другое название — «Великая застава богатырская» или «Три богатыря». Первое название картины было очень длинным: «Богатыри — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле — нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Любимые герои русского эпоса воплощают в себе лучшие качества народа: душевное благородство, любовь к Родине, ум и отвагу. В то же самое время у каждого из богатырей свои, индивидуальные черты. Все трое крепкой заставой стоят на рубеже русской земли и служат незыблемым оплотом народным. Созданный Васнецовым образ богатырей — защитников Отечества давно уже перерос узко художественные рамки и стал символом патриотического служения Родине. По словам художника, создавая картину, он руководствовался стремлением «в истинно-национальном отразить вечное, непреходящее». Так родился новый жанр русской живописи. «Я считаю, что в истории русской живописи „Богатыри“ Васнецова занимают одно из первейших мест», — скажет критик В. В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетенная и еще затоптанная… а здесь — сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

«Союз русского народа»

Во время революции 1905 г. Виктор Васнецов вышел из Академии художеств, действительным членом которой он был избран еще в 1893 году, после того как студенты устроили митинг в залах, где размещалась его выставка. Художник считал, что «все учебные заведения предназначены только для науки и обучения, а никак не для занятий политикой». Ужасы кровавого террора 1905 года способствуют формированию у художника твердой политической позиции: он примыкает к «Союзу русского народа». О «Союзе русского народа» историк О.А. Платонов писал: «В начале XX века политическое сознание русского народа еще не было повреждено, и в ответ на антирусское восстание возникла естественная охранительная реакция, выразившаяся в патриотическом объединительном движении русских людей…» «Русский народ, — писала в те дни газета „Киевлянин“, — свято верит в Бога, его земная путеводная звезда — Русский Царь, он глубоко любит свое Отечество. Не касайтесь его святынь и уважайте его народное чувство. Не говорите, что русский народ — раб. Это великий и любящий народ. Вы не понимаете его веры, вы не понимаете его любви, как он не понимает вас. Но вы заставили его понять, что значит революционное насилие, вы заставили его понять, что вы предаете поруганию его святейшие верования…»

На защиту Самодержавия встали лучшие русские люди. Они пользовались всеми разумными возможностями, чтобы доказать сомневающимся органичный характер власти русских Самодержцев, вытекающий из народного духа и сознания. «А вы, друзья, — обращался к русским людям святой праведный Иоанн Кронштадтский, — крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие — единственное условие благоденствия России, не будет Самодержавия — не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас». Русский святой постоянно повторял, что, если не будет монархии, не будет и России; только монархический строй дает прочность России, при конституции она вся разделится на части. Сам Виктор Михайлович Васнецов был близок к этой позиции: «…Я, как был, так и доселе остаюсь убежденным монархистом на исконных русских началах, т. е. стою за православную веру, за самодержавного неограниченного царя и за великий русский народ и его господство в Русском государстве и к сему подлинному моему „credo“ не нахожу нужным прибавлять никакого „constitutio que“ [конституционного поpядка (лат.)]». Васнецов занимался оформлением своими красочными славянскими орнаментами изданий «союзников», последний период в его творчестве называют «императорским». Точно представляет «актуальное состояние духа» художника выполненный углем рисунок «Спаситель в терновом венце» (1906г.). Этот образ выражает протест по отношению к террору, развернувшемуся в стране, предостережение и скорбь одновременно.

После 1900 года Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, глядя на которые уже нельзя отрицать существование мира Божия. Его грандиозные работы «Сошествие Спасителя во ад», «Евхаристия», «Распятие», «О Тебе радуется», «Отечество» и самая большая по размерам — «Страшный Суд» были выставлены на два месяца в залах Исторического музея в Москве. В конце жизни художник работал одновременно над несколькими «мирскими» картинами — «Баян», «Спящая царевна». Октябрьскую революцию принять не мог, но не эмигрировал, а жил, занимаясь «окончанием уже давно начатых картин из сказочного мира»: «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем» (1913−1918), «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917−1926), «Царевна Несмеяна» (1914 — 1926) и рядом других композиций, которые сегодня хранятся в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве. Умер живописец в Москве 23 июля 1926, работая над портретом художника Михаила Васильевича Нестерова, вместе с которым они расписали не один храм. В конце жизни Васнецов сделал мужественное и откровенное признание: «Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг — это уж от гордости — технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта. Моя живопись — это только слабое отражение, притом еще выхолощенное, очень богатого мира древней русской иконы». Несмотря на это признание, религиозная живопись Васнецова осталась непревзойденной до наших дней, недаром васнецовские композиции и образы начали копировать во многих храмах страны. «Васнецовскому» стилю многие старались подражать, но большею частью безуспешно, а Василий Розанов сказал об этой живописи так: «О Нестерове и о Васнецове можно сказать, что они оба изменили характер «православной русской живописи», внеся в ее эпические тихие воды струю музыки, лирики и личного начала… Как звонкая песня жаворонка из голубого жаркого неба, раздалась музыка и музыкальность Васнецова, Нестерова. «К небу! к небу!"… Все оглянулись к небу. Вот отчего мы их любим».

http://www.pravmir.ru/article_2946.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика