Русская линия
Русская неделяМонах Вениамин (Гомартели)14.03.2008 

Летопись церковных событий. 1928 -1929 год

1928: В своих письмах, от 4 января и 22 октября 1928 года, митрополит Сергий (Страгородский) убеждал митрополита Варшавского Дионисия не настаивать на польской автокефалии, добытой незаконным путем, без благословения Московского патриарха. Митрополит Сергий напоминал митрополиту Дионисию, что и св. патриарх Тихон не нашел возможным (без Поместного Собора Русской Церкви) одобрить этой автокефалии, что и законный преемник почившего патриарха митрополит Петр (Крутицкий) опротестовал эту автокефалию, когда она была провозглашена.

Так, в письме от 4 янв. митр. Сергий «доказывал, что для Польской Церкви не было необходимости отделяться от Русской Церкви, ибо она могла свою самостоятельность основать на постановлении N 362 от 7/20 ноября 1920 г». (Русская Церковь перед лицом господствующего зла. Еп. Григорий (Граббе), гл. 15).

На январское письмо митрополита Сергия митрополит Дионисий дал след. ответ: «Письмо Ваше, от 4 января с. г., мною получено. Мне весьма прискорбно, что и Вы, при всей широте Вашего любвеобильного сердца, не смогли подойти к вопросу нашей автокефалии так, как это следовало бы. Вы отлично знаете, как тяжело править в настоящее время Церковью, в каких Она ныне отовсюду утеснениях и опасностях, как трудно теперь сохранять канонический строй церковного управления и христианской жизни. Это уразумели Восточные Церкви, лишь в Москве не хотят уразуметь многого и думают, что автокефалия Польской Православной Церкви — дело честолюбивых иерархов. Какое горькое и обидное заблуждение! Более смиренной, бескорыстной и невзыскательной иерархии, как Православная иерархия в Польше, наверное, не сыскать нигде. Все мы можем, положа руку на сердце, дерзновенно сказать: мы ежедневно умираем, чтобы жила Православная Церковь в Польше, а в Ваших глазах мы — изменники Матери-Церкви и жалкие честолюбцы. Что делать? Дела наши пойдут с нами, а Вам грешно- видеть везде разрушение и беспорядок у себя и не ценить того доброго, что осталось у нас. А как осталось оно и блюдется, — видит Бог, и Он будет Судьей между нами.

Содержание Вашего последнего письма таково, что я не вижу возможности официально отвечать на него».

На письмо митрополита Сергея от 22 октября митр. Дионисий ответа не дал, а самое письмо препроводил Вселенскому Патриарху, вместе со всей перепиской с митр. Сергием. Константинополь не мог не одобрить ответа митрополита Дионисия и подтвердил незыблемость автокефалии Православной Церкви в Польше. (К. Свитич…)

1928: 24 янв. (ст. ст.) Бывший Заместитель Патр. Местоблюстителя арх. Угличский Серафим пишет письмо митр. Сергию:

«…Полугодовой срок, протекший со дня издания Вами декларации… показал… что Ваша уверенность в возможности мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона совершенно несбыточна и никогда не может при настоящих условиях перейти в действительность… Факты… свидетельствуют, что еще труднее стало жить Православным верующим людям… Как много появилось новых страдальцев, которых страдания еще более усугубляются сознанием того, что эти страдания явились следствием Вашей новой церковной политики». (Л. Регельсон…).

1928: 24 янв. (ст. ст.) Обращение к митр. Сергию пяти епископов: митр. Ярославского Агафангела (Преображенского), архиеп. Серафима Угличского (Самойловича), викария Ярославской епархии, митр. Иосифа (Петровых), архиеп. Варлаама (Ряшенцева), бывш. Пермского, врем. упр. Любимским викариатством, еп. Евгения (Кобранова) Ростовского, викария Ярославской епархии с сообщением об отделении от него и отказе признать за ним и его Синодом права на Высшее управление Церковью.

«…По Вашей программе начало духовное и Божественное в домостроительстве церковном всецело подчиняется началу мирскому и земному… Лояльное отношение к гражданской власти… не обязывает чад Церкви к добровольному отказу от тех прав свободного устроения внутренней религиозной жизни церковного общества, которые даны ему самою же гражданскою властью (избрание общинами верующих себе руководителей).

Наместо возвещенной Христом внутрицерковной свободы Вами широко применяется административный произвол, от которого много терпела Церковь и раньше. По личному своему усмотрению Вы практикуете бесцельное и неоправдываемое перемещение епископов, часто вопреки желанию их самих и их паствы, назначение викариев без ведома епархиальных архиереев, запрещение неугодных Вам епископов в священнослужении… При этом добавляем, что остаемся во всем верными и послушными чадами единой, святой, соборной и апостольской Церкви, неизменно пребываем в иерархическом подчинении Местоблюстителю патриаршего престола высокопреосвященному Петру, митрополиту Крутицкому, и через него сохраняем каноническое и молитвенное общение со всеми Восточными Православными Церквами. Настоящее наше решение останется в силе впредь или до сознания Вами неправильности Ваших руководственных действий и мероприятий и открытого раскаяния в Ваших заблуждениях, или до возвращения к власти высокопреосвященного митрополита Петра"(Акты. С. 573−574).

1928: 1 февр. (ст. ст.) митрополит Иосиф (Петровых) написал письмо своему викарию епископу Димитрию Гдовскому, в котором говорил, что от митр. Сергия отделилось 26 епископов.

1928: В феврале произошло несколько собраний кипрских архиереев с представителями народного парламента, на которых было решено бойкотировать, празднование 50-летия оккупации Кипра британскими войсками, уклоняться от участия в спортивных играх, званных обедах, встречах и т. д., связанных с этими празднествами. На сам день оккупации должно было во всех кипрских храмах, (ок. 700), провести молебны о соединении Кипра с Грецией.

1928: Митр. Сергий (Страгородский) пишет письмо митр. Агафангелу Ярославскому с мольбой о сохранении общения:

«…Мы с Вами подошли уже к той черте, у которой все земные ценности и всякие земные счеты теряют свою абсолютную значимость, и остается только одно: дать добрый ответ на судище Христовом… Ни веры святой мы не предаем, ни от свободы церковной не отрекаемся и не намерены отрекаться… Я всегда готов передать Вам полномочия, лишь только будут у меня в руках достаточные к тому основания. И в 1926 г. я не передал Вам этих полномочий только потому, что, после Вашего Пермского воззвания, я получил от митрополита Петра (Полянского) совершенно определенное письменное указание, что он продолжает считать себя законным Местоблюстителем и меня обязывает оставаться в должности Заместителя». (См. резолюцию и письмо митр. Сергия от 31 мая/13 июня 1926 г., где он отказывается подчиниться митр. Петру в его распоряжении передать власть митр. Агафангелу). (Л. Регельсон).

1928: В марте митр. Сергий (Страгородский) обратился с письмом к архиеп. Пекинскому Иннокентию (Фигуровскому) (РПЦЗ). Он просил его доложить о состоянии Православной Церкви в Китае. Владыка Иннокентий, справедливо полагая, что митр. Сергий декларацией 1927 г. призвал всех эмигрантов проявить лояльность к советской власти, не ответил на это письмо.

1928: 25 марта, в день освобождения Греции от турецкого ига (1821 г.) во всех Кипрских церквах прошли молебны о соединении Кипра с Грецией.

1928: 29 апреля почил о Господе Оптинский старец Нектарий. После закрытия Оптиной пустыни он жил в ссылке, откуда продолжал окормлять своих духовных чад. К декларации митрополита Сергия он относился отрицательно и не принимал к церковному общению поминающих митр. Сергия, т.ч. напутствовал старца непоминающий митр. Сергия священник Адриан (Рымаренко), впоследствие архиепископ РПЦЗ Андрей. От поминающих митр. Сергия оптинских иеромонахов старец не принял причастие. Преп. Нектарий был прославлен в лике новомученников и исповедников российских Зарубежной Церковью в 1981 г. и позже, как местночтимый святой в РПЦ МП.

1928: 9 мая вышел указ митр. Сергия за N 104, в котором говорилось, что «самочинно возникшее в Сремских Карловцах Высшее Управление русскими заграничными православными епархиями и общинами объявлено упраздненным, а его действия и распоряжения — не имеющими канонической силы и отмененными. Архиереям и клирикам, подчиняющимся названному Управлению, предложено было (независимо от того, дадут ли они или не дадут известное обязательство в лояльности) сделать постановление о ликвидации Управления или же по крайней мере каждому в отдельности порвать с этим Управлением и со всей группой, возглавляемой им (п. VII). Тех, кто откажется исполнить наше постановление (опять-таки «независимо от того, дано или не дано вышеназванное обязательство») предположено «предать соборному суду как ослушников законного священноначалия и учинителей раскола, с запрещением (смотря по вине и упорству) в священнослужении впредь до суда или до раскаяния» (VIII-в)». (ЖМП, 1934 г.).

1928: В июне Харбинские архиереи получили Указ Временного Московского Священного Синода от 20 июня 1928 г., обращенный к Карловацкому Священному Синоду и митрополиту Евлогию (Георгиевскому). В Указе этом говорилось и о том, что всякий клирик признающий Московский Синод, но не принимающий советское гражданство, отстраняется от несения своего церковного послушания. Ни один из архиереев на территории Китая не посчитал возможным для себя принять этот Указ (впрочем, некоторое время преосвященный Нестор (Анисимов) колебался и даже заявил о признании митрополита Сергия, но позднее переменил свое решение). (свящ. Дионисий Поздняев, Православие в Китае).

1928: 4 сентября было выработано совместное соглашение Конст-ой и Греческой Церкви относительно Константинопольских епархий, оказавшихся после Лозаннского мирного договора (1923) на территории Греции. Успеху соглашения способстовала личная дружба и личная переписка между патриархом Василием III и его бывшим учеником архиеп. Афинским Хризостомом (Пападопулосом). К епархиям «новых территорий» относятся следующие митрополии: Кассандрийская, Фессалоникийская, Драмская, Сидирокастрийская, Ланкадасская, Полианийская, Сисанийская, Филиппская, Неокринская, Неапольская, Зинхийская, Маронийская, Александрупольская, Парамифийская, Яннинская, Гревенская, Хиосская, Никопольская, Иериссосская, Серрская, Мифимнская, Елевферупольская, Эдесская, Китрская, Дидимотихская, Митилинская, Лимнская, Гуменисская, Верийская, Дриинупольская, Ксанфская, Елассонская, Самосская, Касторийская, Сервийская, Флоринская. Греческое правительство сразу узаконило это соглашение, в котором было несколько пунктов:

1) каким образом митрополиты «новых территорий» должны принимать участие в заседания Св. Синода Элладской Церкви и других административных учреждениях.

2) как они должны избираться и о правах патриарха предлагать кандидатов и утверждать кандидатуры.

3) положение патриарха, как последней церковной судебной инстанции, решения которой не подлежат аппеляции.

4) Элладская Церковь обязана извещать патриарха, когда кафедры «новых территорий» освобождаются и когда они замещаются, посылать патриарху протоколы избрания новых митрополитов, их исповедание веры и присяги верности Вселенскому патриарху, а также обязаны извещать, когда эти митрополиты принимают участие в заседаниях Св. Синода Элладской Церкви.

5) митрополиты «новых территорий» обязаны посылать годовой отчет патриарху.

6) митрополиты обязаны поминать имя патриарха во время Божественной литургии.

7) патриарх сохраняет полную каноническую власть над ставропигиальными монастырями «новых территорий», т. е. Св. Гора Афон осталась под прямым управлением Константинополя

(A New Study of the Patriarchal and Synodical Act of 1928, by Metropolitan Demetrios of Sebasteia).

1928: В октябре архиепископ Елевферий Литовский и Виленский приезжал в Москву для доклада о своих епархиальных делах и о положении Православной Церкви в Польше. В ноябре того же года владыка Елевферий был возведен в сан митрополита. После увольнения митр. Евлогия (Георгиевского) от должности управляющего Западноевропейскими приходами Русской Церкви митр. Елевферий был назначен митр. Сергием на эту должность 24 марта 1930 г. как временно управляющий, с 30 апреля 1931 г.- как управляющий. (Акты С. 177).

1928: 16 октября скончался митрополит Агафангел (Преображенский) Ярославский. Он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в 1981 г. Собором РПЦЗ и в 2000 г. Собором РПЦ МП.

1928: 12 декабря скончался Антиохийский патриарх Григорий IV (Хаддад). Он возглавлял Антиохийскую Церковь с 1906 г. Патриарх Григорий был большим другом Русской Церкви, в 1913 г., по приглашению Государя, они прибыл в Россию на Романовские торжества, посвященные 300-летию дома Романовых, где ему была устроена торжественная встреча и где он близко познакомился со многими русскими иерархами, с одним из которых, митрополитом Антонием (Храповицким), его связывали дружеские узы до самой смерти. Свой «Опыт Христианского Православного Катехизиса» митр. Антоний посвятил патриарху Григорию. В тот же приезд в Россию, в 1913 г., патриарх Григорий принял участие в хиротонии епископа Алексея (Симанского), будущего патриарха Московского. Патриарх Григорий был муж ученый и отличался благочестием. После его смерти в Антиохийском патриархате наступило смутное время и патриарший престол оставался не занятым до января 1931 г.

1928: 31 декабря. Последняя запись в дневнике архиеп. Серафима (Самойловича) Угличского:

«Поздняя литургия. Сегодня я не служил — думаю помолиться в Нов[ый] год. Сегодня получил большую почту — Есть много дум и довольно тяжких. Страждет наша св. Церковь. Вот и год миновал — канул в вечность — год тяжелый — большой, много пришлось всем пережить и перечувствовать, но и мне лично он много принес горестей, обид и все же духовного высокого настроения. Я прошел через великое горнило и испытаний и искушений. Только к празднику Р[ождества] Хр[истова] получил полное духовное умиротворение, окончательно выравнивается наше делание и становится определеннее и политика м[итрополита] С[ергия] и наше противление этому новообновленцу. Мне кажется, пора уже сказать свое слово и отмежеваться от м[итрополита] С[ергия], ибо мы своим именем смущаем слабых и немощных, а людям, сожженным в своей совести, дают повод говорить о силе их политики и незыблемости их положения.

Утратили старца м[итрополита] Агафангела, который явил великий образ и смиренномудрия и смирения. История скажет свое правдивое слово и благословит его имя. Вечный покой ему». («Год скорби и печали», публикация прот. А. Салтыкова и Н. Д. Егорова).

1928: Иеромонах Пантелеимон Нижник (впоследствии архимандрит) приобрел участок земли около поселка Джорданвилль, в Нью-Йоркском штате, где основал св. Троицкий монастырь. После покупки он еще 2 года вместе со своим сподвижником Иваном Колос (впоследствие архим. Иосиф) работали на заводе Сикорского, чтобы выплатить заем.

1928: В Тбилиси состоялся Поместный Собор Грузинской Церкви, на котором был избран новый католикос — патриарх всея Грузии Христофор. На заседании под председательством новоизбранного патриарха архиереи приняли решение ввести в Грузинской Церкви новый стиль. Под этим документом подписались патриарх и несколько архиереев. Реформа, будучи отвергнута народом и большинством священников, полностью провалилась и через несколько месяцев была отменена. За спиной этого Собора стояла довольно одиозная личность. Еще в конце 1920-х годов, будучи во главе чекистов Грузии, Лаврентий Павлович Берия значительно подчинил своему влиянию Грузинскую Православную Церковь. Своим опытом он поделился еще в 1929 году в специальной записке: «Длительной нашей работой нам удалось создать оппозицию католикосу Амвросию и тогдашней руководящей группе грузинской церкви, и… в 1927 году в январе месяце удалось полностью вырвать из рук Амвросия бразды правления Грузинской церковью и вместе с его приверженцами удалить от руководящей роли в Грузинской церкви. В апреле месяце, после смерти католикоса Амвросия, католикосом был избран митрополит Христофор, вполне лояльно относящийся к Соввласти, и уже собор, избравший Христофора, декларировал свое лояльное отношение к власти и осудил политику и деятельность Амвросия, в частности, и грузинскую эмиграцию». (Борис Соколов, Диалог с дьяволом).

1929: В феврале епископ Виссарион (Джованни) вместе с находившимся в течение нескольких лет в Албании епископом Сербской Православной Церкви Виктором, без каких бы то ни было предварительных соглашений с Константинополем, хиротонисал трех епископов-албанцев. Четыре епископа составили Священный Синод Албанской Православной Церкви, который незамедлительно избрал епископа Виссариона своим председателем и архиепископом всея Албании.

Вслед за утверждением Св. Синода королем-мусульманином Ахметом Зогу Синод провозгласил Албанскую Православную Церковь автокефальной, а ее Предстоятель письменно уведомил о происшедшем в Албании другие Православные Церкви. Албанским Св. Синодом был принят устав, кот. гласил: «Официальным языком Албанской Церкви является албанский… Архиепископ, епископы, региональные архиерейские уполномоченные, великий эконом — митрофор, главный секретарь Священного Синода, а также клирики — помощники и заместители Архиепископа и епископов должны быть по крови и языку албанцами и албанскими подданными… Все упоминаемые в ст. 16 клирики, находящиеся на служении Автокефальной Албанской Церкви, если не имеют перечисленных в вышеназванной статье качеств, с начала вступления в силу настоящего Устава лишаются церковного сана».

Узнав о происшедшем, Конст-ий патриарх немедленно направил следующую телеграмму королю Албании: «С огромным изумлением Вселенская Патриархия узнала о нечестивых и неправильных рукоположениях епископов, противоречащих соглашению, заключенному в Тиране… Вселенская Патриархия считает эти противоканонические рукоположения недействительными и не существующими; налагает на провинившихся наказания лишением чинов и прав, а также оставляет за собой полную свободу для защиты и сохранения церковного порядка, священнических институтов и авторитета канонических законов». Патриархия обратилась также с посланием к албанской православной пастве, в котором призывает ее избегать всякого церковного общения с низвергнутыми Патриархией епископами, чьи действия теперь лишены духовной силы. О своих действиях в отношении Албанской Православной Церкви Патриархия поспешила уведомить Православные Церкви в надежде, что и они также отреагируют отрицательно на происшедшее в Албанской Православной Церкви. Сербскую же Патриархию Константинополь просил принять строгие меры против своего епископа Виктора, принявшего участие в незаконном рукоположении трех новых епископов. (Цанков С., протпопр., проф., д-р. Албанская Православная Церковь и ее устройство. София, 1935).

1929: Румынский патриарх Мирон при поддержке премьер министра Юлия Маниу (униата) опять сделал попытку ввести в Румынской Церкви западную пасхалию. Митрополит Бессарабский Гурий открыто выступил против своего первоиерарха и приказал клирикам своей епархии праздновать Пасху со всеми остальными Православными Церквами. Бухарестские священники РПЦЗ также не подчинились этому указу. Патриарх вынужден был отказаться от дальнейшего изменения пасхалии. В это время ряды румынских старостильников значительно пополнились.

1929: На Съезде в Детройте произошло объединение румынских православных приходов США и Канады. Тогда же было решено просить Румынскую Церковь учредить в Америке Румынскую Православную Миссионерскую Епархию. Св. Синод Румынской Церкви во исполнение этого прошения хиротонисал во епископа Поликарпа (Моруша), который только в 1935 году прибыл в Детройт, где и утвердил управление над румынскими приходами США и Канады.

1929: 9 апреля 15 униатских священников украинской греко-католической Церкви собрались в г. Аллентоун, шт. Пенсильвания и приняли решение перейти в Православие и основать Украинскую православную епархию. Следующее собрание состоялось в 1931 г.

1929: 26 мая, несмотря на протесты патр. Мирона (Кристя), Румынский парламент заключил конкордат Ватикана с Румынской Православной Церковью, патриарх, как член правительства вынужден был его подписать.

1929: 28 мая глава Элладской Церкви архиеп. Афинский Хризостом написал письмо патриарху Константинопольскому Василию III, в котором извещал его, что Св. Синод Элладской Церкви согласен на все условия Конст-ля относительно митрополитов «новых территорий» с одной поправкой, — они должны на Божественной литургии наравне с патриархом поминать Св. Синод Элладской Церкви. Патриарх принял эту поправку. (A New Study of the Patriarchal and Synodical Act of 1928, by Metropolitan Demetrios of Sebasteia).

1929: Советские войска на Дальнем Востоке вторглись в пределы Китая в Трехречье, преследуя русских беженцев из Сибири и белогвардейцев. По поводу зверств большевиков в Трехречье митрополит Антоний (Храповицкий) отозвался обращением ко всем народам мира: «Душу раздирающие сведения идут с Дальнего Востока. Красные отряды вторглись в пределы Китая и со всей своей жестокостью обрушились на русских беженцев-выходцев из России, нашедших в гостеприимной китайской стране прибежище от красного зверя. Уничтожаются целые поселки русских, истребляется все мужское население, насилуются и убиваются дети, женщины. Нет пощады ни возрасту, ни полу, ни слабым, ни больным. Все русское население, безоружное, на китайской территории Трехречья умерщвляется, расстреливается с ужасающей жестокостью и с безумными пытками». (Письма блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого). Джорданвилль, 1988. С. 106). Волна русских беженцев хлынула в Харбин, где все они получили кров, пищу, внимательное отношение в «Доме-убежище», и лишь к 1930 г. они стали возвращаться в Трехречье. Богородице-Владимирская женская обитель также приняла участие в их судьбе. При Обители был создан приют для девочек во имя Св. Равноап. Княгини Ольги.

1929: В июле архиепископ Хризостом (Пападопулос), глава Элладской Церкви, созвал Архиерейский Собор, чтобы узаконить введение нового стиля и осудить не признающих его. Из 44 епископов присутствовавших на Соборе, 13 его покинули, 27 отказались его подписать и только 4 поставили свои подписи. (Вл. Мосс).

1929: Летом польские римо-католические духовные власти предъявили в Окружных Судах 724 иска об изъятии из рук православного населения храмов и имущества церковного. Они требовали возврата всего того имущества, которое уже более 100 лет, как вернулось в руки своего первоначального обладателя — православного населения. В конце лета стало известным, что к Волынской Православной Духовной Консистории было предъявлено 144 иска, к Виленской — 71, к Гродненской — 159 и к Полесской — 248. Наиболее угрожаемыми оказались Гродненская и Полесская епархии, в которых было — в первой 174 прихода и во второй — 320. Под угрозой отобрания у православных оказались, в числе других святынь, кафедральные соборы в Кременце, Луцке, Пинске, монастыри — Виленский, Дерманский, Жировицкий, Зимненский, Корецкий, Кременецкий, Мелецкий и даже величайшая святыня в Польше — Почаевская Св. Успенская Лавра. (К. Свитич…)

1929: 29 сентября на 87 году жизни скончался патриарх Конст-ий Василий III.

1929: 7 октября в Фанаре члены Синода Конст-го патриархата на место скончавшегося патриарха Василия III выбрали нового патриарха митрополита Деркосского Фотия (Маниатис), за него проголосовало 17 из 18 архиереев. Патриарх Фотий II родился в 1874 г. Окончил Афинский университет, где изучал богословие и философию, после учебы принял монашество, священный сан принял в 1902 г., в 1915 был посвящен в епископа Иринопольского, в 1924 г. стал митроп. Филадельфийским и в том же году был переведен на Деркосскую кафедру.

1929: В декабре митр. Петр пишет письмо митр. Сергию: «Ваше Высокопреосвященство, простите великодушно, если настоящим письмом я нарушу душевный покой Вашего Высокопреосвященства. Мне сообщают о тяжелых обстоятельствах, складывающихся для Церкви в связи с переходом границ доверенной Вам церковной власти. Очень скорблю, что Вы не потрудились посвятить меня в свои планы по управлению Церковью. А между тем Вам известно, что от местоблюстительства я не отказывался и, следовательно, Высшее Церковное Управление и общее руководство церковной жизнью сохранил за собою. В то же время смею заверить, что (с должностью? — Сост.) (нрзб.) заместителя Вам предоставлены полномочия только для распоряжения текущими делами, быть только охранителем текущего порядка. Я глубоко уверен, что без предварительного сношения со мною Вы не предпримете ни одного ответственного решения, каких-либо учредительных прав я Вам не предоставлял, пока со мною местоблюстительство и пока здравствует митрополит Кирилл и в то же время был жив митрополит Агафангел. Поэтому же я и не счел нужным в своем распоряжении о назначении кандидатов в заместители упомянуть об ограничении их обязанностей, для меня не было сомнений, что заместитель прав установленных не заменит, а лишь заместит, явит собой, так сказать, тот центральный орган, через который местоблюститель мог бы иметь общение с паствой. Проводимая же Вами система управления не только исключает это, но и самую потребность в существовании местоблюстителя, таких больших шагов церковное сознание, конечно, одобрить не может. Не допускал я оговорок, ограничивающих обязанности заместителя, и по чувству глубокого уважения и доверия к назначенным кандидатам, и прежде всего к Вам, имея в виду при этом и Вашу мудрость. Мне тяжело перечислять все подробности отрицательного отношения к Вашему управлению: о чем раздаются протесты и вопли со стороны верующих, от иерархов и мирян. Картина церковных разделений изображается потрясающей. Долг и совесть не позволяют мне оставаться безучастным к такому прискорбному явлению, побуждая обратиться к Вашему Высокопреосвященству с убедительной просьбой исправить допущенную ошибку, поставившую Церковь в унизительное положение, вызвавшее в ней раздоры и разделения и омрачившее репутацию ее предстоятелей. Равным образом прошу устранить и прочие мероприятия, превысившие Ваши полномочия. Такая Ваша решимость, надеюсь, создаст доброе настроение в Церкви и успокоит измученные души чад ее, а по отношению к Вам для общего нашего утешения сохранит то расположение, каким Вы заслуженно пользовались и как церковный деятель, и как человек. Возложите все упование на Господа, и Его помощь всегда будет с Вами. Со своей стороны я, как первостоятель Церкви, призываю всех священнослужителей и церковных деятелей проявить во всем, что касается гражданского законодательства и управления, полную лояльность. Они обязаны беспрекословно подчиняться правительственным распоряжениям, если те не нарушают святой веры и вообще не противны христианской совести; и не должны заниматься какой-либо противоправительственной деятельностью, не должны выражать ни в храмах, ни в частных беседах ни одобрения, ни порицания их действий и вообще вмешиваться в дело, не относящееся к Церкви. Смею, однако, надеяться, что действительность не может указать среди представителей православного епископата и клира случай подобной нелояльности. Ни в мое непосредственное управление, ни после не было слышно ни об одном политическом преступлении со стороны духовных лиц. Если бы эти преступления имели место, то, надо полагать, виновные подверглись бы гласному судебному процессу; но на судах политических преступников не упоминается о представителях духовенства. Я охотно готов признать, что и само правительство давно убедилось в аполитичности Православной Церкви, и Вы, Владыка, можете себе представить: с каким воплем у нас должны отнестись священнослужители, особенно томящиеся в тюрьмах и ссылках, к голословному заявлению о словах и делах, а затем и о постигшей многих горькой участи. Между прочим, мне пишут, что епископ Василий о делах от моего имени представил Вам доклад. Должен заметить, что ни ему, ни другому моему сожителю я не давал никаких поручений, касающихся церковных дел. О себе лично скажу, что я прошел все виды страданий, которые можно себе представить, казалось, что у меня одно время года — время скорби, но Господь, видимо не оставляет меня. Он поддерживает мои силы, ослабляемые тяжелыми условиями изгнания, и вносит в душу упокоение, которое, если и отравляется, то только болью о Церкви. Милость Божия да будет с Вами, Вашего Высокопреосвященства Послушник

М (итрополит) П (етр).» (Губонин, Акты… 681).

1929: 17 декабря большевики взорвали Чудов монастырь в Кремле.

1929: В своем Рождественском послании, разосланном главам автокефальных Церквей, митрополит Дионисий Варшавский писал:

«Нашу Святую Православную Церковь в Польше посетил Господь в истекшем году бедствием, равным избиению Вифлеемских младенцев, ибо клир Римский хочет отнять от нас половину святых храмов наших и тем лишить более двух миллионов верующих младенцев наших духовного окормления и церковной жизни». (К. Свитич…)

1929: Архиеп. Иларион (Троицкий) скончался в Ленинградской тюрьме. Он был прославлен в лике новомучеников РПЦЗ в 1981 г. и в 2000 г. РПЦ МП. Летопись церковных событий

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика