Русская линия
Русская неделяСвященник Вадим Булатов07.05.2008 

Ключ от всех дверей

Задача кино, как и всех остальных видов искусства в первую очередь пробуждать в человеке определенные эмоции. И, по сути, различные жанры кинематографа можно определить через те эмоции которые они должны в человеке пробуждать. Смех, грусть, сопереживание, гордость, страх — это комедии и драмы, исторические эпосы и ужастики. Как можно заметить почти все жанры сохранились в неизменности практически со времен древнегреческого театра. По сути, человечество нового времени изобрело только один жанр, цель которого — вызвать у человека страх.

Древнегреческие трагедии, представляя зрелище чужих страданий, предлагали зрителю сопереживать и испытать в конце представления чувство катарсиса — очищения, избавления от каких-то своих проблем. Цели напугать зрителя трагедии не ставили. Вообще эмоция страха не входила в сферу театрального искусства. По единодушному мнению греческих философов — страх это первая эмоция человека при встрече с божеством. Страх был связан исключительно с миром религиозных отношений. Страх — основной и самый необходимый опыт человека при столкновении с неведомым. В общем, нетрудно заметить, что в секулярном мире, вытеснившим религиозное мировоззрение на обочину, эрзац-заменителем религии выступают фильмы ужасов.

Дело осложняется тем, что 99% всех фильмов-ужасов лишь ловкая подделка, которая вызывает у человека не страх, а испуг. Режиссеры насыщают повествование различными явлениями иного, демонического мира: духами, вампирами, оборотнями, мертвецами, бессмертными маньяками и так далее. После недолгих приключений дают героям простое и действенное средство для устранения из нашего мира этих явлений, обычно механическое и никак не затрагивающее внутренний мир героев и приводят все к обязательному счастливому концу. Мизерная часть «хорроров» все-таки ставит целью вызвать у человека страх и, что характерно, мало нуждается в непосредственном использовании ужасных артефактов. В конце концов наибольший эффект у зрителя можно вызвать максимально отождествив повествование с опытом обычной человеческой жизни, в повседневной жизни человек не сталкивается ни с вампирами ни с оборотнями. Таков фильм «Ключ от всех дверей».

Фильм от начала до конца выдержан в строгой почти рациональной стилистике, полностью отказывая зрителю в праве видеть непосредственные явления потустороннего мира. Недалекие зрители после просмотра фильма уже наполняют интренет-форумы разочарованными воплями о том, что их обманули и что это вовсе не фильм ужасов. Но в конечном итоге именно это дает возможность понять, что мир фильма не придуман, а вполне реален. Речь в фильме идет о суевериях жителей дельты Миссисипи в Луизиане. Именно там, где в момент премьеры фильма разразился чудовищной силы ураган. Это магия вуду или худу, как ее там называют. Различные обряды очищения и насылания порчи, приворотные зелья, восковые фигурки, гадание по куриным потрохам

Наивысший обряд доступный только самым продвинутым колдунам — это обряд жертвоприношения, когда дух колдуна навсегда переселяется в тело другого человека, оставляя ему свое. Но, последние могучие колдуны умерли больше века назад и сейчас в хижинах дельты хранят как великие реликвии патефонные пластинки с подлинными записями заклинаний того времени. Кстати, это достоверная этнографическая подробность. Последние чародеи — папа Джастифай и мама Роза были линчеваны в 20-е годы в доме банкира Торпа, и в этот самый дом уже в наше время приезжает молодая медсестра Кэролайн чтобы ухаживать за старым парализованным дедушкой.

Колдуны, маги, знахари присутствуют во всех уголках земного шара и действуют совершенно свободно, потому что позитивистские, либеральные власти видят в этом лишь невинные забавы. Церковь говорит, что все заигрывания с магией, а, значит, и с сатаной несут реальную опасность для человека. Дело в том, что, по мнению Церкви, дьявол — это реальная личность, которая стремится к полной власти над людьми, основанной на насилии и страхе. До христианства во многих государствах магия имела статус официальной религии с массовыми человеческими жертвоприношениями. Во всем мире маги могли сделать с любым человекам что угодно. Этому есть множество свидетельств древних писателей, которые сегодня единодушно называются сказками. В христианских текстах вполне серьезно рассказывается о том, как маги превращали людей в животных, о драконах, которым приносили жертвы, о бесноватых, чьим телом завладевали злые духи. Естественно при столкновении со святыми маги утрачивали свою силу, и после столетий борьбы христианский мир был полностью очищен от магии, но не навсегда. По преданию Церкви перед концом света магия начнет возвращаться в мир, чтобы достигнуть своего пика, когда маги будут низводить огонь с неба и воскрешать мертвых.

Церковь признает реальность колдовства и его непосредственную опасность для каждого кто с ним соприкасается, но вместе с тем говорит о том, что христианам колдовство не может причинить никакого вреда. Позитивистское сознание трактует многочисленные феномены реального воздействия колдовства на людей как проявления психической индукции. Если человек верит, что колдовством ему может быть причинен вред, то так и случится, а если человек не верит — то ему ничего не грозит. Человек верующий вообще исключает колдовство из категорий «верю — не верю», он знает, что колдовство опасно и надо держаться от него подальше. И при столкновении с ним нужно верить в Бога. В фильме «Ключ от всех дверей» показано столкновение позитивистского отношения к магии как к феномену психики и реальным колдовством. И показана полная беспомощность позитивистского сознания перед магией.

