Русская неделя | 22.03.2008 |
1. Последние двадцать лет (с 1988 года) Церкви была дана неслыханная для последних времен свобода. Как Вы думаете, правильно ли Церковь использовала это время?
Безобразно использовала (я имею в виду эмпирическую Церковь). Впечатление такое, что использовала свободу только для массированного утверждения себя как властной, социально-политической и даже коммерческой структуры, но никак — как духовного, во Христе, стержня народа. Если же и есть некоторое воцерковление народа, то вопреки, а не благодаря структурам. Благодаря же только Божией милости, «Духу, ихже дышит где хочет» (Ин. 3,8).
2. В нашем регионе — Сибири — основное направление развития Церкви было направлено на храмостроительство. Как Вы думаете, возведение новых храмов увеличивает ли паству Христову?
Да, но не в смысле дорогостоящих сооружений. Мое мнение, что для миссии необходимо максимально большое количество помещений (хоть минимально пригодных) для организации богослужения и общинной жизни (вопрос с пастырями — отдельный). Конечно, нужно хранить и возрождать традицию в её полноте, но для этого лучше всего подходят древние храмы и монастыри. В таких намоленных местах могут предстоять Богу те, кто понимают и ценят красоту и глубину древнего устава и пр. Должна быть богослужебная а, значит, и храмовая полифония. Сооружение же мегахрамов вроде Храма Христа Спасителя расцениваю как вредительство (разбазаривание средств) и дискредитацию Церкви.
3. Возведение новых храмов в той или иной степени ставит епархии в зависимости от государственного финансирования, не редуцирует ли эта зависимость церковной свободы?
Церкви-общины должны создаваться общиной, начиная хотя бы с квартир. А зависимости от кесаря нужно бежать.
4. По всей стране при храмах возводятся Воскресные школы, появляются Православные гимназии. Станут, на Ваш взгляд, ли выпускники этих школ постоянными прихожанами нашей Церкви?
Далеко не все. Но это вопрос неоднозначный, и разговор о нем вне формата этого вопросника.
5. Появился ли на сегодняшний день в России особый, новый тип церковных приходов, каких не было до революции?
Не знаю.
6. Есть ли вообще какая-то новая, особая приходская политика у современной Русской Церкви?
Это уж точно — нет. Даже неоднозначная попытка групп под окормлением о. Георгия Кочеткова создать новый тип приходской жизни за много лет так и не получила хоть какой-то ясной оценки церковноначалия.
7. Возможна ли в современных условиях прозрачная финансовая политика на приходе, когда бы и настоятель и прихожане знали бы необходимости и траты своего храма?
Желательна, но, боюсь, пока по многим причинам маловероятна. Но в таком случае начинать должно с епархий, тем паче, что именно ЭТОГО требуют каноны Церкви.
8. Возможна ли на современном российском приходе целевая помощь нуждающимся?
Безусловно, возможна, и необходима.
9. Что может объединить прихожан храма, которые многие годы ходят на службы и иной раз не знают имен молящихся рядом с ними людей? Наш опыт — организация многих групп «по интересам», а также — разнообразные приходские мероприятия. Все это банально, и возможно только при наличии активного костяка прихода. А «собирание» такого костяка — уж дело батюшки.
10. Какие формы общения приходской молодежи могут вырасти за рамки традиционных воскресных чаепитий?
Такой опыт достаточно апробирован (помощь, активный отдых, изучение и пр); нового мне сказать нечего.
11. Возможно ли возрождение приходской жизни в сегодняшних храмах и что для этого необходимо?
Вообще нужно начинать со смены парадигм в сознании клира. Очень глубокой смены. Священноначалие к этому не готово, так что только надежда на Бога и на постепенность точения камня водой.
Я настаиванию на понимании того, что мои ответы совершенно субъективны, и не претендуют ни на что большее, чем только быть частным мнением члена Церкви.
Иерей Михаил Шполянский, заштатный клирик Николаевской епархии УПЦ
На вопросы отвечает cвященник Георгий Белодуров
1. Последние двадцать лет (с 1988 года) Церкви была дана неслыханная для последних времен свобода. Как Вы думаете, правильно ли Церковь использовала это время?
Церковь живет в напряжении всех своих сил. Мы все делаем все возможное, но возможно увы не все. Свобода есть, а поддержки государства и, самое главное, общества — маловато.
2. В нашем регионе — Сибири — основное направление развития Церкви было направлено на храмостроительство. Как Вы думаете, возведение новых храмов увеличивает ли паству Христову?
В тех храмах, которые сохранились не закрытыми, уместить всю свою паству Церковь не могла. А те, которые были в запустении, надо было возрождать. Это ведь нам, православным, позор, когда в доме Божием — мерзость запустения.
3. Возведение новых храмов в той или иной степени ставит епархии в зависимости от государственного финансирования, не редуцирует ли эта зависимость церковной свободы?
Случаи, когда государство оказывает помощь в строительстве храмов, очень редки. Чаще всего священником приходится пользоваться деньгами частных лиц, т. е. пожертвованием граждан.
4. По всей стране при храмах возводятся Воскресные школы, появляются Православные гимназии. Станут, на Ваш взгляд, ли выпускники этих школ постоянными прихожанами нашей Церкви?
Гадать «станут или не станут» не надо. Уже есть выпускники этих гимназий и школ, и если посмотреть процент активноверующих среди этих выпускников такой же, как и в других группах населения. Отсюда вывод: есть другие более мощные рычаги, определяющие воцерковление молодежи. На мой взгляд, это целый комплекс факторов, формирующих общественное мнение в молодежной среде. Церкви приходится бороться за души молодых людей не с РОНО и т. п., а передачами типа Дом-2, пошлыми молодежными сериалами, программами MTV, с готами, скинхедами и антифой, с наркотиками и модной тусовкой. Когда на ТВ нет ни одного норамального православного, когда все общество заражено пошлостью и потребительством… В общем, силы пока не равны. Но и без борьбы мы не отступим.
5. Появился ли на сегодняшний день в России особый, новый тип церковных приходов, каких не было до революции?
Наши современники плохо знают свою церковную историю. В конце 19 — начале 20 веков в Российской империи было много очень «продвинутых» приходов. Это и миссионерские, и приходы-центры по борьбе с алкоголизмом, и приходы, чьи настоятели внедряли современные агрономические технологии. Тоже в тех или иных формах мы можем и должны организовать и сегодня. И более того. Ведь не случайно говорят «какой поп — такой и приход», многое зависит от личности настоятеля. Если он талантлив, разносторонен и не боится зажечь инициативу в среде прихожан, то и приход у него будет такой же активный и успешный.
6. Есть ли вообще какая-то новая, особая приходская политика у современной Русской Церкви?
Мне кажется, что пока нет.
7. Возможна ли в современных условиях прозрачная финансовая политика на приходе, когда бы и настоятель и прихожане знали бы необходимости и траты своего храма?
Если бы в людях не будет жадности, зависти и духа осуждения, то можно сделать и прозрачной бухгалтерию. А пока это все живет в сердцах людей, не то что машину, но в холодильник будут к настоятелю заглядывать. Нет! Сегодня, и, по-моему, вообще в обозримом будущем прозрачность невозможна. Другое дело, что крупные расходы, например ремонт, установка колоколов или иконастаса, плата за коммунальные услуги и свет — это все может быть открытым для прихожан.
8. Возможна ли на современном российском приходе целевая помощь нуждающимся?
Если приход обладает ресурсами, то да. Это желательно.
9. Что может объединить прихожан храма, которые многие годы ходят на службы и иной раз не знают имен молящихся рядом с ними людей?
Нужно организовывать общинную жизнь. Общие праздники, регулярные чаепития, воскресная школа для взрослых, паломничества, выезды на природу и многое другое. И во главе этого, в гуще событий — священник.
10. Какие формы общения приходской молодежи могут вырасти за рамки традиционных воскресных чаепитий?
Ой… Не знаю. А что им в голову придет, то пусть и будут. А так, см. предыдущий пункт
11. Возможно ли возрождение приходской жизни в сегодняшних храмах и что для этого необходимо?
Возможно, и для этого нужно чтобы священник любил своих прихожан, и чтобы они стали для него большой и дружной семьей.