Русская линия
Православие и МирСвященник Димитрий Карпенко23.04.2008 

За Христом

У каждого из нас свои личные отношения с Богом. Каждый из нас однажды понял, что Бог есть и это означает, что я не могу продолжать жить так как я живу. Бог есть — и это не просто отвлеченная аксиома, это константа, которая должна определять нашу жизнь. Но между словами «должна определять» и «определяет» есть существенная разница, чаще всего мы привыкли жить так как мы сами хотим, не отвергая при этом, конечно, и Бога, но предпочитая при этом слушать только лишь себя любимых.

Христианство сказало о Боге нечто принципиально новое — «Бог стал человеком, для того, чтобы человек стал Богом». Эта дерзновенная мысль является основой нашей веры и в этом принципиальное отличие христианства от всего остального многообразия религиозного мира. Христос — воплотившийся истинный Бог и истинный человек открывает возможность для каждого верующего в Него сердца возможность для спасения. Но эти правильные слова могут навсегда остаться для нас всего лишь словами, если мы раз и навсегда не определимся, кем для нас является Христос.

Знаменитый английский писатель К.С. Льюис писал, что у нас может быть только два отношения ко Христу, либо мы признаем, что Он — действительно Сын Божий, либо — сумасшедший. Третьего в отношении ко Христу быть не может, хотя часто многие хотели бы видеть в Нем всего лишь «учителя нравственности», но главное учение Христа — это учение о Себе Самом, о том, что «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). Другого выбора у нас не остается, либо мы считаем, что христиане все врут, либо христианство говорит нам правду о Боге, Который стал человеком. Никакого другого «толерантного» выбора здесь нет. Но если христианство говорит нам правду, значит, эта правда касается каждого из нас.

А христианство учит нас тому, что человек создан по образу и подобию Божиему, а это означает, что каждый человек, даже совсем нам несимпатичный, с «неправильными» культурными и политическими предпочтениями является образом и подобием Самого Христа. Любить «абстрактного» Бога легко, всегда сложнее являть эту любовь конкретным людям, с которыми нам приходится общаться ежедневно. «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Но если мы честны сами с собой, то не можем не замечать, как тяжело исполнять эту заповедь. Всегда легко любить на расстоянии, и очень сложно принимать людей такими, какие они есть. И как хотелось бы переделать всех и вся на свой вкус и цвет, но закон духовной жизни говорит нам, что менять в этой жизни мы можем только одного человека — самого себя.

Время святой четыредесятницы как раз было временем обращением к самим себе, попыткой совладать с необузданной самостью. Но святая четыредесятница прошла, а многие даже не успели и опомниться. Пост очень легко провести бездарно, молока-мяса не ел, но и для души ничего не приобрел. И, слава Богу, что есть еще время страстной седмицы. Для работников «одиннадцатого часа» — это время понять, что цель нашего постного делания — это Христос, Который должен быть посреди нас — христиан.

Страстная седмица — время для каждого из нас. Для тех, кто «забыл» попоститься — есть возможность приложить хоть минимум усилий к тому, чтобы понять, что человек живет не для того, чтобы есть. Для тех, кто ревностно внимал букве устава, съедая по просфорке в день — возможность проверить, не съедал ли вместе с ней ближнего своего. Для тех, кто привык к Евангелию только лишь прикладываться — время для того, чтобы, наконец, открыть его. Наверняка каждый из нас в начале поста определял для себя минимум того, чего бы он хотел достичь в его завершении. Но вот и пост позади, а мы то что имели — растеряли, страстная седмица и здесь дает нам возможность собраться, сосредоточиться.

Переходить от слов к делам всегда сложнее всего. Легко исповедовать «теоретическое» необязывающее ни к чему христианство. Но вера всегда требует подвига, требует усилий, требует наших действий. Оставшееся до пасхальных торжеств время должно открыть для нас бездну человеческого безумия и всепобеждающую силу любви, которая совершается в страданиях Господа. Крестный путь, совершаемый Христом — это путь к торжеству Правды, которую невозможно утверждать завистью, насилием и ложью. Мы очень часто увлекаемся теми или иными идеологическими концептами, забывая, что Истина в этом мире, лежащем во зле, торжествует на Кресте.

Жизнь в Церкви всегда сложна и полна противоречий. Чем дольше мы живем в Церкви, тем больше вопросов у нас появляется, но с новыми вопросами приходит и опыт, который не может не говорить нам, что жизнь в Церкви — это дорога, которую каждый из нас должны пройти самостоятельно. Мы призваны к жизни для того чтобы идти вслед за Христом: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною «(Мф. 16:24).

http://www.pravmir.ru/article_2875.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru