Русская неделя | Монах Вениамин (Гомартели) | 19.03.2008 |
Ответ. Гонения на религию в СССР никогда не было и нет. В силу декрета „Об отделении церкви от государства“ исповедание любой веры вполне свободно и никаким государственным органом не преследуется. Больше того, последнее постановление ВЦИК и СНК РСФСР „О религиозных объединениях“ от 8 апреля 1929 г. совершенно исключает даже малейшую видимость каких-либо гонений на религию. Вопрос. Верно ли, что безбожники закрывают церкви, и как к тому относятся верующие? Ответ. Да, действительно, некоторые церкви закрываются. Но проводится это закрытие не по инициативе властей, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих.
Вопрос. Соответствуют ли действительности сведения, помещенные в заграничной прессе, относительно жестокостей, чинимых агентами соввласти по отношению к отдельным священнослужителям?
Ответ. Ни в какой степени эти сведения не отвечают действительности. Все это — сплошной вымысел, клевета, совершенно недостойная серьезных людей…» (Цитируется по книге В. Куроедов. «Религия и церковь и советском обществе»). В том-же интервью по поводу обращения Папы Римского в защиту гонимой Русской Церкви:
«…Мы считаем излишним и ненужным это выступление папы Римского, в котором мы, Православные, совершенно не нуждаемся. Мы сами можем защищать нашу Православную Церковь. У папы есть давнишняя мечта окатоличить нашу Церковь, которая, будучи всегда твердой в своих отношениях к католицизму, как к ложному учению, никогда не сможет связать себя с ним какими бы то ни было отношениями».
По поводу выступления Архиепископа Кентерберийского:
«…Оно грешит той же неправдой насчет якобы преследований в СССР религиозных убеждений, как и выступление Римского папы… пахнет подталкиванием паствы на новую интервенцию, от которой так много пострадала Россия». (Известия, N 46, 1930). Митр. Евлогий Западно Европейский об этом интервью в своих воспоминаниях писал:
«…Оказывается, что текст большевики дали митрополиту Сергию за неделю до интервью, а потом держали его в изоляции. Перед ним встала дилемма: сказать журналистам, что гонение на Церковь есть, — это значит, что ВСЕ тихоновские епископы будут арестованы, т. е. вся церковная организация погибнет; сказать „гонения нет“ — себя обречь на позор лжеца… Митрополит Сергий избрал второе. Его упрекали в недостатке веры в несокрушимость Церкви. Ложью Церковь все равно не спасти. Но что было бы, если бы Русская Церковь осталась без епископов, священников, без таинств, — этого и не представить… Во всяком случае, не нам, сидящим в безопасности, за пределами досягаемости, судить митрополита Сергия…» (стр. 621).
1930: 26 февраля Патриарший Местоблюститель митр. Крутицкий Петр пишет второе письмо из ссылки к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Нижегородскому Сергию (Страгородскому), из поселка Хэ, Обдорского района:
«Высокопреосвященнейший Владыко!
Представился случай написать Вам в дополнение к письму, отправленному заказным по Вашему московскому адресу. То письмо писал, сильно недомогая, а после и совсем себя плохо почувствовал. Требовалось бы сделать маленькие вставки. Когда пришла почта — редкий наш посетитель, — началась суета, да так и сделал, совсем запамятовав о вставках. В одном месте пропущено выражение: „для общего нашего утешения“. Это там, где говорится о сохранении расположения к Вам.
В другом месте между словами: „среди клира“ — нужно вставить: „представителей православного епископата и клира…“. Это в абзаце об отношении к соввласти. В том же абзаце, помнится, неладно с отрицанием „не“. Но эти недочеты сути, конечно, не изменяют. Я постоянно думаю о том, чтобы Вы являлись прибежищем для всех истинно-верующих людей. Признаюсь, что из всех огорчительных известий, какие мне приходилось получать, самыми огорчительными были сообщения о том, что множество верующих остаются за стенами храмов, в которых возносится Ваше имя. Исполнен я душевной боли и о возникших раздорах вокруг Вашего управления и других печальных явлениях. Может быть, эти сообщения пристрастны, может, я достаточно не знаком с характером и стремлением лиц, пишущих мне. Но известия о духовном смятении идут из разных мест и главным образом от клириков и мирян, оказывающих на меня сильное давление.
На мой взгляд, ввиду чрезвычайных условий жизни Церкви, когда нормальные правила управления подвергаются всяким колебаниям, необходимо поставить церковную жизнь на тот путь, на котором она стояла в первое Ваше заместительство. Вот и благоволите вернуться к той, всеми уважаемой Вашей деятельности. Я, конечно, далек от мысли, что Вы решитесь вообще отказаться от исполнения возложенного на Вас послушания — это послужило бы не для блага Церкви. Повторяю, что очень скорблю, что Вы не писали мне и не посвятили в свои намерения. Раз поступают письма от других, то, несомненно, дошло бы и Ваше. Пишу Вам откровенно, как самому близкому мне Архипастырю, которому многим обязан в прошлом и от святительской руки которого принял постриг и благодать священства. Не подумайте, Владыко, что в центре моего внимания находятся суждения моих соседей — Архипастырей. Не скрою, что как только они прибыли в Обдорск, почтили меня общим письмом; но последнее состояло исключительно из одних приветствий. Затем, около уже года, ничего о них не слышу. Мое здоровье сильно ослабело борьбой с суровыми климатическими условиями. Неоднократно ходатайствовал о переселении в другой пункт, более или менее обеспеченный сносным климатом и наличием медицинской помощи, которая здесь слишком слаба, — успеха нет. Все домашние тягости несу сам: около меня нет постоянного человека. На старости лет приходится подвижничать по-пустынному. Господь устроил, таким образом, дело внутреннего упорядочения. Прошу Вас помолиться Господу Богу, чтобы подкрепил мои силы и помог мне жить в безропотном послушании Его Святой Воле.
Вашего Высокопреосвященства покорный слуга митрополит Петр».
(Губонин, Акты…)
1930: В начале года на Афоне, в Ватопедском монастыре, состоялась Всеправославная конференция, подготовительная для проведения Восьмого Вселенского Собора. Русская Церковь не была представлена на этой конференции. Участники конференции написали несколько посланий, одно из них было адресовано коптам с выражением любви и предложением установить сотрудничество и единство. В ходе конференции Константинополь отклонил как чуждое православной традиции предложение Румынской Церкви о том, чтобы каждая автокефальная церковь имела постоянного представителя при Вселенском Патриархе. Сербскую Церковь на конференции представлял свят. Николай (Велимирович).
1930: В Англии состоялось моление за Русскую Церковь. Один из участников, митр. Евлогий, вспоминал: «В начале поста 1930 г. архиепископ Кентерберийский пригласил меня в Лондон на однодневное моление о страждущей Русской Церкви. Я решил ехать. За нас будет молиться вся Англия, а я останусь в Париже безучастным свидетелем единодушного сочувствия всех Церквей к страждущей нашей Церкви? Невозможно! Моя совесть повелительно требовала моего участия в этих молитвах; так же, несомненно, была настроена и моя паства.
Я провел в Англии с неделю. Давно я не испытывал такого светлого чувства братской христианской любви между Церквами, какое испытал в эти незабываемые дни, когда вся церковная, верующая Англия коленопреклоненно молилась о прекращении тяжких страданий нашей Русской Православной Церкви… Политических целей я никаких в Англии не преследовал и с политическими речами нигде не выступал. Всюду, где мне приходилось говорить речи, я лишь благодарил за сочувствие, просил и впредь поддерживать нашу страдалицу Мать-Церковь своими молитвами. И вот, эти выступления и послужили поводом к строгому запросу из Москвы от митрополита Сергия: на каком основании вы позволили себе разъезжать по Англии, призывая к протесту против СССР?
Тут же было высказано требование свою поездку осудить и дать обязательство такого рода выступления более не повторять… Горько мне было читать эти несправедливые упреки, продиктованные внушениями советской власти, и я резко ответил митрополиту Сергию, что моление в Англии имело не политический, а религиозный характер: это был протест религиозной и вообще человеческой совести против страшных гонений на Церковь в советской России; доказательством тому — договор английского правительства с СССР, заключенный как раз во время моего пребывания в Англии». («Китеж», 1930, N 1, стр.16).
1930: 6 июня митрополит Сергий (Страгородский) пишет докладную записку в ВЦСПС:
«В настоящее время лица, участвующие в наших церковных хорах, справедливо сетуют на отрицательное отношение к ним со стороны профессиональных союзов и просят ходатайствовать об изменении этого отношения. Обычно такие участники исключаются из профсоюзов, причем постановление об исключении прямо мотивируется: «за участие в церковном пении» и подобное… Исключение из союза влечет за собою для профсоюзника не только лишение тех особенных прав, какими он пользовался в союзе, но и грозит ограничить для него возможность найти себе работу, а с нею и средства к самому существованию. Подвергать профсоюзника такой участи только за то, что он церковник, в достаточной степени напоминало бы средневековый папский интердикт — лишения непослушных огня и воды, значило бы, вместо перевоспитания и пер (неразборчиво) прямо вымогать насилием отречение от веры, что в корне противоречит Конституции… Профсоюз работников искусств не должен составить исключение из общего правила и не должен изгонять своих членов только за то, что они церковники или что их работа так или иначе связывается с церковной. Ведь участие в церковном пении для подавляющего их большинства является даже и не служением культу, а просто платной работой. Это есть пользование своим профессиональным искусством для добывания себе средств к существованию или добавочного заработка, и от того, что это пользование в данном случае связано с обслуживанием церкви, дело не меняется. Ведь церковь обслуживается не только профессиональными певцами, но и профессиональными электриками, водопроводчиками, почтальонами и пр. Когда Союз служащих почты и телеграфа попытался (исходя из тех же соображений, из каких исходит и Рабис) запретить своим членам доставлять духовенству и церковным организациям корреспонденцию, это было признано неправильным и бойкот прекращен… «(ГАРФ. Ф. 5263. On. 1. Д. 6. Л. 2 — 3).
1930: 10 июня Постановление митр. Сергия и сергианского синода об увольнении митр. Евлогия от должности Управляющего русскими церквами в Зап. Европе за организацию молений в защиту Русской Церкви. Временно назначается на этот пост арх. быв. Белостокский Владимир (Тихоницкий). (ЖМП, N 2, 1931)
1930: 22 июня Сербский патриарх Варнава во время службы в русской Троицкой церкви, обратился к Русскому Зарубежью: «Знайте, что изуверы, гонящие Церковь, не только её мучают, но стараются её расколоть, разъединить и всячески простирают свои преступные руки к вам, находящимися за пределами вашего отечества. Вы, верные сыны России, должны помнить, что вы являетесь единственной опорой великого русского народа… Посеянные врагами вашей Родины церковные раздоры должны во что бы то ни стало прекратиться. Среди вас находится великий иерарх митрополит Антоний, который является украшением вселенской Православной Церкви. Это высокий ум, который подобен первым иерархам Церкви Христовой в начале христианства. В нём заключается церковная правда и те, кто отделился, должны вернуться к нему. Вы все, не только живущие в нашей Югославии, но и находящиеся в Америке, в Азии, во всех странах мира, должны составить во главе с вашим великим архипастырем митрополитом Антонием единое несокрушимое целое, не поддающееся нападкам и провокациям врагов Церкви. Я как Сербский патриарх, ныне ваш родной брат, горячо молюсь Богу, чтобы Он соединил русских людей, находящихся заграницей в единое целое, чтобы восстала Россия такою, какою она была во главе с Православным Самодержащим Царём, и от имени Господа Иисуса Христа и всех Его святых благословляю вас благословением патриаршим». (Жизнеоп. митр. Антония. ГАРФ. Ф. Р-9145. Оп. 1. Д. 959. Л.л. 1, 49).
1930: 26 июня 1930 года митрополит Сергий (Страгородский) обратился к митр. Дионисию Варшавскому с новым посланием, в котором, между прочим, писал:
«В N 147 газеты «За Свободу» напечатано о предстоящем созыве Первого Поместного Собора Православной Автокефальной Церкви в Польше и о том, что 29 сего июня назначено начало подготовительного к Собору Предсоборного Собрания.
Уже из названия Собора видно, что он имеет главной задачей практически осуществить и оформить автокефалию Православной Церкви в Польше…
Что же принесет Вам незаконная Автокефалия, покупаемая такою ценою? Невольно вспоминается прежняя история Православия в Польше. Там всегда умели усыпить бдительность Православной иерархии разными личными правами и привилегиями. А низшее духовенство с православной паствой в это время влачили жалкое существование в постоянных тревогах за целость своих храмов, за неприкосновенность своих святынь, за самую сохранность святой веры. Не повторяется ли эта история и в наши дни?… Во имя возложенного на меня долга пещись о всей Православной пастве Московского Патриархата, я снова братски убеждаю Вас отказаться от Вашего губительного для Церкви начинания, не отрывать искусственно и насильственно Православной Паствы Вашей от ее векового союза с Церковью Русской и тем не подвергнуть свою паству всем невзгодам внутренне церковной анархии.
Ведь, если Вы отказываетесь подчиниться своему законному Кириарху — Московскому Патриарху или Его Местоблюстителю, то этим даете каноническую возможность каждому, служащему Вам в Польше Архипастырю, и каждому из подведомых Вам клирику и мирянину (и даже делаете это обязательным) отказать Вам в подчинении и искать себе окормления за границей.
Неужели же своими руками Вы будете способствовать повторению в Польше тех злосчастных времен, когда православная паства была покинута своими архиереями и должна была своими силами и на свой страх отстаивать свою веру и церковную независимость от Рима?..
Пусть предстоящий у Вас Собор обсудит вопрос и об автокефалии, пусть даже сделает заключение о правах на автокефалию и о желательности последней, но пусть он торжественно и мужественно откажется от автокефалии незаконной и пригласит Православную паству в Польше оставаться в каноническом общении с Московской Патриархией и от законного источника — от Поместного Собора Святой Православной Церкви Русской ожидать себе уже законной, а не самочинной, спасительной, а не губительной, автокефалии».
Св. Синод Автокефальной Церкви в Польше принял письмо-послание митрополита Сергия к сведению, как имеющее лишь информационное значение. (К. Свитич…)
1930: 21 июля митр. Евлогий пишет письмо митр. Сергию с отказом подчиниться увольнению и с сообщением о разрыве административно-канонических отношений с Патриархией. (ЖМП, N 2, 1931).
1930: 6 июля румынский король Карол II вернулся в Румынию и взял в свои руки бразды правления.
1930: 7 августа началась конференции в Ламбете, в которой приняли участие 307 англиканских епископов и представители патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, Болгарского, Румынского, Сербского, и Церквей: Греческой, Кипрской и Польской.
Возглавил православную делегацию патриарх Александрийский Мелетий (Метаксакис). В смешанной англикано-православной комиссии этой Конференции встал вопрос о том, как следует понимать англиканское учение о таинстве священства и о таинстве Евхаристии, англиканские епископы, члены комисси (числом 14), дали обстоятельный ответ. В «резюме прений» этой комиссии читаем:
«Английскими Епископами было заявлено, что в Англиканской Церкви посвящение в сан есть не только назначение человека на определенную должность, но, в рукоположении преподается специальная харизма посвященному лицу, соответствующая степени священства, и что природа этого специального дара указана в словах чина посвящения, и что в этом смысле рукоположение, есть таинство…»
В ответ на это «…православная делегация заявила, что она признает апостольское преемство в Англиканской Церкви, поскольку Англиканские Епископы уже признали Священство за таинство и объявили, что учение Англиканской Церкви авторитетным образом выражено в «Книге общих молитв» (Book of Common Prayer) и что смысл «39 артикулов» должен быть истолкован в согласии с «Книгой общих молитв». Далее Англиканские епископы заявили, что в Таинстве Евхаристии «Тело и Кровь Христовы истинно и в действительности принимаются и вкушаются верными на вечере Господней» и что «Тело Христово дается, принимается и вкушается только некиим небесным и духовным способом», и что после причастия, остающиеся Освященные Дары, рассматриваются таинственно как Тело и Кровь Христовы; далее, что Англиканская Церковь преподает учение об евхаристической жертве, как сие объяснено в «Ответе Архиепископов Кэнтэрберийского и Йоркского Папе Льву XIII относительно англиканского рукоположения»; и также, что при принесении Евхаристической Жертвы Англиканская Церковь молится, чтобы «чрез заслуги и смерть Сына Твоего Иисуса Христа, и через веру в кровь Его, мы и вся Церковь Твоя получили отпущение наших грехов и все другие благодатные плоды страдания Его», относя это ко всему обществу верных, живых и умерших». На это заявление православная делегация в свою очередь заявила, «что объяснение англиканского учения сделанное таким образом по отношению к евхаристической жертве, согласуется с православным учением, если только объяснение будет высказано со всей ясностью…». В заключительном документе англиканские члены конференции заявили: «Они (православные) пришли к нам с желанием начать предпринимать решительные и практические шаги в сторону востановления общения между нашими Церквами. Это значительный прогресс венчающий длинный период усиливающихся дружеских отношений. Теперь мы подходим к фазе решительных действий…»
На конференции также было высказано сочувствие страждущей Русской Церкви:
«Конференция сочувствует Русской Церкви в ее страданиях и гонениях, и молит милостивого Бога, да подаст Он опять свободу и благоденствие этой Церкви, дабы она опять смогла занять свое место среди других Церквей христианского мира с большей свободой и самовыражением чем прежде…»
Практические заключения англиканских членов конференции были следующие: «… Восточные Церкви понимают, что мы должны исполнять наши обязанности, — обслуживать все души нуждающиеся в помощи; они также осознают невозможность окормлять всех своих чад разбросанных повсюду. Вывод тут довольно ясный: т.к. наши епископы и священники готовы обслуживать лишенных пастырей членов православных общин, то официальная православная делегация, подробно изучив этот вопрос, вместо протеста, высказали мнение, что такое окормление может продолжаться с условимем официального одобрения. В каждом отдельном случае такого окормления об этом должен быть извещён правящий архиерей и ни в коем случае такое окормление не должно быть предлагаемо тем, чей православный епископ с этим не согласен…» (The Christian East, Autumn 1930.).
1930: 28 окт. письмо митр. Сергия митр. Евлогию:
«…Свой административный разрыв с Патриархией Ваше Высокопреосвященство хотите обосновать на указе Св. Патриарха от ноября 1920 года. Но указ этот предусматривает, так сказать, физическую невозможность сношений с Церковным центром, у нас же с Вами, по Вашему собственному признанию, скорее только взаимное непонимание……Вы успокаиваете себя (по примеру Карловацкой группы) тем, что порывая с теперешним Московским Церковным центром, Вы будто бы не порываете с Русской Церковью. Увы, это теперь уже избитая «лесть» (самообман) всех, не желающих подчиниться неугодному им распоряжению Патриархии, и; в то же время, не имеющих смелости открыто учинить раскол (п. ч. они сознают отсутствие достаточных оснований)… Отказав в подчинении Заместителю, Вы окажетесь ослушником и Местоблюстителя и потому напрасно будете прикрываться возношением имени последнего, по примеру других раскольников». (ЖМП, N 2, 1931).
1930: Премьер-министр Греции Венизелос нанес официальный визит в Истанбул, во время которого он посетил Фанар и встретился с патриархом Фотием II. Это был первый визит главы греческого правительства в Фанар.
1930: Патриарх Александрийский Мелетий (Метаксакис) добился признаний англиканских хиротоний Александрийской патриархией.
В письме к архиепископу Кентерберийскому Космо Лангу он писал: «…по вдохновению Святого Духа контакты православной делегации во время Ламбетской конференции дали радостные результаты, наш Священный Синод митрополитов Александрийского Апостольского и Патриаршего престола принял резолюцию, признав законными, с православной точки зрения, англиканское священство. Текст самой резолюции гласит: «Св. Синод признает, что заключение православной комиссии было вынесено согласно духу православного учения». Поскольку Ламбетская Конференция приняла заявления, сделанные Англиканскими Епископами, как точное изложение учения и практики Англиканской Церкви и находящихся с ней в общении Церквей, то Синод признает эти заявления за весьма значительный (симптоматический) шаг в сторону единения Церквей». И в виду того, что в этих заявлениях, признанных Ламбетской конференцией, утверждается полная и удовлетворительная апостольская преемственность, причащение истинными Телом и Кровью, и что Евхаристия является thusia hilasterios (Жертва), а священство почитается за таинство, то Александрийская Церковь больше не видит причин относиться к законности англиканских рукоположений с негативной осторожностью, и придерживаясь решения Конст-ой Церкви от 28 июля, 1922, провозглашает, что если священник, рукоположенный англиканскими епископами, перейдет в Православие, то он не должен быть перерукополагаем, также как и крещенный англиканами не должен перекрещиваться» (The Christian East, vol. XII, 1931, pp. 1−6).
1930: Патриарх Константинопольский Фотий II (на фото с Венизелосом), чтобы изжить американскую смуту, которая разделила американскую паству на два лагеря — монархистов и венизелистов (сторонников премьер-министра Венизелоса), назначает митрополита о. Корфу Афинагора (буд. патриарха Конст-ого) экзархом Северной и Южной Америки. Архиепископ Александр Нью-Йоркский и два его викария восстали против попытки патриархата изменить автономный статус Американского экзархата, но сопротивление их было сломлено и они были вынуждены подписать поправку к уставу экзархата, полностью подчинив его Константинополю. Архиеп. Александр был переведен на другую кафедру — на о. Корфу. (Prof. Paul Manolis, «The History of the Greek Orthodox Church in America»).
1930: 28 ноября скончался б. патриарх Константинопольский Константин VI (Арапоглу). Патриарший престол он занимал только 43 дня с декабря 1924 г. по январь 1925. Патриаршества он был лишен турецким правительством.
1930: К этому году в Харбинской епархии, где проживало большинство русских эмигрировавших в Маньчжурию, было 46 храмов, 2 монастыря, 88 священников.
1930: Иеромонах Иоанн (Максимович), будущий святитель Сан-Францисский, написал полемический труд против софианской ереси протоиерея Сергия (Булгакова), тогдашнего ректора Парижского богословского института.
1930: К концу этого года Союз воинствующих безбожников в России насчитывал уже 4 миллиона членов, большинство храмов в то время было разрушено членами этого союза.
1930: В Бразилии аргентинским миссионером протопресвитером Константином Изразцовым, «апостолом Южной Америки», был основан первый в стране православный приход.
1930: 24 декабря митр. Сергий и его Синода упраздняют Епархиальное управление в Париже и запрещают митр. Евлогию и единомысленным с ним епископам совершать рукоположения, с угрозой в дальнейшем запретить их в священнослужении, приходы Зап. Европы подчиняются митр. Литовскому Елефверию.