Русская линия
Православие и МирСвященник Константин Сопельников21.03.2008 

Дети-инвалиды и общество
Доклад был прочитан на XVI Международных Образовательных Рождественских Чтениях 2008 года, в торой конференции «Дети-инвалиды в семье, обществе, церкви»

Наступивший год назван «годом семьи», и посвящен укреплению семьи и повышению рождаемости. Из газет и телевидения мы слышим о многочисленных программах по улучшению благосостояния молодой семьи, о призывах к здоровому образу жизни, о благотворительных акциях — в помощь людям, страдающим ВИЧ, обездоленным детям из детских домов и детям-инвалидам, нуждающимся не только в материальной, но и морально-нравственной поддержке со стороны окружающих их людей.

«Многие люди не терпят испытаний, но жалуются. У некоторых это распространяется даже на родителей. И чем родители виноваты? Люди дают потомству то, что могут дать как люди. Дают плоть. А душу дает Бог. Итак, предположим, Бог с человеком творят человека. А чем виноваты родители, когда ребенок родился калекой?». Все чаще мы узнаем о рождении в семьях детишек с отклонениями в физическом или умственном развитии. Люди своим рациональным умом не всегда могут понять, как в абсолютно нормальной семье, рождаются дети-инвалиды, или семья вообще не может иметь детей. Множество вопросов возникают у родителей, когда они слышат страшное заключение врача: «Ваш ребенок — инвалид», перед семьей стоит трудноразрешимая задача: как поступить с ним? А что если в семье есть уже ребенок, не помешает ли больной ребенок развитию здорового чада? Как возможно и можно ли развивать ребенка творчески, если он инвалид? Если ребенок отстает в развитии от своих сверстников на 3−5 лет и более, (хотя до конца своей жизни они все-таки остаются детьми) может ли он воспитываться, обучаться и творчески развиваться? Опыт показывает — может. Господь в таких детях раскрывает таланты, таким образом и такими способами, что по человеческой логике это не поддается объяснению.

Сейчас государство уделяет внимание проблемам взаимодействия общества и детей-инвалидов и интеграции детей с отклонениями в развитии в современном мире. Существует программа «включения — подключения» детей с особенными потребностями в обычную систему образования. Основной задачей является не оставить кого-либо вне центрального потока с точек зрения образовательной, физической или общественной. Принципиальные тенденции программы включения вмещают в себя терпимость, человеческое взаимопонимание, равенство — восприятие другого, не такого как ты.

«Пусть каждый ставит себя на место другого. К сожалению, дух, который царит среди нас сегодня, требует силой захватывать положение, а не входить в положение другого, чтобы оказать сочувствие. Когда кто-то встает на место другого, все дела исправляются». (Старец Паисий Святогорец).

«О программе подключения в рамках обычного образования» (от 01.06.2003 г.) написано: «…подавляющее большинство детей с особенными потребностями могут присоединиться к системе образования в обычном классе при помощи программы подключения и извлечь большую пользу, как с учебной, так и с общественно-эмоциональной точек зрения».

Некоторые коррекционные школы получают статус общеобразовательных школ, т.к. в их системе образования используется программа «включения-подключения» детей к общеобразовательному процессу. В таких школах существуют смешанные-комбинированные классы, в которых обучаются обычные дети и дети с определенными потребностями, обладающими легкой и средней степенью умственного отставания, когда интеллектуальное развитие ниже среднего. Между детьми в классе есть поведенческие, познавательно-психологические и общественные отличия, разнообразие усиливает класс и дает каждому из учеников больше возможностей в учебе. Комбинированный подход видит различия в детях как ценность и признает, что есть преимущество во взаимном обучении каждого. Работающие вместе в этом коллективе должны всегда действовать совместно, считаясь друг с другом, где каждый участник видит себя ответственным за успех всего коллектива.

Такой комбинированный подход стал практиковаться в некоторых детских садах, где используется программа «включения». Дети с синдромом Дауна проводят большую часть дня со своими сверстниками и посещают индивидуальные занятия. Опыт показывает, что подобное сотрудничество дает положительные результаты. Это реальное начало интеграции детей в общество.

Государство все более уделяет внимание культурному и морально-нравственному воспитанию и формированию подрастающего поколения. В этой сфере бесценным является богатый культурно-исторический и духовно-нравственный опыт Русской Православной Церкви. Очень важно, что в последние годы укрепляется взаимодействие государства и Церкви в различных сферах общественной деятельности. Во многих школах, детских садах, детских домах, интернатах проходят духовно-нравственные беседы по разным темам и вопросам, преподаются основы Православной культуры, охватывающие все стороны человеческой жизни. Не будем забывать, что развитие личности зависит от знания и понимания своей истории и культуры, наличия духовно-нравственных норм, которые закладываются в человеке в раннем возрасте (от рождения до пяти лет).

Опыт положительного взаимодействия общества и детей-инвалидов мы можем увидеть в специализированном доме ребенка N 25, который окормляется нашим храмом (Живоначальной Троицы в Чертанове), где каждый крещеный младенец имеет крестную маму. Здесь уместно будет сказать о том, что в данном доме ребенка 30% от общего числа воспитанников — дети инвалиды. Когда у ребенка есть крестная мама, которая регулярно его навещает, малыш преображается прямо на глазах, он становится более уверенным, жизнерадостным, раскрываются все его способности. В доме ребенка в двух группах по специальной программе проводятся занятия по основам Православной культуры, которые дают возможность познакомить детей с христианскими ценностями и воспитывать их в Православной традиции.

В Доме ребенка существует практика посещения его семейными детьми-инвалидами, а также адаптация детей с особыми потребностями в условиях коррекционного учреждения. Интеграция рассматривается как программа совместного воспитания и образования детей с разными уровнями психического, когнитивного, моторного и эмоционального развития.

В окормляемый нами детский сад N 2374 «Родничок» с этнокультурным русским компонентом мы стали привозить детишек из этого дома ребенка на весь день: они вместе играют, вместе обедают, вместе занимаются. Каждая группа (их 8 в детском саду) поочередно принимает гостей, заранее готовясь к долгожданной праздничной встрече. За 3 года появилась традиция — на Благовещение дети вместе лепят жаворонков из теста. Сколько восторга и радости видно в глазах детишек! Главное — проявлять любовь и милосердие. Дети-инвалиды более наделены способностью сопереживать чужую боль и радость, они восприимчивы как к добру, так и к злу, поэтому важно с какой личностью они соприкасаются в своей жизни. Кому больше всего нужно это общение? Детям-инвалидам или сохранным детям? Я думаю, что в первую очередь вторым. Почему? Потому что «Маленькие дети подобны Ангелам. Когда же они начинают входить в возраст и принимают элемент плотского удовольствия, — то становятся маленькими зверями». (Старец Паисий Святогорец). А для того, чтобы их сердца окончательно не закаменели, их надо приучать любить Божий мир таким, какой он есть. Не они должны быть центром вселенной, а тот человек, который нуждается в их помощи. И еще, один хороший добрый совет: «Маленьких детей родители должны часто причащать, чтобы они освящались, поскольку, к несчастью, они растут в плохой, духовно нездоровой среде». (Старец Паисий Святогорец).

В порядке эксперимента, руководители детского сада и родители девочки-инвалида (с синдромом Дауна), ранее посещавшей Дом ребенка, договорились о ее приходе в Православную группу этого детского сада, результат превзошел все ожидания: общение со обычными детьми помогает ей лучше адаптироваться в обществе.

Необходимо отметить, что дети-инвалиды из семьи развиваются более успешно, чем те которые оставлены своими родителями в родильных домах. Такие детки из дома ребенка переходят в детские дома и интернаты, а затем во взрослые психоневрологические интернаты, где проживают до конца своих дней с чувством обреченности и отверженности своими родителями, родственниками и обществом.

Перед обществом, т. е. перед каждым человеком стоит задача, вспоминая слова из евангелия «возлюби ближнего своего как самого себя» научиться состраданию не на словах, а на деле, проявляя дела милосердия.

Хотелось бы поделиться опытом общения нашего храма Живоначальной Троицы в Чертанове с Психоневрологическим интернатом N 30, в котором действует приписной домовый храм во имя святого мученика Трифона. В этом храме каждую субботу совершается Богослужение и приходят помолиться и причаститься Святых Христовых Таинств более 60-ти человек проживающих в интернате, некоторые (имеющие рабочую группу и свободный выход из интерната) посещают другие храмы.

Из прихожан храма Живоначальной Троицы создана группа добровольцев, помогающих в организации Богослужения в храме св. мч. Трифона и в проведении Таинств: Крещения и Причастия непосредственно в палатах (по 10−15 человек поочередно в каждом корпусе). Надо отметить, что ПНИ N30 самый большой по территории (4 корпуса по 4 этажа) и числу проживающих в нем людей (более 1200 человек).

В летний период организовывались прогулки и беседы с инвалидами-колясочниками; так постепенно происходили знакомство и катехизация проживающих людей в интернате и медперсонала.

С сентября месяца с разрешения руководства проводятся занятия по «Основам православной культуры» с группой инвалидов-колясочников с диагнозом умственной отсталости в развитии. Занятия с этой молодежной группой проходят в социальной комнате интерната (по пятницам 2 часа), по специально разработанной программе, учитывающей особенности развития каждого учащегося. В ходе уроков обучающиеся, познавая историю и традиции Православной культуры, выполняют большое количество практических работ в виде оригами, аппликаций, рисунков, работ с пластилином и природным материалом. Они учатся взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской нравственности.

Такое тесное общение помогает нам понять, чем и как живут эти люди, и способствует их духовному и творческому раскрытию, они по-новому с христианской точки зрения переосмысливают свой жизненный путь и свое назначение в этом мире. Обида и злость сменяются в их душах Божественной любовью, в глазах появляется радость и надежда, что в этом мире они живут не напрасно, они нужны и могут приносить пользу.


Важно, чтобы общество, т. е. мы с вами, не оттолкнули их своим невниманием и непониманием, еще не известно кому важнее общение с инвалидами и сиротами — им или нам с вами. Где мы можем сострадать и соучаствовать в жизни человека — там, где нас всегда ждут — в детских домах и интернатах. Постараемся в житейской суете не забыть и протянуть руку помощи ближнему. А родителям, имеющих детей-инвалидов, в утешение хочу напомнить слова старца Паисия Святогорца: «Родителям, имеющим недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они — спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же другого родители хотят ребенку, когда им обеспечен рай? Если вот так, духовно, они рассмотрят это дело, то и сами извлекут пользу и будут иметь духовную награду».

Священник Константин Сопельников. Настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове, Член социальной Комиссии при Епархиальном совете г. Москвы,

http://www.pravmir.ru/article_2773.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru