Русская неделя | Монах Вениамин (Гомартели) | 04.04.2008 |
1935: В мае одиннадцать иерархов Греческой новостильной Церкви согласились вернуться на старый стиль и возглавить общины истинно-православных христиан. В последний момент восемь из них пошли на попятную, и остались трое: митрополиты Герман Димитриадский, бывший вторым по старшинству иерархом в новостильной Церкви, Хризостом Закинфский и Хризостом Флоринский, впоследствии и ставший известным как отец Истинно-православной церкви (ИПЦ) Греции. 13/26 мая, в маленькой церкви в честь Успения Богородицы, за литургией, отслуженной в присутствии 25 тысяч верных, они формально провозгласили о своей принадлежности к ИПЦ. Ликование старостильников было неописуемым, торжественная процессия, прошедшая к церкви через весь город, едва не несла на руках трех архиереев. Народ чувствовал себя вполне вознагражденным за свое мужественное стояние в вере. (Иером. Нектарий…)
1935: 15 мая (ст. ст.) Три архиерея, отложившиеся от новостильной Греческой Церкви — Герман Димитриадский, Хризостом Флоринский и Хризостом Закинфский выпустили энциклику об отложении от господствующей церкви и их исповедание веры: «В Священный Синод Элладской Церкви.
Греческой иерархии известно, что мы с самого начала встали в оппозицию по отношению к ее мнению в деле приспособления церковного календаря к гражданскому. И хотя сперва мы покорились решению большинства иерархов и ввели новый стиль в своих епархиях, сделали мы это по двум соображениям: во-первых, чтобы избежать последующего церковного раскола, и во-вторых, потому что мы всё обольщали себя надеждой, что иерархия, дабы избежать разделения среди верных, соблаговолит вернуться к старому церковному месяцеслову, жертвуя даже и личным честолюбием ради любви к верным, за коих умер Христос.
Ныне же, по прошествии десятилетия, видя, с одной стороны, что разделения в церкви не удалось избежать, и что оно возникло даже и без нас, благодаря многочисленной части православного греческого народа, оставшегося со священной ревностью верным месяцеслову, преданному нам от Отцов; и с другой, что иерархия нимало не намерена возвращаться на путь православного календаря, с коего она свернула, мы полагаем, что соображения, по которым и мы следовали новому стилю — соображения церковной икономии — исчерпаны.
Посему, исполняя долг совести и исходя из стремления к единству всех православных христиан Греции на основании календаря и православного предания, мы доводим до сведения правящего Священного Синода нижеследующее:
Поскольку правящая в Греции иерархия по инициативе и настоянию своего председателя, Его Блаженства, односторонне и неканонично ввела в церковь григорианский календарь, вопреки постановлениям Седьми Вселенских Соборов и древней практике Православной Церкви;
Поскольку правящая в Греции иерархия, введя григорианский календарь в богослужебный обиход без согласия всех православных церквей, нарушила тем самым вселенское единство Православной церкви в совершении праздников и разделила христиан на две противных календарных партии;
Поскольку правящая в Греции иерархия, посредством введения нового календаря, нарушила божественные и священные Правила определяющие то, что касается богослужения и в особенности поста свв. Апостолов, коий по временам и вовсе пропадает. Поскольку правящая в Греции иерархия, односторонне введя новый стиль сколько бы ни настаивала на том, что будто бы ею не затронут канон, относящийся к празднованию Пасхи, и будто она празднует Пасху по старому стилю, неизбежно косвенно нарушает также и этот канон тем, что она изменила порядок годичного цикла воскресных Евангельских чтений, постов и других служб церковных, неразрывно связанных с каноном о Пасхе, установленным Первым Вселенским Собором;
Поскольку правящая в Греции иерархия своим односторонним и антиканоничным введением григорианского календаря нарушила единство, которым обладает вселенская Православная Церковь в своем богослужении, в том, что касается совершения праздников, и разделила христиан на две противных календарных партии и косвенно затронула тем самым также догмат Символа Веры о „единой Святой Соборной и Апостольской Церкви“; Поскольку правящая в Греции иерархия, без серьезных церковных оснований введшая односторонне и антиканонично григорианский календарь, сделаалась причиной соблазна христиан, а также и религиозного разделения и пререканий среди них, оставивших по причине нового стиля согласие в вере и христианскую любовь и нравственную солидарность во взаимных отношениях и общении. Поскольку, наконец, по всем вышеуказанным причинам, правящая в Греции иерархия отсекла и отстранила себя, согласно духу священных канонов, от всецелого тела Православия и потенциально и в сущности объявила себя раскольнической, как это показала и назначенная изучить календарный вопрос комиссия из знатоков канонического права, богословов и профессоров Университета, одним из членов коей в то время был сам Его Блаженство, архиепископ Афинский, бывший профессором истории в Национальном Университете. Посему, направляя в правящий Синод заключающийся здесь протест, заявляем, что отныне мы порываем с ним всякие отношения и церковное общение, покуда он остается на новом стиле, и принимаем на себя возглавление и церковное окормление православного греческого народа, остающегося верным отеческому юлианскому календарю. Извещая о сем правящую иерархию, и искренне надеясь, что она осознает свою величайшую ответственность перед Богом, Православной церковью и нацией, разделенной безо всякой нужды на две противных религиозных партии, и что она пересмотрит свое соответствующее решение касательно церковного календаря, и по своей собственной доброй воле подвигнется к возвращению в церкви отеческого месяцеслова, тогда как государство сохранит новый стиль согласно королевскому Декрету 1923 г., и тем самым устранит созданный соблазн и умирит церковь, остаемся, целуя вас братским лобзанием». (Цит. по: Иером. Нектарий «Краткая история свящ. борьбы старостильников Греции против всеереси экуменизма»).
1935: 16 мая в Лондоне по инициативе Russian Clergy & Church Aid Fund было устроено моление о прекращении гонений на веру в Советской России. На него прибыли: архиепископ Анастасий (заместитель председателя Архиерейского Синода), архиепископ Серафим Финляндский (управляющий западноевропейской епархией РПЦЗ) и от Константинопольской Патриархии митрополит Евлогий. За богослужением в англиканской церкви православные иерархи стояли в мантиях. В свою очередь на литургии и молебне в русском храме присутствовали в облачениях многочисленные представители англиканского духовенства (Церковная жизнь, 6, 1935. С. 100−101).
1935: Предвидя свой неминуемый арест, греч. старостильные митрополиты рукоположили с 23 по 26 мая следующих новых епископов: правящих Германа Кикладского, Христофора Мегаридского, Поликарпа Диавлейского, которые вместе с тремя старейшими составили Священный Синод, под председательством митрополита Германа Димитриадского. Далее Священный Синод «приняв во внимание драгоценный вклад в дело священной борьбы, которую мы повели за восстановление Православия и умирения Церкви, каковой внес и продолжает вносить настоятель священного монастыря в Кератее иеромонах Матфей Карпафакис единогласно избрал его и канонически рукоположил в титулярного епископа, некогда славной епископии Вресфенской, почести ради и чтобы он по-прежнему исполнял обязанности настоятеля в своем священном и благочинном монастыре». Впоследствие еп. Матфей возглавил «матфеевское» крайнее крыло старостильных греков. Эти действия и заявления не остались, естественно, без ответа со стороны Элладской Церкви и государства. Все семеро архиереев были арестованы и преданы церковному суду в июне 1935 года по обвинениям в организации «незаконных сборищ» и неуважении к «законной и каноничной» Церкви. (Иером. Нектарий «Краткая история свящ. борьбы старостильников Греции против всеереси экуменизма»).
1935: 15 июня были объявлены результаты суда над греч. старостильными архиереями. Все архиереи, не исключая и новопосвященных, были низложены, причем Герман Димитриадский, Хризостом Флоринский и Герман Кикладский подверглись ссылке в отдаленные монастыри (новостильные), Матфею Вресфенскому по болезни было дозволено пребывать безвыходно в своем монастыре, а Хризостом Закинфский, Поликарп Диавлейский и Христофор Мегаридский покаялись и вернулись в оффициальную церковь (последние два также были приняты в сущем сане — как епископы) (Ibid).
1935: 18 июня митрополит Евлогий обратился к митрополиту Антонию с письмом, в котором предлагал своей проект устроения церковного управления в диаспоре, который предусматривал автономное существование четырех митрополичих округов: Западноевропейского, Американского, Дальневосточного и Балканского — с сохранением за зарубежным Синодом и Собором только координирующей функции и с тем, чтобы сам митрополит Евлогий оставался экзархом Константинопольского Патриарха. (Прот. Вл. Цыпин…).
1935: 21 июня, оставшиеся верными старостильному движению иерархи, использовав предоставленную им в последний раз перед отбытием в места ссылки возможность, провели заседание Синода и обратились к своей пастве со следующими словами: «…Принимая на себя окормление православного греческого народа, следующего православному месяцеслову наших отцов, и храня верность присяге, которою мы обязались хранить все преданное нам Семью Вселенскими Соборами, мы осуждаем всякое новшество и не можем не провозгласить раскольнической государственную церковь, принявшую папский календарь, охарактеризованный Всеправославными Соборами как новшество еретиков и как очевидное попрание божественных и священных правил церковного предания.
По этой причине мы рекомендуем всем, кто следует православному календарю, не иметь никакого духовного общения с раскольнической церковью расколослужителей, от которых благодать Всесвятаго Духа отошла по той причине, что они нарушили постановления Отцов Седьмого Вселенского Собора и Всеправославных Соборов, осудивших григорианский календарь. Что раскольническая церковь не имеет благодати и Святаго Духа, подтверждается св. Василием Великим, который говорит так: «Хотя бы раскольники заблуждались в вопросах и не являющихся догматами, поскольку Глава Церкви есть Христос, согласно божественному апостолу, от Которого все члены живут и получают духовное возрастание, они отторгли себя от согласия членов Тела, и более не суть члены (того Тела) и не имеют благодати Святаго Духа. Посему кто не имеет ее, как может и передать другим?…»
+Герман Димитриадский,
+ Хризостом Флоринский
+ Герман Кикладский
(Иером. Нектарий «Краткая история свящ. борьбы старостильников Греции против всеереси экуменизма»).
1935: 28 июля скончался патриарх Александрийский Мелетий (Метаксакис). Кончина его произошла в Цюрихе, а похороны состоялись в Каире. Согласно свидетельству архиеп. Афинагора Великобританского и Тиарийского, который будучи еще архидьяконом присутствовал на его похоронах, патриарх Мелетий был похоронен согласно масонскому ритуалу. («The Struggle against Ecumenism,» Boston, pg. 33).
1935: 8 сентября архимандрит Герасим (Шмальц), несмотря на враждебное отношение местного духовенства, поселяется на Еловом острове, на Аляске, где раньше подвизался преп. Герман Аляскинский, и проводит там 35 лет в пустынных подвигах, таким образом исполняя пророчество преподобного, предсказавшего, что после него другой монах также в отшельничестве будет подвизаться на этом месте.
1935: 30 сент. — письмо Вселенского Патриарха Фотия II митр. Евлогию с одобрением поездки в Сремские Карловцы на съезд иерархов РПЦЗ: «Фотий, Божией Милостью, Архиепископ Константинопольский — Нового Рима и Вселенский Патриарх
N 1489.
Преосвященнейший Кир Евлогий, наш Патриарший Экзарх православных русских приходов в Европе, во Святом Духе возлюбленный брат и сослужитель нашей мерности, да будет с Вашим Преосвященством благодать и мир от Бога.
Мы получили письмо Вашего возлюбленного Преосвященства от 3 числа истекающего месяца, с приложениями, в которых сообщается нам о бывшем Вам от Блаженнейшего Патриарха Сербского Кир Варнавы приглашении прибыть к нему для особого, под его председательством, совещания по вопросу о соглашении между собою и объединении находящихся за границей преосвященных русских архиереев и русских церквей и приходов в рассеянии, с изложением Вашего мнения о необходимости сделать, последуя этому приглашению, еще одну последнюю попытку для умиротворения и объединения всех, на основании строгих канонических начал, на которых утверждается временная Патриаршая Экзархия под водительством Вашего Преосвященства и испрашивается благословение на путешествие Ваше в Югославию для означенной цели. Всегда глубоко удрученный, как знает Ваше Преосвященство и все, скорбью о несчастьи Святейшей Сестры Церкви Российской и чувствуя, что эта скорбь еще возросла от печального зрелища, которое к умалению силы и славы Святейшей Российской Церкви являют пред лицом, как православного, так и всего христианского мира, взаимные ссоры и разделения ее иерархов, наносящие ущерб и присущему Святой Православной Церкви обаянию, мы не можем не благословить от души всякое стремление, направляемое к восстановлению мира и единства, и не присоединить нашей молитвы ко Господу, оказывая и наше к тому содействие.
Вследствие этого, с радостью обильно преподаем Вашему возлюбленному Преосвященству, по синодальному определению, наше благословение на путешествие в Югославию для указанной святой цели.
И не только это, но одновременно поручаем Вашему Преосвященству, чтобы Вы при этом столь удобном случае, передавая по приезде Вашем туда, прежде всего наше братское о Господе целование с любовью почитаемому нами брату во Христе Блаженнейшему Патриарху Кир Варнаве, равно как и всем возлюбленным во Христе братиям преосвященнейшим русским архиереям, имеющим присутствовать и принимать участие в предстоящем под председательством Его Блаженства совещании в целях достижения мира и любви, принесли этим последним, с нашей стороны и со стороны Матери Великой Церкви Христовой, особое теплейшее настояние и увещание, чтобы все во имя их любви к Спасителю Христу и ради забот и попечения о своей Матери, а также в сознании ответственности, которую они несут перед нею и перед всей нашей Святой Православной Церковью, показали и проявили на деле всяческое доброе расположение и стремление к тому, чтобы был положен конец неуместным взаимным спорам и разделениям, не имеющим реального основания и смысла.
И поелику, несомненно, в рассуждении этого объединения будет речь и о существе и природе временного восприятия под каноническое покровительство Матери нашей Великой Церкви Христовой заграничных православных приходов, о чем было высказано и написано немало неосновательного и неправильного, к соблазну многих, то Ваше возлюбленное Преосвященство, уже давшее по этому вопросу приличествующий ответ в письме своем к преосвященнейшему Митрополиту Антонию от 17 июля 1935 года, не преминет, конечно, дать и по предмету вышеуказанного объединения всяческое необходимое разъяснение к освещению истины.
Мы же относительно всех проявлений нашего действия, ссылаясь на то, что ясно, с точностью, не допускающей перетолкования для имеющих добрую совесть, определили в патриаршей нашей грамоте Вашему Преосвященству от 17 февраля 1931 года, по синодальному постановлению об учреждении временной экзархии, посылаем по данному поводу именно о каноничности нашего действия прилагаемые при сем копии двух писем к нашему Святейшему Патриаршему Престолу Всечестнейшего Митрополита Антония и Преосвященнейшего Архиепископа Анастасия, писавшего по повелению его и пребывающего с ним Архиерейского Собрания, в которых испрашивалось попечение Святейшего Патриаршего Престола о находящихся в нужде и требующих покровительства русских церквах на Дальнем Востоке, чтобы из них Ваше Преосвященство и все могли знать, каково еще недавно было мнение этих же самых находящихся в Югославии преосвященных архиереев-беженцев и каково было убеждение их о каноничности и долге попечения нашего Святейшего Вселенского Патриаршего Престола, согласно священным канонам, преданию и практике Православной Церкви о находящихся повсеместно в обстояниях и нуждах православных церквей и, конечно, о должном отношении к возлюбленной сестре и дочери Российской Церкви, которую Вселенский Престол во Христе родил и по заслугам возвысил и прославил как церковь автокефальную.
Что же в особенности касается до суждений о наличии в нашей деятельности хотя бы малейших захватных целей и видов на наследство впавшей в бедствия Святейшей Российской Церкви и имущество приходов, — суждений без страха Божия выдумываемых и распространяемых, то мы, отвращая от них свое лицо, в ответ на эти нечестивые мысли, скажем только одно, что наша Великая Церковь часто, как любвеобильная мать, в течение времен открывала и дарила своим детям сокровища свои и даже была лишаема ими таковых, но никогда не касалась и не желала своекорыстно касаться их сокровищ.
С любовию сообщая об этом в ответ Вашему любезному Преосвященству, молимся, да будет дано Вам в деле пастырского попечения Вашего и в стремлении к миру и единству всяческое укрепление от Господа, коего благодать и бесконечная милость да будет с Вашим Преосвященством и со всеми.
1935 г. Сентября 30.». (митр. Евлогий, стр. 634−636)
1935: В Греции была восстановлена монархия во главе с королем Георгом II.
1935: В октябре новый премьер-министр Греции Георгий Кондилис разрешил сосланным старостильным епископам вернуться в Афины.
Вскоре по освобождении митрополит Хризостом Флоринский поехал на Восток, к патриархам Иерусалимскому и Антиохийскому, дабы заручиться их поддержкой и обсудить возможность созыва собора для пересмотра календарного вопроса. Но патриархи, хотя и приняли его любезно и на словах выражали свое сочувствие, на деле ничем не помогли. Более того, поездка эта имела даже и отрицательные последствия, т. к. греческий консул в Иерусалиме отказался поставить визу в его паспорт, когда митрополит собрался возвращаться в Грецию. Протомившись так несколько месяцев, он, наконец, сумел без визы сесть на пароход и отплыть в Грецию. (Иером. Нектарий…).
1935: Румынский старостильный иеромонах Гликерий (буд. митрополит) вместе с о. Гимнасием и неким афонским монахом-румыном прибыл в Афины. О. Гликерий просил старостильных греческих епископов, чтобы они рукоположили во архиереи о. Гимнасия или же афонского монаха, но епископы ничего не могли сделать без благословения их предстоятеля, митрополита Хризостома Флоринского, которого английские власти удерживали в Палестине. Иером. Гликерий тогда отправился в Югославию. Он посетил храм Русской Зарубежной Церкви в Белграде, где служит митрополит Анастасий. Митрополит Анастасий посоветовал о. Гликерию обратиться к епископу РПЦЗ Серафиму (Лядэ) и просить его поехать в Румынию для рукоположения старостильных иереев. Епископ Серафим в то время был в Вене. О. Гликерий отправился туда, но Владыка Серафим ехать в Румынию не решился, зная насколько это опасно.
1935: В октябре Архиерейский Собор РПЦЗ одобрил «Положение о Православной Епархии Берлинской и Германской», разработанное в министерстве церковных дел III Рейха. Это «Положение» предусматривало такие требования: согласие Имперского правительства при назначении главы Берлинской и Германской епархии; согласие местных госорганов при назначении на приход священника «иностранца или без гражданства», что затрагивало почти всех священнослужителей РПЦЗ в Германии; при назначении епископом членов епархиального совета и при образовании или принятии в состав епархии новых приходов. Устанавливался контроль государства за расходованием субсидируемых епархии правительством Рейха средств. (Никитин А. К. Положение русской православной общины в Германии в период нацистского режима (1933−1945 гг.) // Ежегодная Богословская Конференция ПСТБИ. Материалы. M., 1998, с. 321−322.)
1935: В ноябре, в Сремских Карловцах, под председательством сербского патриарха Варнавы состоялся Собор русских зарубежных епископов, в котором участвовали архиереи, принадлежавшие всем ветвям церковной диаспоры, кроме епископов, находящихся в послушании Синоду митр. Сергия. (На фотографии сидят, слева направо: митр. Феофил, митр. Антоний, патр. Варнава, митр. Евлогий и митр. Анастасий. Стоят, слева направо: архим. Феодосий, архиеп. Феофан Курский и Обоянский, ?, архиеп. Гермоген Царицынский, архиеп. Димитрий (Вознесенский) Хайларский…). Собор принял «Временное положение», которое усиливало власть Архиерейского Синода в значительно большей мере, чем это предусматривал проект митрополита Евлогия. Синоду предоставлялось право поставлять епископов в автономные регионы, которыми признаны были Балканы во главе с архиепископом Анастасием, Западная Европа во главе с митрополитом Евлогием, Северная Америка во главе с митрополитом Феофилом (Пашковским) и Дальний Восток во главе с митрополитом Мелетием. На этот раз новый глава Американского округа митрополит Феофил поддержал решение соборян. Митрополит Евлогий возражал против проекта «Положения», но в конце концов согласился подписать его, выговорив для себя следующие условия: «Временное положение» должно быть одобрено епархиальным собранием в Париже и утверждено Вселенским Патриархом. Кроме того, по его настоянию были приняты следующие поправки: «1) восстановление богослужебного общения; 2) осуждение всякой враждебной церковной полемики в проповедях, печати и общественных выступлениях; 3) запрещение открывать параллельные приходы и 4) запрещение принимать клириков, переходящих из одной епархии в другую без отпускной грамоты. Первая и наиболее существенная из этих мер была закреплена, как я уже упоминал, Божественной Литургией, совершенной членами архиерейского Совещания и некоторыми другими иерархами в русской церкви, и второю, еще более торжественною Литургиею, которую совершил Патриарх Варнава в сослужении с 15 русскими и сербскими архиереями в Белградском кафедральном соборе. Велика была радость множества народа… Однако подлинного, искреннего мира между нами по-прежнему не чувствовалось, было как-то смутно, тоскливо на душе и не верилось, чтобы наскоро составленное нами и с большими трудностями принятое «Временное положение» могло всех нас объединить…» (Путь моей жизни. митр. Евлогий…).
1935: Митр. Евлогий посылает письмо Вселенскому патриарху с подробным донесением о Карловацком совещании: «Наши епископы почему-то хотят отторгнуть меня от юрисдикции Вашего Святейшества, но я и моя паства не согласимся на это, ибо в отеческом покровительстве видим единственную крепкую опору своего канонического существования…» (Путь моей жизни…).
1935: В декабре в Зап. Европейском экзархате была создана комиссия для разбора учения о. Сергия Булгакова в составе: протоиерея И. Смирнова (председатель), прот. И. Ктитарева, профессоров архим. Кассиана, прот. Г. Флоровского, А. В. Карташева, В. В. Зеньковского, Б. И. Сове. (Путь моей жизни, стр. 637−638)
1935: 29 декабря скончался патриарх Конст-ий Фотий II.
1935: 30 декабря, на следующий день после кончины патриарха Фотия II, в Фанар пришел шеф полиции Истанбула и стал расспрашивать какие есть кандидаты в патриархи, ему ответили, что в Синоде 13 членов и любой из них может быть кандидатом. Тем временем, греческая пресса стала писать о митрополите Халкидонском Максиме, как о наиболее вероятном преемнике патр. Фотия, тем более, что он был протеже Фотия. За него готовы были подать свои голоса 7 членов Синода, остальные 5 считали себя кандидатами. Но в глазах турок кандидатура митр. Максима была неприемлема, т.к. он был одним из главных противником закона запрещающего духовенству носить рясы вне богослужения, они сразу дали об этом знать Синоду, они также. В это же время от греческого правительства в Фанар пришла телеграмма с рекомендацией выбрать митр. Имбрского. Митр. Халкидонский Максим при поддержке 7 синодальных архиереев, заявил, что ни греческое, ни турецкое правительство не имеют права вмешиваться в выборы патриарха. (The Greek Orthodox Patriarchate and the Turkish-Greek Relations, 1923−1940
Dr. Bestami Sadi BILGIC).
1935: После кончины патриарха Александрийского Мелетия в 1935-м году, открыл свою работу Поместный Собор Александрийской Церкви, созванный для избрания нового предстоятеля. Процедура избрания должна была проходить в соответствии с действовавшими в то время законами египетского государства. Однако православные сирийцы стали протестовать по поводу способа избрания патриарха и добились отсрочки выборов нового главы Церкви. Вследствие этого министерство иностранных дел Египта представило патриархии письменный документ, который содержал новые положения о выборах патриарха. Выборы считались законными при соблюдении следующих условий:
1. Соблюдение законов египетского правительства и наличие согласия заинтересованных сторон, включая сирийских православных.
2. Последние должны быть включены в управление церковным имуществом.
3. Назначение ещё одного епископа из сирийцев.
4. Организация церковных судов должна быть санкционирована правительством Египта. При этом должны быть учтены мнения и требования сирийских православных.
5. Патриарх должен принять египетское подданство, если он такового не имел. Несогласие патриаршего местоблюстителя с этими требованиями привело к непризнанию египетским правительством результатов выборов патриарха.
Новый глава Александрийской Церкви был избран с соблюдением вышеперечисленных условий. Это произошло 11-го февр. 1935-го года. Новым патриархом стал митр. Ермупольский Николай V.
После выборов патриарх поручил смешанной комиссии, которая состояла из греков и сирийцев, подробно изучить вопрос о порядке избрания главы Церкви.
Комиссия работала долгое время, что привело к запоздалому признанию египетскими властями результатов выборов нового патриарха, что произошло лишь в марте 1937-го года, когда было принято новое правило о выборах главы Александрийской Церкви. В этом правиле говорилось, что православные сирийской диаспоры принимают участие в выборах нового патриарха на равных правах.
1936: 16 января в день выборов Константинопольского патриарха перед Фанаром собралась огромная толпа, требовавшая выборов митрополита Имбрского. Выбран же был, вопреки всем чаяниям, митр. Гераклийский Вениамин (Кириаку), ставший патриархом Вениамином I-м. 7 членов Синода проголосовало за и 6 против. Родился 266-й патриарх в 1871 г. на Лесбосе, учился в семинарии на о. Халки, в 1912 был посвящен в митр. Роду, в 1913 был переведен на Силиврейскую кафедру, затем на Филиппополисскую, в 1925 стал митр. Никейским, а в 1933 митр. Гераклиона. Турецкое правительство признало эти выборы.
1936: 18 января произошла интронизация патриарха Константинопольского Вениамина I.
1936: В силу постановления от 14 февраля правительство III Рейха начало осуществлять программу помощи РПЦЗ, как государственно признанной конфессии: германское духовенство РПЦЗ стало получать регулярное жалование; выделялись субсидии на различные нужды Германской епархии и ее приходов; духовенство и епархия получили различные льготы.
1936: 8 марта в Нью-Йорке состоялось Общее русское собрание, посвященное 75-летию отмены крепостного права в России, с участием представителей 14 русских национальных организаций. В итоге обсуждения положения православной Церкви в Польском государстве собравшиеся вынесли резолюцию, осуждающую гонения на православие. Эти гонения русская эмигрантская общественность назвала «пережитками средневекового варварства». Обращаясь к польскому правительству, собравшиеся предупреждали, что «такая антиславянская и антибратская политика чинов польской администрации в черную для России годину приведет в будущем к новой борьбе и ожесточению сердец польского и русского народов, что являлось тягостной ошибкой в прошлом и чего, конечно, всячески следует избегать в будущем». Резолюцию протеста подписали православные иерархи в Америке архиепископы Виталий (Максименко), Адам и епископ Макарий. Текст резолюции был разослан в 19 стран, Сербскому Патриарху Варнаве, русским православным епископам, крупным русским общественным организациям, в редакции русских и иностранных газет, Римскому папе, в Лигу Наций, президенту Польской республики, митрополиту Дионисию и др. Митрополита Дионисия эта резолюция протеста повергла в тревогу. Он счел необходимым во всех изданиях православной Церкви в Польше напечатать свое обращение к польскому правительству, в котором, в частности, говорилось: «Имею честь препроводить копию письма председателя Всероссийского народного крестьянского союза в Америке от 25 марта с. г. вместе с копией присланной мне резолюции «О преследовании Русской Православной Церкви в Польше». Одновременно выражаю свое самое глубокое возмущение ввиду провокационной акции, подчеркивая, что вопрос резолюции внесу на чрезвычайную сессию Синода, каковая будет созвана в ближайшее время. Таким образом желаю публично выразить горячую привязанность Автокефальной Православной Церкви в Польше к государству и опровергнуть гнусные инсинуации» (Попов. Пора проснуться! с. 69−70). Чрезвычайная сессия Священного Синода была созвана 20 июня. В своем определении Синод аттестовал упоминание о многочисленных случаях преследований православных в резолюции американского собрания русской общественности как «гнусные инсинуации». Зачинщиком кампании протеста, развернутой русской эмиграцией в Америке, был назван архиепископ Виталий, «противник нашей автокефалии и ненавистник Польши», что «легко свидетельствует о провокационном характере резолюции». «Польша — суверенное государство, которое имеет право вникать во все стороны бытия и жизни своих граждан и устраивать эту жизнь сообразно с порядками и интересами общего целого»
1936: 20 марта Св. Синод Румынской Церкви вынес следующую резолюцию по поводу законности англиканских рукоположений:
«Его святейшество патриарх Константинопольский известил Св. Синод о том, что он признал законность англиканских рукоположений, и попросил наш Синод также изучить этот вопрос и известить его о нашем мнении… Св. Синод Румынской Православной Церкви рассмотрел следующие заключения своей комиссии:
«Учитывая документы об апостольской преемственности, таинстве священства, Евхаристии, вообще святых таинствах, священном предании и оправдании, учтя разъяснения англиканской делегации по всем этим вопросам, которые соответствуют учению Православной Церкви, комиссия единодушно рекомендует Св. Синоду Румынской Православной Церкви признать законность англиканских рукоположений» Следует понимать, что вышеприведенная резолюция станет окончательной только когда высшее управление Англиканской Церкви подтвердит все заявления своих делегатов относительно таинства священства и связанных с ним важных пунктов заключенных в учении Православной Церкви…»
(The Christian East, vol. XVI, 1936, pp. 16−19). Подтверждение это так и не пришло. (На фото патр. Мирон с архиеп. Кентерберийским Лангом).
1936: Латышская Церковь, после мученческой кончины свят. Иоанна Рижского, без согласия Московской Патриархии перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. 29 марта 1936 г. митрополит Фиатирский Герман возглавил хиротонию во епископа с возведением в сан митрополита Рижского и всея Латвии бывшего до этих пор гарнизонным священником в Даугавпилсе Августина (Петерсона).
1936: В июне состоялось епархиальное собрание, созванное в Париже митрополитом Евлогием, по докладу графа Коковцева, в прошлом премьер-министра России, собрание отказалось утвердить «Временное положение». По словам митрополита Евлогия, Коковцев «совершенно раскритиковал «Временное положение», разъяснив собранию, что этот проект своей централизацией предусматривал лишение их «всякой самостоятельности и сосредоточивал всю власть в Карловацком Синоде. Атмосфера на Съезде создалась довольно напряженная. Одни его члены носились с лозунгом «Мир!.. мир!..», другие относились к этому лозунгу более вдумчиво, сдержанно. В окружении Съезда стал действовать какой-то «Комитет примирения» с участием графини Шуваловой; появились агитационные брошюрки с требованиями мира во что бы то ни стало. Но мы вовремя остановили эту пропаганду на Съезде посторонних лиц, чем парализовали энергичный натиск «карловацких» приверженцев и вызвали в их лагере крайнее неудовольствие. После всестороннего обсуждения и оживленных дебатов «Временное положение» было Съездом отвергнуто. Что же касается трудов о.С.Булгакова, то епископы, съехавшиеся на Собрание, имели совещание и постановили отложить суждение о них до окончания работ комиссии богословов, которой я поручил рассмотрение учения о. Сергия о Софии.
Подробное донесение об Епархиальном собрании и его резолюциях мы сейчас же отослали Вселенскому Патриарху. Итак, моя поездка в Белград и все усилия канонически оформить мир церковный не привели ни к чему.» (Путь моей жизни, митр. Евлогий. стр. 643).
1936: 28 июня/10 июля скончался блаженный митрополит Антоний Храповицкий, глава РПЦЗ.
1936: 1 сентября румынский старостильник иеромонах Гликерий выехал на освящение церкви в село Бухальница-Нямц. Его сопровождали 4000 крестьян на 500 подводах. Когда обоз проходил через город Пьятра Нямц, им преградили дорогу жандармы и солдаты с пулеметами, о. Гликерий и многие другие монахи и миряне были арестованы. О. Гликерия жестоко били по голове резиновыми дубинками. Давида Бидаску били прикладами; от полученных ран Давид страдал до конца своих дней. По приказу новостильного патриарха Мирона (Кристи), который в то время временно исполнял обязанности премьер-министра, арестованные иноки были заключены в монастыре Езеру, а все старостильные храмы — их было тогда около сорока, — и монастыри были разрушены до основания. Иером. Гликерий провел в тюрьме два года.
1936: 22−24 сентября состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ, на который был приглашен митр. Евлогий, но он отклонил предложение. На этом Соборе митр. Анастасий (Грибановский) был выбран новым первоиерархом РПЦЗ. Собор признал, что новый порядок управления Русской Церковью за рубежом не может быть проведен в жизнь, потому что он был отвергнут митр. Евлогием. Соборное определение отклоняло его ссылку на «волю церковного народа», якобы не признавшего «Временного положения». «Голос паствы здесь вообще не может иметь решающего значения», потому что такое постановление Епархиального собрания «несомненно подготовлено и частично внушено докладом Епархиального совета и предварительно речью самого митрополита Евлогия…» — гласило соборное определение. Далее приветствовалось стремление митр. Евлогия и Епархиального съезда продолжать поиски путей сближения, но энергично подчеркивалось, что единство русской церковной юрисдикции за рубежом может осуществиться, только если митр. Евлогий выйдет из канонической орбиты Вселенского Престола. (Путь моей жизни…)
В основополагающем документе РПЦЗ, во «Временном положении», утвержденном на этом Архиерейском Соборе говорится: «Русская Православная Церковь Заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах» («Церковные законы, касающиеся Русской Православной Церкви Заграницей», Джорданвилль, 1947 г. стр. 5). На том же Соборе было принято решительно постановление относительно о. С.Булгакова. Была принята резолюция: оповестить главы всех автокефальных Церквей о признании учения о. Булгакова о Софии ересью и одновременно организовать комитет под председательством графа Граббе для охраны православной веры от лжеучений. (Путь моей жизни…)
1936: Усиление гонений на Русск. Церковь в Польше. Архиеп. Пантелеймон (Рожновский) был бессрочно сослан без права выезда в Жировицкий монастырь; на Волыни духовенство арестовывалось и закрывались храмы.
1936: В декабре французский католический епископ Винарт, уже на смертном одре, был принят в лоно Церкви в сане священника, пострижен в монашество с именем Ириней и возведен в сан архимандрита по благословению митрополита Сергия (Страгородского), разрешившего о. Иринею сохранить западный обряд. С ним присоединились к Церкви 55 прихожан. Отец Винарт личность довольно противоречивая. Митрополит Евлогий так о нем пишет в своих воспоминаниях: «Епископ Винарт получил хиротонию от старокатоликов, потом отошел от них и образовал самостоятельную Церковь, состоявшую из пяти приходов во Франции, Бельгии и Голландии. Так как эта Церковь не имела твердых оснований, ни догматических, ни канонических, то епископ Винарт начал искать сближения, и даже единения, с Православной Церковью; он стал часто заходить ко мне и вести беседы об этом, а также приглашать меня на свои богослужения. Искренность его стремления была несомненна, и я решил принять в этом деле участие. Не полагаясь, однако, на собственное мнение, я созвал при Епархиальном совете совещание из профессоров Богословского Института, дабы выяснить, возможно ли принять епископа Винарта со всеми его приходами в Православную Церковь, и если возможно, то на каких условиях. Мнения в совещании разделились. Особенным препятствием к принятию его в лоно нашей Церкви был его брак (он вступил в законный брак, уже будучи в епископском сане). Большинством голосов ходатайство епископа Винарта было отклонено, хотя он выражал согласие на расторжение своего брака. Признаюсь, было очень больно это равнодушное отношение к искренним исканиям епископа, ибо Господь сказал: «Всякого грядущего ко Мне не изждену вон…» Я решил вопрос о соединении представить на благоусмотрение Вселенского Патриарха. С петицией к нему от имени епископа Винарта поехал наш православный французский иеромонах Лев Жилле. Так как Патриарх Фотий был болен, о. Лев беседовал с уполномоченными от Патриарха митрополитами. О результатах этого ходатайства обещали уведомить по рассмотрении дела Священным Синодом. Долго ждал епископ Винарт этого решения и не дождался… Потеряв всякое терпение и надежду получить ответ, он обратился к Литовскому митрополиту Елевферию (юрисдикции Московского митрополита Сергия), который потребовал от него развода с женой и пострижения в монашество; епископа Винарта присоединили, а всех его священников должны были перерукоположить, разрешив им потом служить по «западному обряду». (Митр. Евлогий, Путь моей жизни, гл. 22).
1936: В Афинах состоялся первый богословоский конгресс, в котором приняли участие представители различных богословских школ. Одним из докладчиков на конгрессе был прот. Георгий Флоровский.
1936: В Канадской провинции Саскатчевань, в г. Кенора, на дом священника напала банда вооруженных сербских националистов «хулиганов, именующих себя христианами», там в это время духовенство во главе с русским епископом Арсением (Чаховцовым) Канадским готовились к совершению литургии. Вооруженные бандиты прострелили владыке ногу, в результате полученной раны началось заражение крови и еп. Арсений вынужден был оставить епархию и уйти на покой в основанный им в 1906 г. по благословению тогда правящего Сев. Американского архиеп. Тихона (Белавина) св. Тихоновский монастырь, где он в 1938 г. основал св. Тихоновскую Семинарию (Fr. John Hainsworth. Archbishop Arseny: A Vita in Process).