Русская линия
Православие и МирПротоиерей Игорь Фомин20.03.2008 

Плохой хороший человек

Письмо

Здравствуйте! Мой хороший знакомый покончил жизнь самоубийством. Последнее время у него был полный кризис: и в личной жизни, и в работе, и в общем настрое. Наша и лично моя вина здесь тоже есть — не доглядели — но я бы хотел спросить не об этом. Мы пришли в храм на кладбище, ведь умерших принято отпевать. А священник сказал: мало того, что самоубийц не отпевают, так их еще и хоронят за территорией кладбища. Но до этого, когда мы шли с ним разговаривать, я видел несколько богатых могил с большими крестами. По надписям я понял, что тут похоронены «братки».

Что же получается? Значит бандитов, которые грабят, убивают, мучают людей — можно чинно отпевать и хоронить. А хорошего человека, который никому ничего плохого не сделал, просто запутался в жизни и оборвал разом, нельзя? И его могилу даже выкидывают за ограду кладбища! Меня это возмутило. Почему такой несправедливый двойной стандарт? И как это все совмещается со словами «не судите да не судимы будете»? Может, всё дело в том, сколько заплатить церковнику? То есть одним за деньги прощается всё, а другие осуждены, их и за людей не считают. Откуда у церковников такая жестокость?..

Я еще оставляю за скобками, что слышал от своих родственников. Мои двоюродные деды погибли на войне. И когда бабушка хотела заочно отпеть их в храме, священник стал отнекиваться, что надо точно знать, крещен ли человек, был ли он атеистом, точно ли он погиб, нужны документы… И вообще, посоветовал ей обратиться чуть ли не в Патриархию. Бабушка, конечно, растерялась. Она не знает таких подробностей, время-то атеистическое было, да и не все нужные документы сохранились. И что ей теперь делать, обивать пороги Патриархии? Или просто тот церковник увидел, что пришла бедная старушка, а если бы к нему обратился богатый бизнесмен, то отпели бы заочно всех, кого надо и не надо?

Так что выходит, господа священнослужители, что у вас всё упирается в деньги. Если вам хорошо заплатить, вы сделаете всё для «духовного обслуживания населения». Лично я сильно сомневаюсь, что при таком расчетливом подходе вы искренне молитесь за умерших и вообще верите, что есть какая-то загробная жизнь. По крайней мере, ваше поведение свидетельствует совсем не об этом.

Дмитрий, г. Москва

На письмо отвечает священник Игорь ФОМИН, клирик храма иконы Казанской Божией Матери на Красной площади и храма святителя Иннокентия Московского в Ракитках при кладбище

Уважаемый Дмитрий! Я бы хотел разъяснить те моменты, которые Вас возмутили, так как сам служу в кладбищенском храме. Что же такое обряд отпевания? Он не является Таинством Церкви. Это скорее напутствие умершему в вечную жизнь, молитвенное стояние за него родных, близких и даже незнакомых ему людей, которые просто зашли в эти минуты в храм, — перед очень для него важным событием. Перед мытарствами, после которых он даст свой ответ Богу, как прожил жизнь.

Вы спрашиваете, почему именно самоубийц не отпевают и хоронят вне кладбища, чем они хуже других? Сам человек, может быть, не хуже и не лучше других. Но его поступок… Когда человек убивает себя, он бросает Богу Его самый драгоценный дар — жизнь, которая была ему дана, свой талант, который должен был сохранить и преумножить. Когда человек на это решается, он ни на кого не надеется, находится в полном отчаянии. Такой человек намеренно (если он находится в здравом уме) отказывается от жизни, от возможного еще счастья, от надежды, что из тупика, в который он попал, есть выход.

Смерть любого человека отражается и на других, обязательно кто-то заплачет о нем, будет скорбеть. Но для самоубийцы не существует никого: ни родных, ни близких, ни друзей, ни самого Бога. Он не думает, какую боль причинит им своим страшным уходом. Иначе он бы никогда этого не совершил — ведь пути обратно с того света нет. Даже убийца может искренне покаяться в своих грехах, он еще жив. А самоубийца — нет. Он уже все решил за Бога, он выбрал смерть.

Для самоубийц выделены специальные места рядом с кладбищем, потому что они сами отказались от общения с Богом и поминальная молитва священника на кладбище может быть им не приятна. Зачем неволить их души? Бог даровал каждому человеку свободу. Родные тех, кто покончил с собой, могут молиться за них дома и подавать милостыню в их память. Когда я обращаюсь с речью к близким и родным покойного, то всегда говорю им, что лучшая память о нем — это не дорогой памятник и не большое застолье, где все напьются, а изменение своей души к лучшему, добрые дела, помощь ближним. Лучше даже не цветы принести на могилу, а купить банку консервов и отдать нищей старушке. И денег меньше потратишь, и пользы будет больше. Но все же степень торжественности отпевания зависит от финансовых возможностей родственников умершего — и не нам их судить. Это их личное дело, сколько денег они тратят на похороны.

К некрещеным у Церкви тоже особое отношение. Если относиться к отпеванию как просто к провожанию умершего в последний путь, то не имеет значения, крещен он или нет. Но это церковный обряд и совершается он только над членами Церкви, это естественно. Если человек прожил всю жизнь, не задумавшись о Боге, о смысле своей жизни настолько серьезно, чтобы пойти и креститься (а может он вообще был ярый атеист), то не стоит неволить его и после смерти. Здесь, как и с самоубийцами, мы, священники, оставляем им свободу выбора, который они сделали при жизни. Ну не верил ты в Бога — зачем тебе отпевание? Даже про ад существует поговорка: он существует из любви Бога к людям — Он освободил это место от Своего присутствия, чтобы не насиловать свободную волю тех, кто не хочет быть с Ним. Верующие родственники часто просят за своих умерших, и мы молимся, но не в храме.

Что касается бандитов: еще с древних времен запрещено отпевать тех, кто погиб на месте разбоя, говоря современным языком, «поехали братки на разборку» и там кого-то из них убили. Другое дело, если человек ведет двойную жизнь и ее темная сторона не доказана. У нас принято говорить об умершем или хорошо, или ничего. На моей памяти есть немало случаев, когда священники отказывались отпевать погибших на «разборке» бандитов. Один даже потерял всё, «братки» выгнали его из храма, сильно избили, он долго лежал в больнице. Хотя до этого те же люди помогли ему отреставрировать храм, постоянно жертвовали деньги, совесть-то у каждого может проснуться. Но стоило этому батюшке отказать им…

У меня тоже был случай, когда я отказался отпевать убитого преступника. Он не был крещеным, и я подробно объяснил его серьезным друзьям (у них в группировке было принято носить всё черное, отличительный знак), что, как и почему. Ведь они сами тоже живут по очень жестким законам и «понятиям» своей группировки. Так что они меня поняли, поблагодарили за честность и ушли, слава Богу, ничего плохого мне не сделали. Кстати, я знаю бандитов, которые искренне покаялись в своих грехах, оставили прежнюю жизнь, стали служить при храмах. Так что «братки» тоже бывают разные. И не нам судить, кто более грешен, а кто менее. Иной человек кажется хорошим, а под личиной праведности скрывается столько всего, что и какой-нибудь вор менее грешен. Что такое хороший человек и что такое плохой? С чьей стороны мы судим? И какое имеем на это право? Знаете поговорку «Моя жена — настоящая кобра, — говорил удав»? Так давайте не будем сами пытаться решить: «Ты, Господи, подвинься, я сейчас быстро всех распределю и разрулю, кому в рай, а кому в ад…» Лучше оставим Божий суд Богу.

Вы еще говорите о заочном отпевании погибших на войне. Оно появилось в советские годы, когда отпевать верующего умершего было категорически запрещено. И священник вместе с родственниками и близкими покойного совершал обряд уже после похорон, тайно от властей. Думаю, в 30−40е, когда погибли сотни тысяч верующих, заочное отпевание совершалось часто. А насчет погибших на войне… Тут опять же имеет значение, был ли человек крещеным и верил ли в Бога или был ярым атеистом — то есть нужен ли ему этот обряд. Я со многими людьми беседовал перед их смертью. Некоторые из них уважительно относились к Церкви, но захотели умереть без Крещения, без исповеди и причастия — это их право.

Если мы точно не знаем о погибшем на войне, то сомнения обычно решаются в пользу отпевания. Есть еще такая традиция: если человек пропал без вести и похоронка не пришла, то отпевание лучше совершать через 80 лет после его рождения, чтобы, не дай Бог, не отпеть живого человека. А вдруг он где-то выжил, например, потерял память или поселился после войны в другой стране? В защиту того священника, который посоветовал Вашей бабушке собрать документы и так далее могу сказать, что последнее время в нашей стране развелось множество всяких целителей-гадалок, и среди их арсенала есть прием наведения порчи — заочное отпевание живого как умершего. То есть кощунственное использование церковного обряда. Поэтому нам, священникам, приходится быть осторожными.

А в общем, с заочным отпеванием все не так сложно. Нужно прийти в храм, поговорить со священником, объяснить ему ситуацию. Если он даст согласие, то выбрать день, чтобы собралась вся семья (например, в день именин одного из погибших). Священник совершает обряд и молится вместе с родными покойных.

И наконец, по поводу денег. Отпевание — это одна из треб, как и освящение дома, молебен и так далее. Название «треба» появилось не потому, что за свои услуги священник требует деньги, а потому что человеку требуется от священника какое-либо молитвословие, например, освятить машину или совершить молебен за путешествующего. По идее требы совершаются бесплатно. Просто обеспеченные прихожане могут таким образом отблагодарить батюшку. В одном их храмов я видел такое объявление: «В связи с трудным материальным положением прихожан, все требы совершаются бесплатно, на ваши пожертвования». То есть кто сколько хочет, кто сколько может, тот столько и жертвует. Особенно бедственное сегодня положение в деревнях, там и за свечки в храме бабушки могут «платить» банкой соленых огурцов. И такая же бабушка за свечным ящиком, конечно, все поймет и «продаст» свечки.

Я знаю священников, которые приходили к старушкам причащать на дому, вместо того, чтобы взять с них деньги (старушки упорно, в знак благодарности, протягивали свои последние копейки) наоборот им материально помогали: покупали продукты, лекарства (кстати, как раз на пожертвования тех прихожан, кто более обеспеченный). Так что не все благодарности за требы мы кладем в карман. Распределяем между неимущими, которые всегда есть на приходе: многодетные, старики, инвалиды.

Поэтому не просите опубликовать прейскурант цен на требы, в том числе на отпевание: его попросту не существует. Насчет Вашей фразы, что за деньги богатым прощается всё могу сказать, что Вы перепутали Православную Церковь с католической. У нас нет индульгенций, когда грехи выкупаются за деньги, потому что с Богом невозможно торговаться «дашь на дашь». Православная Церковь — это не магазин, не фирма и тем более не последняя инстанция «духовного обслуживания населения», где служат коварные обрядосовершители-сребролюбцы. Так же, как ад — это не горящие сковородки с грешниками, а Бог — не седовласый дедушка, сидящий на облаке. Это абсолютно неверные представления о духовном. Наверное, в этом есть и наша вина, священников — не нашли время поговорить, объяснить что-то новоначальным и сомневающимся. Не нашли общего языка с тем, кто впервые пришел в храм. За это я бы хотел как священник попросить прощения и у Вас, и у других, кого мы смутили, каким-либо образом отвратили от Церкви.

С иереем Игорем Фоминым беседовала Елена Меркулова

http://www.pravmir.ru/article_2766.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика