Русская неделя | Священник Филипп Парфенов | 01.04.2008 |
2. В нашем регионе — Сибири — основное направление развития Церкви было направлено на храмостроительство. Как Вы думаете, возведение новых храмов увеличивает ли паству Христову?
Нет, вовсе не увеличивает. Слишком увлеклись у нас сейчас внешним деланием, которое в данном плане превратилось в своеобразное «стахановское движение» внутри РПЦ. Здесь вспоминаются выразительные слова из письма 1933 года священномученика о. Сергия Мечева:
«Множество храмов рукотворенных, благолепно украшенных, было открыто столетиями, и в то же время величайшее множество храмов нерукотворенных в мерзости запустения пребывали заключенными. Ныне храмы, воздвигнутые руками человеческими, разрушаются, но в покаянной тоске по ним поднимаются храмы, созданные руками Божиими… В покаянном плаче молятся открывшие терпением обстояний свои сердечные храмы, изгнанные за служение в храмах Божиих! Войдем, родные, и мы в клеть душ наших, войдем в храм наш душевный, посвященный Господу еще в момент крещения и освященный им в момент первого причащения. Храм этот наш, никто, никогда не сможет его разрушить, кроме нас самих. В нем мы — каждый — иерей и кающийся… Трудно нам, запустившим наш храм невидимый и недостойно жившим только храмом видимым, принять от Господа новый путь спасения».
Преображение рукотворных храмов сейчас идет куда более успешнее (есть и меценаты, и священники-строители, и множество трудящихся безвозмездно), чем воссоздание и освящение душевно-сердечных, сокровенных, живых храмов. Но православие — не в камнях, а прежде всего в людях. Оскудевает число таких людей — отнимается и видимая сторона православия, видимая в людях в первую очередь, а не в камнях, которые становятся тогда в лучшем случае памятниками истории и археологии!
3. Возведение новых храмов в той или иной степени ставит епархии в зависимости от государственного финансирования, не редуцирует ли эта зависимость церковной свободы?
Может редуцировать если не церковную свободу в целом, то свободу ее отдельных служителей, занимающих ответственные посты. Если епархиальный архиерей полагается больше «на князей, на сынов человеческих» (Пс. 145, 3) в этом деле, он определенно будет от них зависим и будет принимать их правила игры, связав себя с ними определенными договорными отношениями и обязательствами, не обязательно явными и гласными.
4. По всей стране при храмах возводятся Воскресные школы, появляются Православные гимназии. Станут, на Ваш взгляд, ли выпускники этих школ постоянными прихожанами нашей Церкви?
Нет, — как показывает практика, многие вовсе не становятся регулярными прихожанами или даже вовсе отходят от Церкви.
5. Появился ли на сегодняшний день в России особый, новый тип церковных приходов, каких не было до революции?
Сложно судить, поскольку у меня нет четкого представления, какими были приходы до революции. Скорее всего, новые типы немногочисленных приходов сейчас есть, прежде всего с миссионерской и катехизаторской направленностью, поскольку катехизации взрослых до революции как таковой не существовало (с детских лет в гимназиях были обязательные уроки Закона Божия, и это считалось вполне достаточным). Кроме того, с определенной долей уверенности можно утверждать, что новый тип приходов появился в русском зарубежье, начиная с 20−30-х годов и продолжая 1990−2000-ми.
6. Есть ли вообще какая-то новая, особая приходская политика у современной Русской Церкви?
Скорее её просто нет, не считая регулярных сборов с приходов на епархиальные нужды (а с епархий в Центр), которые в некоторых случаях на местах превращаются в обыкновенные поборы. Но в условиях все более жесткой административной «вертикали власти» внутри РПЦ отсутствие политики скорее плюс, чем минус…
7. Возможна ли в современных условиях прозрачная финансовая политика на приходе, когда бы и настоятель и прихожане знали бы необходимости и траты своего храма?
Такая политика возможна, и прежде всего там, где есть дружная община. Это больше касается небольших храмов, сельских или заграничных.
8. Возможна ли на современном российском приходе целевая помощь нуждающимся?
Она возможна, безусловно, — просто ее часто не достаточно, ей не уделяют должного внимания!
9. Что может объединить прихожан храма, которые многие годы ходят на службы и иной раз не знают имен молящихся рядом с ними людей?
Многое зависит от личных качеств настоятеля. Кроме того, в небольшом храме, прежде всего в сельской местности и за границей, гораздо вероятнее личное знакомство и постоянное общение прихожан друг с другом. В посещаемом большом храме крупного российского города эта возможность часто теряется, и даже при прекрасных качествах священников и их постоянных трудах в таком храме неизбежно будет многоуровневое, многослойное устройство приходской жизни и разные формы общения.
10. Какие формы общения приходской молодежи могут вырасти за рамки традиционных воскресных чаепитий?
Самые разные. И встречи разных групп по интересам (познавательные лекции, евангельские чтения с обсуждениями), и паломнические поездки или путешествия, и совместная помощь больным и нуждающимся в больницах, домах престарелых и т. д.
11. Возможно ли возрождение приходской жизни в сегодняшних храмах и что для этого необходимо?
Для начала неплохо было бы определиться, что понимать под приходской жизнью, что под словом «возрождение» и что в конце концов возрождать. Многим может запросто показаться, что сейчас приходская жизнь давно уже бьет ключом: в воскресные и праздничные дни многие храмы полны, воскресные школы устроены, больницы и тюрьмы священники посещают, люди неуклонно приходят на крестины, литература и разные сувениры в церковных лавках постоянно раскупаются и т. д. Если приходскую жизнь рассматривать по этим внешним признакам, то возрождать-то, получается, особенно и нечего, и вообще все прекрасно.
Но если ставить вопрос о возрождении православных общин или братств, то это совершенно иной угол зрения, при котором выявляется сразу множество проблем. И готовых рецептов для их решения не существует, учитывая давно уже воцарившийся дух индивидуализма и отчужденности друг от друга среди многих приходящих в православные храмы, когда такой уклад жизни, какой уже есть, многих вполне устраивает. Главное сейчас со стороны священноначалия — не губить, не прижимать хотя бы те немногие слабые ростки общин и братств в приходских храмах, которые уже существуют. Поскольку приходов (куда как легко приходят, так оттуда и уходят) у нас много, а вот общин, где бы реализовался литургический призыв «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», слишком мало…