Русская неделя | Преподобный Паисий Святогорец (Эзнепидис) | 02.04.2008 |
* * *
Чем больше люди удаляются от естественной, простой жизни и преуспевают в роскоши, тем больше увеличивается и человеческая тревога в их душах. А вследствие того, что они дальше и дальше отходят от Бога, они нигде не находят покоя.* * *
Если человек постигает глубочайший смысл истинной жизни, то из его души исчезает вся тревога, к нему приходит божественное утешение и он исцеляется. Если бы больным в психиатрической лечебнице читали вслух авву Исаака Сирина, то больные, верующие в Бога, становились бы здоровы, потому что им открывался бы тогда глубочайший смысл жизни.* * *
Люди всё куда-то спешат и мчатся. В такой-то час им нужно быть в одном месте, в такой-то в другом, потом в третьем… Что бы не забыть какие нужно сделать дела, люди вынуждены их записывать. Хорошо еще, что среди такой беготни они не забыли, как их зовут! Они не знают даже самих себя. Да и как им себя узнать — разве в мутной воде можно увидеть себя как в зеркале? Да простит меня Бог, но мир превратился в самый настоящий сумасшедший дом. О жизни иной люди не думают — они лишь ищут себе все более и более материальных благ. И поэтому они не находят покоя и постоянно куда-то мчатся.* * *
Там, где присутствует душевная тревога и отчаяние, — бесовская духовная жизнь. Не тревожьтесь душой ни по какому поводу. Душевная тревога происходит от диавола. Видя душевную тревогу, знайте, что там накрутил своим хвостом тангалашка1. Диавол не идет нам поперек. Если человек к чему-то склонен, то диавол подталкивает его в этом же направлении, что бы его измотать и прельстить. Например, человека чуткого он делает чрезмерно чувствительным. Если подвижник расположен делать поклоны, то диавол тоже подталкивает его к поклонам, превышающим его силы. И если твои силы ограничены, то образуется сперва некая нервозность, потому, что ты видишь, что твоих сил не хватает. Потом диавол приводит тебя в состояние душевной тревоги, а легким в начале чувством отчаяния, потом он усугубляет это состояние все больше и больше…* * *
Не надо заводить множества нескончаемых дел, потому что дела никогда не кончаются.* * *
Люди, стремящиеся закончить нескончаемые дела, заканчивают свою жизнь, имея духовные несовершенства. В конце жизни они каются, но тогда это не приносит им никакой пользы, потому что «загранпаспорт» уже выдан им на руки. В любом случае, хотя бы маленькая передышка от дел необходима.* * *
Когда мы оставляем Иисусову молитву и свои духовные обязанности, враг занимает наши духовные высоты и с помощью плоти и помыслов ведет с нами брань.* * *
Насколько возможно, произноси днем молитву Иисусову и тихонечко напевай что-то церковное. Очень помогает и недолгое церковное чтение — особенно перед молитвой. Оно очень согревает душу и рассеивает попечения, которыми человек занимался днем.* * *
Если человек забывается в этой жизни, то он теряет данное ему время, тратит его впустую. Если он не забывается и готовится к жизни иной, то его земная жизнь имеет смысл. Если думать о жизни иной, то многое меняется. А думая о том, как бы поудобнее устроиться здесь, человек бывает измучен, выбивается из сил и идет в вечную муку.* * *
Одно только нетерпеливое беспокойство в связи со стройками, ремонтами и прочими делами — уже дело бесовское.Подборка высказываний старца Паисия Святогорца — иерей Андрей Сыркин
Интернет-журнал «Русская неделя»