Итак, молодая медсестра, полная желания помогать людям приезжает в дом Торпа, чтобы ухаживать за парализованным дедушкой. Едва ли не сразу его жена интересуется у нее, верующая ли она. Услышав, что она слабоверующая, сразу успокаивается и добреет. Операция по взлому сознания начинается. Для начала Кэролайн узнает, что дедушку нашли с инсультом на чердаке. И вообще хозяйка всячески подталкивает ее к таинственному чердаку, например, просит принести с чердака семена цветов. На чердаке Кэролайн находит запертую дверь, за которой слышится непонятный шум, а универсальный ключ от всех дверей в доме эту дверь не отпирает.

Вообще универсальный ключ это оккультный символ. Поборники оккультизма утверждают, что именно в их руках находится универсальное объяснение всех религий, и все они могут быть с легкостью объяснены и превзойдены оккультным мировоззрением, отрицающим реальность Бога и возводящим в ранг величайшей ценности в конечном итоге человеческую психику. Любой самозваный пророк или сектант кричит о том, что именно у него находится универсальный ключ ко всем проблемам человечества.

Загадка с не открывающейся дверью чердака лишь разжигает любопытство девушки и, между прочим, решается весьма легко. Нужно лишь вытащить щипчиками из замочной скважины обломок от такого же ключа. В таинственной комнате на чердаке Кэролайн находит различные приспособления для занятий магией худу: чучела, восковые фигурки, заспиртованные внутренности, банки с кровью, книги заклинаний, пластинки папы Джастифая с заклинаниями и так далее. Она уходит, прихватывая лежащую на самом видном месте пластинку с заклинанием «жертвоприношение».

Сопоставив своим скудным умом доступные факты: в доме нет зеркал, потому что по верованиям туземцев в них можно увидеть духов; вокруг дома насыпана кирпичная крошка, что опять же отпугивает злых колдунов; она приходит к выводу, что в доме живет крайне суеверная парочка, и болезнь дедушки имеет причиной самовнушение на почве непомерного увлечения магией. А между тем дедушка ведет себя все беспокойнее. Он отчаянно вращает глазами, хочет ей что-то сообщить, пытается уползти из дома. Кэролайн покупает в магазинчике худу в Новом Орлеане необходимые принадлежности и проводит над дедушкой обряд исцеления. Логика проста, если он верит в темное колдовство, то должен поверить что светлое колдовство его исцелит, таким образом, она обманет болезнь и выйдет победительницей. Тут даже самый маленький зритель понимает, что девушка, читая заклинания, обходя больного задом наперед, махая крылом черного петуха и обмывая его водой с непонятным пеплом, совершает ошибку. Именно в этот момент ее сознание замыкается на всех этих колдовских предметах, которые для настоящего колдуна не имеют по сути никакого значения.

Дело в том, что жертвоприношение или обмен телами можно провести, если жертва сама совершила все приготовления. Кэролайн окончательно уверяется в том, что хозяйка дома задумала совершить какую то чудовищную колдовскую пакость дедушке и пытается его спасти. За помощью она приезжает к адвокату семейства и обнаруживает у него принадлежности культа худу. Он связывает ее и привозит обратно в дом, где и происходит развязка. До этого Кэролайн уже провела опыт с кирпичной крошкой и убедилась, что хозяйка дома не может ее переступить. Тут еще одна брешь в сознании современного человека. Если он убеждается, что какая то вещь работает, то он будет этим пользоваться, не вдаваясь в детали. Знаменитое американское присловье «but it work (но это работает)» это широкий торный путь, которым демонические силы свободно входят внутрь человеческого сознания.

И вот она убегает от хозяйки и адвоката рассыпает за собой спасительную крошку, преграждающую им путь. Для парочки колдунов все идет по плану. В нужную минуту они спокойно переступят через эти никчемные красные полоски. Все это необходимо для изменения сознания Кэролайн, чтобы она решилась защитить себя от них всерьез. В поисках спасения она забегает на чердак где находит заботливо подложенный листочек с магическим кругом полной и окончательной защиты. Она в исступлении чертит мелом пентаграмму, сыплет по углам серу, каплет кровь из руки, кладет пучки волос и завершив все с торжествующим видом смотрит на колдунью, которая искренне смеется и говорит, что все произошло по плану и она наконец-то поверила в реальность магии худу и теперь в полной ее власти.

Тут центральный момент фильма. Колдунья медлит, ожидая еще одного немаловажного шага со стороны жертвы и заранее оставляя ей ложный выход в позитивистской плоскости: верю — не верю. И Кэролайн попадается на эту удочку и, стоя в магической пентаграмме, окруженная зажженными свечами начинает истошно верещать: «Не верю! Не верю!». Тут ведьма удовлетворенно улыбается и завершает обряд. Если бы она вдруг закричала «Верю! Верю!» и обратилась к Богу то все бы пошло по-другому. Колдунья получает ее тело, а парализованную Кэролайн в теле бабушки увозят вместе с дедушкой, то есть с многообещающим адвокатом в теле дедушки, увозят умирать в клинику. Адвокат, а точнее, папа Джастифай, с медсестрой остаются в завещанном им доме.

Фильм, являющийся, конечно, художественным вымыслом все же передает вполне реальные этапы духовной борьбы, в которой те, кто защищен от колдовства позитивистским «Я в это не верю, а значит, это на меня не подействует», обречены на поражение. Не случайно, начиная с 20-х годов прошлого века папа Джастифай со своей женой может переселяться только в тела белых, хотя его жена не оставляет надежд опять стать негритянкой.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика